«Формы организации музыкальной деятельности дошкольников на занятиях ДОУ посредством игровых технологий»
Формирование музыкальной культуры детей проявляется во всех видах музыкальной деятельности. Песенки малых форм, попевочки, музыкальной игры, помогают музыкальному руководителю мотивировать детей к проявлению талантов, формируя в них уверенность в себе, своих силах.
Дети раскроют свои способности в вокальном и танцевальном творчестве, драматургии, речевом развитии и физическом развитии.
Именно в музыкальной деятельности происходит формирование образного мышления и воображения, этим она интересна и привлекательна для ребенка.
Цель: развитие творческого потенциала, образного мышления, речевой активности, развитие интереса к необычным формам исполнения.
Задачи: создать эмоционально положительную атмосферу, научить ориентироваться в пространстве, придумывать характерные действия персонажа.
«Андрей-воробей»
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Гоняй галочек,
Из-под палочек.
Педагог исполняет попевку, знакомит детей с мелодией.
Обсуждает с детьми о чем в ней поется, о каких птичках. Все ли дети обратили внимание, что кроме воробья, еще поется про птичку галку и голубей. Рассказать детям об этих птицах. У воробья есть имя – Андрей. Проговорить с детьми текст.
Для детей 3-5 лет.
Проговаривая текст, сначала музыкальный руководитель отстукивает метро-ритм, затем исполняет вместе с детьми. Разучивают мелодию на одном звуке, затем на двух. При исполнении попевки можно использовать музыкальные и шумовые инструменты для сопровождения.
Инсценировка тоже будет актуальна. Фантазия детей не имеет границ. Похвалить детей за проявленную фантазию.
Для детей 6-7 лет.
Проговаривая текст, сначала музыкальный руководитель отстукивает метро-ритм, затем ритмический рисунок, дети повторяют. Разучивают мелодию на одном звуке, затем на двух. Позже, повторяя попевку на последующих занятиях, можно использовать трезвучия, поступенное движение мелодии, движения мелодии вниз и вверх, плавно-легато, отрывисто-стаккато, использовать музыкальные и шумовые инструменты для сопровождения (колокольчики, бубны, маракасы и т.д.). Похвалить детей за разнообразное исполнение.
Таким образом, развивается интерес детей к запоминанию необычных форм исполнения, чувство ритма, чистая интонация, внимание, желание и умение подражать, фантазировать, продолжает развиваться детская речь.
«Два кота»
Та, та, два кота,
Два пушистеньких хвоста.
Серый кот в чулане,
Все усы в сметане.
Черный кот залез в чулан,
И мышонка там поймал.
Педагог исполняет песенку, знакомит детей с мелодией.
Обсуждает с детьми о чем (2 кота и мышонок) в ней поется, сколько котов, какого они окраса (цвета), объяснить непонятное слово «чулан». Проговорить с детьми текст. Обратить внимание на незатейливый характер песенки. Петь легко и естественно, немного манерно.
Для детей 4-5 лет.
Проговаривая текст, сначала музыкальный руководитель отстукивает метро-ритм, затем исполняет вместе с детьми.
Разучивают мелодию. Педагог поет, дети по-возможности подпевают, затем поют самостоятельно. При очередном исполнении песенки можно использовать музыкальные и шумовые инструменты для сопровождения. Песенку разделить на три части и исполнить по группам, каждая исполняет свой образ.
Инсценировка тоже будет актуальна. Фантазия детей не имеет границ. Похвалить детей .
Для детей 6-7лет.
Проговаривая текст, сначала музыкальный руководитель отстукивает метро-ритм, затем ритмический рисунок, дети повторяют. Разучивают мелодию. Педагог поет, дети по возможности подпевают, затем поют самостоятельно.
Песенку разделить на три части и исполнить по группам, каждая исполняет свой образ.
При исполнении песенки можно использовать музыкальные и шумовые инструменты для сопровождения (колокольчики, бубны, маракасы и т.д.).
Обсудить с детьми, пофантазировать, что сделал черный кот с мышонком, когда его поймал (поиграл, съел, кот поймал мышонка, а тот вырвался и убежал в норку).
