Описание результатов профессиональной педагогической деятельности
в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения
учителя начальных классов муниципального автономного
общеобразовательного учреждения гимназии № 4 г. Канска
Горбачевой Марины Богдановны
Проектирование и реализация образовательной деятельности
в соответствии с требованиями Стандарта
Процесс перехода начального образования на новые образовательные стандарты внёс коррективы в мою педагогическую деятельность, сориентировав меня на активный поиск нового содержания образования и изменения приоритетов обучения. Главным ориентиром для меня стали результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
Проектируя свою образовательную деятельность, я ориентируюсь на то, каким должен быть выпускник начальной школы. Эти ориентиры определены в основной образовательной программе начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназии №4 г. Канска.
Целью своей педагогической деятельности считаю создание условий, обеспечивающих достижение обучающимися образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных) и их динамики.
Для реализации этой цели мной решаются задачи, направленные на:
- выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей;
- формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
- становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
- духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающих принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
- сохранение и укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Цели и задачи моей деятельности определили выбор средств, форм и методов обучения. Для достижения цели использую технологии проблемного обучения, критического мышления, рефлексивную, проектную, здоровьесберегающие; индивидуальные и групповые формы организации учебной деятельности; реализую программы внеурочной деятельности; осуществляю мониторинг образовательных результатов. При отборе технологий ориентировалась на их соответствие системно-деятельностному подходу.
Осуществление поставленной цели воплощала через реализацию системно-деятельностного подхода в обучении и программы развивающего обучения Л.В. Занкова, с этого года перешла на программу «Школа XXI века», дидактические принципы и типические свойства которой направлены на достижение оптимального общего развития каждого ребёнка. Основной дидактической единицей является урок, для меня современный урок – это новые технологии и методы обучения, новые приемы организации урока, новая позиция учителя и ученика. Выстраиваю обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, создаю условия для прохождения учебного материала в быстром темпе при ведущей роли теоретических знаний, что позволяет мне стимулировать познавательную активность каждого ребенка, в том числе и слабого.
Организую учебную деятельность, в процессе которой дети не получают готовых знаний, а в совместной с учителем работе добывают их сами. Использую парные и групповые формы работы на уроке, учу детей использовать ресурсы друг друга, договариваться, обсуждать, находить пути решения проблем, выдвигать гипотезы. Дети в постоянном поиске новых способов действия. Мне отведена роль консультанта, я только направляю мысли детей в нужное русло. На своих уроках воспитываю толерантность, уважительное отношение друг к другу, что дает возможность свободно высказать свою точку зрения, аргументировать свою позицию. Главное в моей педагогической деятельности – создать ситуацию успеха для каждого обучающегося.
Создаю условия для формирования умения у детей объективно оценивать свою работу, определять область знания и незнания, работать по правилам дружелюбного спора, тогда даже робкие дети намного быстрее преодолевают психологический барьер. Формирую у каждого ребенка способность к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности обучаться в основной школе, позволяет мне рефлексивная технология. Под моим руководством дети размышляют о том, что на их взгляд удалось, не удалось и почему? Над чем предстоит работать дальше.
Особое внимание уделяю применению в образовательной деятельности информационно - коммуникационных технологий. Под моим руководством обучающиеся выполняют творческие задания, требующие умений добывать информацию из разных источников, применять и ориентироваться в информационном поле. Продуктами образовательной деятельности учащихся являются презентации с использованием программ Microsoft Word, Microsoft PowerPoint. В своей педагогической деятельности я использую как готовые программы-тренажеры, так и собственные (создаю схемы, таблицы, тесты, рисунки), применяю дифференцированные задания. Для повышения эффективности урока использую УМК «Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия», создаю интерактивные тесты, презентации, что повышает качество обучения, позволяет сделать его динамичным и решать несколько задач: наглядность, доступность, индивидуальность, контроль, самостоятельность, позволяет экономить время на уроке, повышает интерес учащихся на уроках к предмету. Применение компьютера помогает мне решать специальные практические задачи: формировать учебные умения, обогащать словарный запас школьников, контролировать знания обучающихся. Использование информационно-коммуникационных технологий в контрольно-оценочной деятельности через ведение электронного журнала позволяет мне выстраивать оперативное взаимодействие с родителями, что обеспечивает позитивную динамику учебных достижений учащихся.
Для сохранения здоровья обучающихся на уроках использую тренажеры для глаз и снятия утомления. Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление, являются физкультминутки, которые положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Смена организационных форм деятельности на уроках также направлена на здоровьесбережение школьников.
Результатами собственной педагогической деятельности считаю стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательной программы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта, достижение обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательной программы по итогам мониторингов, проводимых организацией, по итогам мониторинга ЦОКО, в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся. Динамику в достижении планируемых результатов по усвоению опорной системы знаний по математике, русскому языку, речевым и коммуникативным метапредметным действиям по итогам мониторингов, проводимых образовательной организацией.
Учебный год | Класс | Успеваемость | Качество знаний |
2012 – 2013 | 1 | Безотметочная система обучения |
2013 – 2014 | 2 | 100% | 76,4% |
2014 – 2015 | 3 | 100% | 81,2% |
Результаты выполнения контрольных работ
Предмет | Класс | Кол-во учащихся, выполнявших работу | Успеваемость % | Высокий уровень | Хороший уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Русский язык | 2 кл. | 21 | 100 | 1 | 10 | 7 | 3 |
Математика | 21 | 100 | 2 | 9 | 7 | 3 |
Русский язык | 3 кл. | 21 | 100 | 3 | 12 | 5 | 1 |
Математика | 21 | 100 | 3 | 11 | 6 | 1 |
Уровень освоения УУД обучающихся соответствует планируемым результатам освоения основной образовательной программы МАОУ гимназии №4. Определить уровень сформированности метапредметных универсальных учебных действий мне помогает использование учебно-методического комплекта «Учимся учиться и действовать» (авт. Т.В.Меркулова, А.Г.Теплицкая, М.Р.Битянова, Т.В.Беглова). Анализ данных мониторинга позволил выявить тип прогресса в развитии УУД по отдельным умениям у каждого из обучающихся и в целом по классу.
Условные обозначения | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
A | Стабильный прогресс, произошел переход на новый этап овладения УУД. | |
B | Прогресс, произошел переход на новый этап овладения УУД. | |
C | Ситуация требует дополнительного рассмотрения. | |
D | Нет прогресса, переход на новый этап овладения УУД непроизошел. | |
Мониторинг УУД. 3 класс Обобщенный прогресс в развитии УУД в целом по классу | | | | | | | |
Блоки умений | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД | | | | | | |
Прогресс типа А | 18% | 18% | 23% | | | | | | |
Прогресс типа B | 38% | 32% | 33% | | | | | | |
Прогресс типа С | 23% | 24% | 21% | | | | | | |
Прогресс типа D | 21% | 26% | 23% | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
Мониторинг УУД. 3 класс (по отдельным умениям в целом по классу) | | | | | | | |
| Планирование | Оценка | Контроль | Анализ | Синтез | Сравнение | Классификация | Обобщение | Причинно-следственные связи | Аналогия | Речевое высказывание | Точка зрения | Вопросы | | | |
% детей, имеющих группу прогресса А | 12% | 13% | 24% | 17% | 12% | 34% | 18% | 28% | 15% | 21% | 15% | 22% | 38% | | | |
% детей, имеющих группу прогресса B | 43% | 39% | 30% | 25% | 45% | 34% | 27% | 31% | 27% | 17% | 43% | 23% | 27% | | | |
% детей, имеющих группу прогресса C | 23% | 20% | 35% | 31% | 22% | 27% | 23% | 13% | 25% | 28% | 15% | 37% | 10% | | | |
% детей, имеющих группу прогресса D | 22% | 28% | 11% | 27% | 21% | 5% | 32% | 28% | 33% | 34% | 27% | 18% | 25% | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | |
В соответствии с требованиями ФГОС НОО 20% учебного времени отвожу на реализацию иных форм организации образовательной деятельности (уроки-проекты, уроки – исследования, уроки - лаборатории, уроки - виртуальные экспедиции и др.). При проектировании урока использую технологическую карту (Приложение 1), в которой отражаю все этапы учебной деятельности. Каждый этап урока решает определённую задачу. Планирую, какие универсальные учебные действия буду формировать на каждом этапе урока. Для этого я: выбираю УУД в соответствии с целью урока, спецификой учебного предмета, возрастными особенностями обучающихся; выделяю время урока или границы учебного занятия для их формирования; определяю приёмы, методы, способы и формы организации деятельности обучающихся; проектирую содержание деятельности обучающихся через решение системы учебных задач; планирую рефлексивные формы контроля и самоконтроля обучающихся для определения уровня освоения учебного материала и УУД.