Детям очень нравиться инсценировать эту песенку. Ребята придумывают различные движения своим героям. Выступают с песенкой как артисты на сцене (соло, дуэт, трио, квартет и т.д). Детям нравится, чтобы им аплодировали. Похвалить детей за образность исполнения . Все артисты молодцы!
Таким образом, у детей развивается воображение, наблюдательность, умение передавать музыкально-двигательный образ. Дети учатся интонировать, петь ритмично, изменять характер движения с изменением текста, самостоятельно создавать музыкально-двигательный образ в соответствии с текстом, эмоционально и выразительно придумывать интересные жесты, имитировать характерные действия персонажа (облизывается, все усы в сметане, крадется в чулан, ловит мышонка).
«Еж, еж»
-Еж, еж, где живешь,
Кому яблочко несешь?
- Я живу в густом лесу,
Маме яблочко несу!
Педагог исполняет песенку, знакомит детей с мелодией.
Обсуждает с детьми о ком в ней поется (о ежике, который несет маме яблоко). Можно разделить песенку на две части (вопрос-ответ). Проговорить с детьми текст. Обратить внимание на незатейливый характер песенки. Петь легко и естественно, немного манерно.
Для детей 4-5 лет.
Проговаривая текст, сначала музыкальный руководитель отстукивает метро-ритм, затем вместе с детьми. Разучивают мелодию. Педагог поет, дети по-возможности подпевают, затем поют самостоятельно.
При очередном исполнении песенки можно использовать музыкальные и шумовые инструменты для сопровождения. Инсценировка тоже будет актуальна. Фантазия детей не имеет границ.
Дети стоят в кругу, в центре ребенок-ежик (на голове шапочка ежа, в руке яблоко). Исполнить песенку по ролям.
Предложить ежику, другому ребенку спрятаться в центре круга (закрыть лицо ладошками), дети идут по кругу хороводным шагом, исполнить песенку по ролям и т. д. Похвалить детей .
Для детей 6-7лет.
Проговаривая текст, сначала музыкальный руководитель отстукивает метро-ритм, затем ритмический рисунок, дети повторяют. Разучивают мелодию. Педагог поет, дети по-возможности подпевают, затем поют самостоятельно. Песенку разделить на две части и исполнить по группам, каждая исполняет свой образ.
Дети очень любят инсценировать эту песенку, придумывать различные варианты исполнения.
Дети стоят в кругу, в центре ребенок-ежик (на голове шапочка ежа, в руке яблоко). Исполнить песенку по ролям.
Предложить ежику, другому ребенку, спрятаться в центре круга (закрыть лицо ладошками), дети идут по кругу хороводным шагом, исполнить песенку по ролям и т.д.
Разделить детей: мальчики - ежики, прячутся в центре круга (закрывают лицо ладошками) ), девочки идут по кругу хороводным шагом, исполнить песенку по ролям, затем поменяться ролями.
Мальчик-ежик прячется (приседает, закрыв лицо ладошками) в центре зала, остальные дети делают вид, что ищут ежика.
Расставить стульчики по залу врассыпную, все дети - ежики прячутся за стульчики, воспитатель их ищет.
Можно использовать эту инсценировку в работе с родителями (на концертах, досугах, собраниях): все дети-ежики врассыпную по залу прячутся, родители ходят и ищут.
При исполнении песенки можно использовать музыкальные и шумовые инструменты для сопровождения. Похвалить всех участников.
Таким образом, развиваются интонирование, навыки игровой выразительной и эмоциональной передачи образов (мимика, поза, жест, движение), умение ориентироваться в пространстве. Развивается быстрота реакции и творческое воображение.
«Стройка»
Тук, тук, молотком,
Мы построим новый дом.
Цель: развивать моторику двигательного аппарата, слуховое восприятие, артикуляцию, речевую декламацию (ритмо-декламация), ритмическую активность, сочетание речи и движения.