Для оценки личностного развития обучающихся использую комплект «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов» А.А. Логиновой, А.Я. Данилюк. Формой оценки личностных результатов является портфель достижения (Портфолио), в котором хранятся, в том числе, индивидуальные бланки результатов исследования духовно-нравственного развития и воспитания, таблица динамики развития универсальных учебных действий обучающегося. Представление результатов детских Портфолио осуществляется на классном и школьном уровнях на таких мероприятиях «Ученик класса», «Лучший ученик начальной школы».
Вовлекаю в контрольно-оценочную деятельность самих обучающихся. Совместно разрабатываем критерии оценивания различных видов работ, по которым дети учатся оценивать и себя и одноклассников. Эта деятельность помогает мне формировать взаимоконтроль и взаимооценку у моих учеников. Для развития самоконтроля и самооценки разрабатываю листы индивидуальных достижений, в которых дети фиксируют свои результаты. Эта работа помогает осуществлять обратную связь с учеником и родителями. На основе анализа полученных данных выявляю затруднения у отдельных детей и вношу корректировки в план работы на уроке.
Использование современных инструментов оценки качества образования позволяет мне видеть индивидуальную динамику каждого учащегося и динамику класса в целом; понимать, как влияют на образовательное продвижение каждого школьника создаваемые мною образовательные условия, планировать в связи с этим собственную педагогическую деятельность осознанно.
Деятельность по развитию ребёнка
Организация внеурочной, проектной и исследовательской деятельности обучающихся с целью формирования надпредметных способов деятельности, исследовательской и информационной компетенций обучающихся обеспечивает их результативное участие в региональных, всероссийских, международных олимпиадах, конкурсах, соревнованиях. Ежегодно мои ученики представляют результаты своих исследований на школьных и городских конференциях.
Результаты участия в конкурсах, научно-практических конференциях:
Конкурс чтецов «На привале» | муниципальный | 2013 | призер |
Конкурс «Юный исследователь» | муниципальный | 2013 | призер |
Всероссийский молодёжный чемпионат «Старт 2014» | всероссийский | 2014 | призер |
Конкурс «Записки путешественника» | муниципальный | 2014 | призер |
Конкурс чтецов «Читаем, сочиняем, инсценируем басни» | муниципальный | 2014 | призер |
Краевой фестиваль комедийных постановок «В сиянии рампы» | региональный | 2014 | победитель |
Городская научно-практическая конференция | муниципальный | 2014 | победитель |
Для развития интеллектуального, творческого, коммуникативного потенциала ребёнка использую урочные и внеурочные виды деятельности. Опираясь на идею и методику образовательной системы «Начальная школа XXI века» разработала программу внеурочной деятельности «Учусь создавать проект». В ходе реализации программы создаю условия для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности. Разработанная мною программа «В мире книг» способствует овладению основ читательской грамотности.
Деятельность по воспитанию
Процесс реализации системного подхода в педагогической практике позволяет мне вычленить, систематизировать и совершенствовать наиболее эффективные методические формы и приёмы воспитательного воздействия на ребёнка, учитывая его возрастные особенности.
Свою деятельность в качестве классного руководителя я выстраиваю на основе программы духовно-нравственного развития и воспитания и программы формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни
Цель моей деятельности в этом направлении заключается в моделировании и построении воспитательной системы, направленной на формирование классного коллектива и создание в нём благоприятной среды для развития и раскрытия индивидуальности ребёнка, умеющего жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопонимания.
Формируя классный коллектив, создаю условия для совместной работы. Организую коллективные творческие дела, вовлекаю детей к участию в социальных проектах. Более 70% обучающихся ежегодно принимает участие в социально-значимых проектах: «Помоги пойти учиться», «Тёплый дом», «Поздравь ветерана», «Фронтовая почта», «Кормушка», «Ёлочка, живи!», «Экосумка». Обучающиеся моего класса являются активными участниками международных конкурсов: «КИТ», «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Золотое руно», «ЧИП», городском конкурсе «Читаем, сочиняем, инсценируем басни И.А. Крылова».
Участие детей способствует развитию нравственного, познавательного и коммуникативного потенциала личности ребёнка. 90% обучающихся моего класса заняты в учреждениях дополнительного образования, что способствует развитию их творческих способностей и укреплению физического здоровья.