Задачи: развивать память, слух, ритм, обратить внимание на правильную артикуляцию. Передавать в движении и речи динамику «пиано» и «форте», формировать правильную осанку, учить детей координировать движения рук и ног, выполнять широкие движения и небольшие шаги, развивать детскую двигательную фантазию, развивать речь, развивать творческое воображение.
Дети стоят в кругу. Предложить детям приехать на стройку на транспорте, который они сами себе представят. Взять в руки руль и издавая разные звуки (тыррр,пых, жжжж и т. д.), ехать.
Издаваемые звуки разогревают мышечный речевой аппарат.
Стоп. Приехав на стройку, надеть воображаемые каски и взять инструмент.
Дети смотрят на педагога, который четко проговаривает текст, хлопая сначала метро-ритм, затем ритмический рисунок. Дети повторяют.
Сначала движения для рук: «Большой молоток» - правая рука - в кулачке сверху, левая рука – «гвоздик», снизу под правым кулачком и размашистым движением, проговаривая слова, ритмично ударять «большим молотком» по «гвоздю» пульсируя метро-ритм.(сначала четвертями).
Затем задания усложняются. Форте - проговариваем громко и соответственно движения рук размашистые, пиано, наоборот - проговариваем тихо и соответственно движения рук мелкие. Затем, прохлопываем ритмический рисунок и соответственно: форте- проговариваем громко и соответственно движения рук размашистые, пиано, наоборот - проговариваем тихо и соответственно движения рук мелкие.
Затем меняем руки: «Большой молоток» - левая рука - в кулачке сверху, правая рука – «гвоздик». Выполнить задание: исполнить форте или пиано, метро-ритм: сначала проговорить четверти –«та», потом слова с движениями, затем ритмический рисунок: проговорить четверти «та-та», восьмые «ти-ти», потом четко проговаривая слова.
Теперь руки убрать за спину.
Вопрос детям: «Как показать молоток и гвоздь без рук?»
(Ответ: Молоток – нога , высоко поднимать ногу согнутую в колене и опускать со стуком на пол , «стучать».)
- руки за спиной или на поясе.
*активно сгибая правую ногу в коленке и твердо опуская ее на пол, исполнить метро-ритм четвертями, сначала на форте проговаривая четверти «ТА-ТА»,потом метро-ритм со словами; затем действия те же, но проговариваем ритмический рисунок «ТА-ТА, ти-ти, ТА»…
* то же задание левой ногой,
* Вопрос детям: «Как ножкой показать маленький молоточек?»
(ответ: Нужно ножку поставить вперед на носочек).
* То же самое задание , что описано выше, только ножку ставим вперед на носочек и все действия выполнять на пиано и проговаривать шепотом.
* Предложить детям придумать свой вариант, изобразить молоток и гвоздь.
Таким образом, педагог оценивает для себя каждого ребенка по критериям: артикуляция, ритм, координация, интерес к игровому процессу, творческую инициативу.
Проблема координации деятельности всех участников воспитательного процесса в образовательном учреждении и поиск путей её решения не теряет своей актуальности. Реализация диалоговых отношений в воспитательном пространстве детского сада обеспечивает детям чувство психологического комфорта, способствует созданию условий для их всестороннего развития, помогает эффективной работе всего дошкольного образовательного учреждения в целом.
Музыкальное воспитание ребёнка как важнейшая составляющая его духовного развития может стать системообразующим фактором организации жизнедеятельности детей. Музыка способна объединить воспитательные усилия педагогов детского сада с целью гармоничного воздействия на личность ребёнка.
Один из вариантов использования потенциала музыкального искусства связан с фоновой музыкой – музыкой, звучащей «вторым планом», без установки на осознанное восприятие на занятиях и в свободной деятельности. Насыщение детской жизнедеятельности музыкой, расширение и обогащение опыта её восприятия происходят благодаря непроизвольному накоплению музыкальных впечатлений. Педагоги, исследуя особенности развития музыкального восприятия, пришли к выводу: большое значение имеет не только обучение, но и стихийное накопление опыта восприятия, интонационного запаса.
Использование фоновой музыки является одним из доступных и эффективных методов психолого-педагогического воздействия на ребёнка в условиях образовательного учреждения и помогает решать многие задачи образовательно-воспитательного процесса:
• создание благоприятного эмоционального фона, устранение нервного напряжения и сохранения здоровья детей;
• развитие воображения в процессе творческой деятельности, повышение творческой активности;
• активизация мыслительной деятельности, повышение качества усвоения знаний;
• переключения внимания во время изучения трудного учебного материала, предупреждение усталости и утомления;
• психологическая и физическая разрядка после учебной нагрузки, во время психологических пауз, физкультурных минуток.
Педагог, включая музыку в НОД, может ориентироваться на возможности активного и пассивного её восприятия детьми. При активном восприятии он намеренно обращает внимание ребёнка на звучание музыки, её образно-эмоциональное содержание, средства выразительности ( мелодия, темп, ритм и др.). при пассивном восприятии музыка выступает фоном к основной деятельности, она звучит не громко, как бы на втором плане.
Степень активности восприятия музыки детьми в НОД определяется воспитателем.
Звучание музыки фоном в режимные моменты ( приём детей утром, настрой на занятия, подготовка ко сну, подъём и др.) создаёт эмоционально комфортный климат в группе.
Примерное расписание звучания фоновой музыки:
(Время звучания музыки корректируется для каждой группы в соответствии с возрастом детей).
Время звучания: Преобладающий эмоциональный тон:
7.30 – 8.00 Радостно-спокойный
8.40 – 9.00 Уверенный, активный
12.20 – 12.40 Умиротворённый, нежный
15.00 – 15.15 Оптимистично-просветлённый, спокойный
Форма восприятия музыки:
Активная: (педагог намеренно обращает внимание ребенка на звучание музыки, ее образно-эмоциональное содержание, средства выразительности (мелодия, темп, ритм и др.)
Познание;
Игровая;
Музыкально-художественная;
Двигательная;
Коммуникативная
Пассивная: (педагог использует музыку как фон к основной деятельности, музыка звучит негромко как бы на втором плане)
Трудовая;
Познание;
Продуктивная;
Восприятие художественной литературы;
Коммуникативная.
Непроизвольный слуховой опыт детей должен пополняться на основе лучших образцов музыкальной культуры: классическая музыка несёт в себе выразительные образы вечных понятий – красоты, добра, любви, света, образы эмоциональных состояний, свойственных и ребёнку, и взрослому.
Музыка, развивая способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе восприятия, оказывают влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Музыкально-эстетические впечатления способствуют развитию эмоциональных центров мозга, активизируя умственную деятельность, что является важным для интеллектуального развития воспитанника. Воздействуя на нравственное и эстетическое развитие ребёнка, музыка может являться ценной основой воспитательной системы в условиях дошкольного образовательного учреждения.
По новым требованиям ФГТ, мы идем от интересов ребенка, создаем ему ситуацию успеха. Для того, чтобы деятельность была более успешной, необходимо не только ее оснащение, но и положительно – эмоциональный настрой на предстоящую деятельность. Не все дети одинаково переключаются с одной деятельности на другую. Некоторым необходимо более длительное время, чтобы настроится на предстоящую деятельность.
Как музыкальный руководитель я могу предложить опробированный на практике опыт музыкального сопровождения всех видов деятельности дошкольника. Мною разработаны 4 диска по блокам:
Диск№1: «Утро радостных встреч»- Хорошо, если детей в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом.