Формирую у обучающихся культуру поведения в школе, общественных местах, эмоционально-ценностное отношение к семье, школе, обществу. Через выработку правил совместной работы, систему общественных поручений, коллективные творческие дела, развиваю коммуникативные способности. Учу детей терпимо относиться друг к другу, проявлять милосердие, сострадание и уважительное отношение к людям.
Осуществляю мониторинг духовно нравственного развития и воспитания младших школьников в соответствии с «Положением о системе внутришкольного мониторинга качества образования в МАОУ гимназии №4». Использование методического инструментария Логиновой А.А. и Данилюк А.Я. позволяет мне оценить динамику личностного развития обучающихся. Материалы мониторинга я использую в качестве основы воспитательной работы в классе.
Обучение на курсах по теме «Медиативные технологии в работе классного руководителя» позволяет мне успешно разрешать разногласия и предупреждать конфликты, возникающие в образовательной деятельности.
Значение среднего балла | Средний балл в 1классе | Средний балл во 2классе | Средний балл в 3классе |
Хорошее знание государственной символики | 1,6 | 1,9 | 2,3 |
Низкий уровень сформированности представлений о поведении в коллективе | 1,9 | 2,2 | 1,9 |
Высокий уровень сформированности адекватного эмоционального отношения к нравственным и безнравственным поступкам | 8,8 | 10,5 | 11,8 |
Выраженная альтруистическая направленность | 3,2 | 3,6 | 4,1 |
Достаточный уровень участия в домашнем труде | 4,9 | 5,2 | 6,9 |
Выраженный интерес к учению | 4,8 | 5,2 | 7,4 |
Очень хорошие знания правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде | 2,3 | 2,7 | 3,0 |
Недостаточный уровень сформированности ценностного отношения к природе | 1,2 | 1,5 | 1,0 |
Очень хорошее знание правил этикета | 6,4 | 6,9 | 7,5 |
Достаточный уровень включённости в культурную среду | 3,0 | 3,3 | 4,4 |
Изучение школьной мотивации учащихся
Уровень учебной мотивации | 1 класс (28 чел.) | 2 класс (21 чел.) | 3 класс (21 чел.) |
высокий уровень школьной мотивации | 1% (2 человека) | 14% (3 человек) | 24% (5 человек) |
хорошая школьная мотивация | 30% (8 человек) | 30% (6 человек) | 38% (8 человек) |
позитивное отношение к школе | 36% (10 человек) | 49% (10 человек) | 38% (8 человек) |
низкая школьная мотивация | 25% (7 человек) | 1% (2 человека) | 0% |
негативное отношение к школе | 1% (1человек) | 0% | 0% |
Профессиональная этика и профессиональное развитие
Имею устойчивую профессионально-педагогическую направленность, позитивную «Я - концепцию». Мои личностные качества: творческая активность, трудолюбие, ответственность, честность, принципиальность, выдержка, культура - позволяют мне обеспечивать психологический климат в коллективе, добиваться желаемых результатов и позитивного отношения к моей педагогической деятельности обучающихся, родителей, коллег.Опыт своей профессиональной деятельности публикую на сайте https://multiurok.ru/gorbacheva-marina/ .
Постоянно совершенствую свою профессиональную компетентность, представляю опыт своей работы педагогическому сообществу, родительской общественности.
2014 г. Открытый урок по русскому языку в 2 классе. Тема: «Имена прилагательные близкие и противоположные по значению».
2014 г. Классный час в 3 классе. Тема «Моя малая родина – Канск».
2015 г. Открытый урок по математике в 3 классе. Тема «Внетабличное умножение и деление».
2017 г. Открытый урок по русскому языку в 1 классе. Тема «Парные согласные В-Ф)».
Имею публикации на ведущем образовательном портале России «Инфоурок» (Родительское собрание «Причины детской агрессии», рабочие программы 1 класс по программе «Школа XXI века»).
Повышаю свою профессиональную компетентность. Прошла обучение на курсах по теме «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС», 72ч., 2018г. Образовательный портал России «Инфоурок»; «Медиативные технологии в работе классного руководителя», 48ч., 2017г. Международный дистанционный информационно-образовательный проект.
11.01.2018г _________ М.Б. Горбачева
Заверяю:
Директор муниципального автономного
общеобразовательного
учреждения гимназии № 4 г. Канска ____________ О. А. Шумачкова
17. 01.2018г.