Список рекомендуемых музыкальных произведений:
1.Бах И. «Прелюдия до мажор»
2.Бах И. «Шутка»
3.Брамс И. «Вальс»
4.Вивальди А. «Времена года»
5.Гайдн Й. «Серенада»
6.Кабалевский Д. «Клоуны»
7.Кабалевский Д. «Петя и волк»
8.Лядов А. «Музыкальная табакерка»
9.Моцарт В. «Маленькая ночная серенада»
10.Моцарт В. «Турецкое рондо»
11.Мусоргский М. «Картинки с выставки»
12.Рубинштейн А. «Мелодия»
13.Чайковский П. «Детский альбом»
14.Чайковский П. «Времена года»
15.Шопен Ф. «Вальсы»
16.Штраус И. «Вальсы»
17. «Антошка» (Ю.Этин, В.Шаинский)
18. «Буратино» (Ю.Энтин, А.Рыбников)
19. «Все мы делим пополам» (М.Пляцковский, В. Шаинский)
20. «Где водятся волшебники» (Ю.Энтин, М. Минков)
21. «Да здравствует сюрприз»
(Ю.Энтин, М. Минков)
22. «Если добрый ты»
(М. Пляцковский, Б.Савельев)
23. «Колокола» (Ю.Энтин, Е.Крылатов)
24. «Крылатые качели»
(Ю.Энтин, Г.Гладков)
25. «Настоящий друг» ((М.Пляцковский, Б.Савельев)
26. «Песенка Бременских музыкантов»
(Ю.Энтин, Г.Гладков)
27. «Прекрасное далеко»
(Ю.Энтин, Е.Крылатов)
28. «Танец утят» (французская народная песня)
Диск №2: «Баю-бай»- Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки.
Список рекомендуемых музыкальных произведений:
1.Альбинони Т. «Адажио»
2.Бах И. «Ария из сюиты №3»
3.Бетховен Л. «Лунная соната»
4.Глюк К. «Мелодия»
5.Григ Э. «Песня Сольвейг»
6. Дебюсси К. «Лунный свет»
7.Колыбельные
8.Римский-Корсаков Н. «Море»
9.Свиридов Г. «Романс»
10.Сен-Санс К. «Лебедь»
11.Чайковский П. «Осенняя песнь»
12.Чайковский П. «Сентиментальный вальс»
13.Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»
14.Шуберт Ф. «Аве Мария»
15.Шуберт Ф. «Серенада»
16. Шуман Р. «Грезы»
Диск №3: «Пробудка»
Особое внимание педагогам следует уделить музыкально – рефлекторному пробуждению детей после дневного сна. Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Небольшая композиция должна быть постоянной в течении примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
Список рекомендуемых музыкальных произведений:
1.Боккерини Л. «Менуэт»
2.Григ Э. «Утро»
3.Дворжак А. «Славянский танец»
4.Лютневая музыка 17 века.
5.Лист Ф. «Утешения»
6.Мендельсон Ф. «Песня без слов»
7.Моцарт В. «Сонаты»
8.Сен-Санс К. «Аквариум»
9.Чайковский П. «Зимнее утро»
10.Чайковский П. «Песня жаворонка»
11.Шостакович Д. «Романс» 12.Шуман Р. «Май, милый май!»
Диск №4: «Не дня без музыки»
Музыка к смене деятельности или началу непосредственной образовательной области.
(Указывает, в какой области ребенок будет действовать).
Список рекомендуемых музыкальных произведений:
1.Цык цык цуцык (логопед)
2. «Книжка с днем рождения» (чтение художественной литературы)
3. «Трудный счет» (ФЭМП)
4. «Как приготовить яичницу» (прием пищи)
5. «Спи моя радость усни» (подготовка ко сну)
6. «Колыбельная Умки» (подготовка ко сну)
7. «Был бы только музыкант» (музыкальная деятельность)
8. «Коробка с карандашами»
(художественная деятельность)
9. «Песенка щенка футболиста»
(здоровье)
10. «На зарядку» (Утренняя гимнастика)
Таким образом, включение фоновой музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания. Музыкальное сопровождение нормализует характер изменения общих активационных процессов, происходящих в связи с обучением. Оно как бы усредняет тип реагирования, ослабляя его в случае избыточности и усиливая при недостаточности. Эти крайние формы реагирования под влиянием музыки сглаживаются, что может быть оценено как положительное для оптимизации процесса обучения Только гармоничная звуковая аура способна сделать миp пpекpасней, а человека – совершенней.
Список литературы:
1. «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.-368 с.
2. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры. Песня, танец, марш. -2-е изд., перераб. - М.:ТЦ Сфера, 2014.-240 с.(2)