СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аттестационная работа. Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках и во внеурочное время.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Аттестационная работа. Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках и во внеурочное время.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА №6















Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках и во внеурочное время.



Выполнила :

Полякова Ольга Павловна
учитель высшей категории

Нижегородская область,

городской округ г.Выкса

м-н Гоголя д28/1 МБОУ СШ №3



2022г.







1.Тема и актуальность выбранного направления по обобщению профессионального опыта.

В 2011 году российская школа перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, который  выдвинул конкретные требования к выпускнику начальной школы. Овладение метапредметными результатами с проявлением волевых качеств личности составляет основу умения учиться и определяет младшего школьника как субъекта учебной деятельности.

В соответствии с модернизацией системы образования всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Исследовательская деятельность является эффективным средством формирования УУД.

Практика использования методов исследовательского обучения в учебном процессе современной школы находит все большее применение. Уже в начальной школе дети выполняют задания, связанные с самостоятельным творческим, исследовательским поиском. Дети младшего школьного возраста с большим интересом участвуют в создании творческих и исследовательских проектов средствами информационных технологий.

Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе.

Условия современного, стремительно изменяющегося общества требуют от каждого человека умения быть самостоятельным, умения решать проблемы в различных сферах деятельности, а значит, умения ставить цель и добиваться ее, правильно планируя и организуя свою деятельность. Поэтому в современной школе возрастает значимость подготовки ребенка к самостоятельной исследовательской деятельности. Введение ФГОС НОО и осуществление системно-деятельностного подхода в образовании повышают интеллектуально-творческий потенциал младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

По данной проблеме теоретическими основами стали труды: Александра  Ильича Савенкова, по мнению которого исследовательская деятельность учащихся определяется  как образовательная технология, использующая в качестве главного средства - учебное исследование; Натальи Борисовны Шумаковой, по мнению которой учебное  исследование – это образовательный процесс, реализуемый на основе технологии исследовательской деятельности, который, по мнению учёных психологов Льва Семёновича Выготского, Даниила Борисовича Эльконина, Петра Яковлевича Гальперина, Василия Васильевича Давыдова, Алексея Николаевича Леонтьева, является  основой  развивающего  образования. А развивающее образование – обязательное  условие формирования УУД.

Исследовательская деятельность способствует развитию познавательной активности школьников, учит их мыслить и делать самостоятельные умозаключения.

Необходимо отказаться от традиционных методов, где ученик – пассивный слушатель; а создать такую систему педагогической деятельности, в которой школьник самостоятельно добывает знания на основе исследовательской деятельности.

Пока мало готового материала для организации исследовательской работы в начальных классах.   Поэтому необходимо остановиться на методах и приемах исследовательской деятельности, выработать систему занятий по формированию навыков исследования, разработать конспекты уроков с использованием элементов проектирования и исследования и занятий по внеурочной деятельности, подобрать методы диагностики при изучении результативности исследовательской деятельности учащихся.

2. Цели и задачи направления профессиональной деятельности.

Цель работы:                 Формирование исследовательских умений у младших школьников через организацию исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время.

Противоречия, которые можно разрешить с помощью применения исследовательской деятельности учащихся:

. Между традиционными формами обучения и потребностью общества в поколении, способном к саморазвитию;

. Между необходимостью приобретать знания и несформированностью навыков самостоятельной работы;

. Между большим потоком учебной информации и необходимостью быстрого усвоения учебного материала.

Задачи:

·  изучить психолого-педагогическую литературу по организации исследовательской деятельности младших школьников, определить особенность формирования универсальных учебных действий учащихся в рамках ее организации;

· разработать систему деятельности по формированию исследовательских умений на уроках и во внеурочное время;

· внедрить систему работы по формированию исследовательских умений в педагогическую практику и проанализировать ее результативность.

Внутреннее стремление ребенка к познанию мира через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире важно, чтобы психическое развитие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.

Проектно-исследовательская деятельность необходима, так как она:

1)повышает мотивацию школьников к учению,

2)расширяет творческий потенциал ,

3)способствует развитию личности ученика: его интеллектуальных способностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты;

4)создает условия, в которых ученик, опираясь на все совместные наработки, ведет самостоятельный поиск, выявляет и конкретизирует способы действия, применяет их для решения новых вариантов учебных задач, обосновывает свои действия;

5)способствует приобретению опыта школьниками при разрешении реальных проблем в будущей самостоятельной жизни;

6)помогает наладить диалог с каждым учеником без традиционного учительского давления.

Планируемые результаты.

Исследовательский подход к обучению позволяет развивать мыслительные умения и навыки, формирует общеучебные действия и навыки, помогает выработать специальные исследовательские умения и навыки.

Для формирования исследовательского поведения учащихся необходимо развивать следующие умения:

- видеть проблемы;

- задавать вопросы;

- выдвигать гипотезы;

- давать определения понятиям;

- классифицировать;

- наблюдать;

- проводить эксперименты;

- делать выводы и умозаключения;

- структурировать материал;

- работать с текстом;

- доказывать и защищать свои идеи.

Умения и навыки исследовательского поведения требуются в разных сферах жизни.

В основе исследовательской деятельности лежат следующие педагогические принципы :

*принцип ориентации на познавательные интересы ребенка

*принцип свободы выбора и ответственности за свое обучение

*принцип освоения знаний в единстве со способами их получения

*принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации

*принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения

*принцип формирования представлений о динамичности знания

*принцип формирования представлений об исследовании как стиле жизни

*педагог – образец творческой деятельности

*принцип использования авторских учебных программ

В основе реализации программы лежит деятельностный подход.

В своей практике я опираюсь на программу А.И.Савенкова, доктора педагогических и психологических наук, профессора, автора книги «Методика исследовательского обучения младших школьников».

3.Новизна и практическая значимость собственного педагогического опыта.

Формирование исследовательских способностей – процесс творческий. Втиснуть его в какие-то рамки было бы неправильно, но для педагогов, начинающих работу по исследовательской деятельности, хотя бы для начала необходимы более подробные рекомендации, но методическое сопровождение у автора отсутствует. Поэтому новизна моего опыта состоит в выработке системы планирования занятий по формированию исследовательских умений и навыков в сочетании урочной и внеурочной деятельности и разработка содержания этих занятий.

Система работы по организации исследовательской деятельности включает:

1.Занятия объединения «Я - исследователь» (тренинги, самостоятельная исследовательская практика)

2.Учебные занятия (уроки-исследования, экспресс-исследования, уроки с элементами исследования, уроки-проекты)

3.Внеклассную деятельность (исследовательские и творческие проекты, участие в олимпиадах, конференциях, организация и проведение конкурсов, недель предметов)

4.Содержание педагогического опыта.

Свою работу по исследованию я начинаю с родительского собрания и не случайно, так как роль родителей в этой взаимосвязи велика. В процессе деятельности родители либо часто берут на себя большую часть работы, либо остаются к ней безучастными. И то, и другое негативно сказывается на всем исследовательском процессе.

Родительское собрание «Роль исследовательской деятельности в формировании личности младшего школьника» раскрывает сущность исследования в свете новых требований ФГОС, роль родителей в осуществлении этой деятельности.

Анализ предварительной диагностики и характеристика класса как субъекта проектно-исследовательской деятельности.

По мнению А.И. Савенкова, диагностика исследовательских умений «может успешно осуществляться в ходе наблюдений». Он считает, что, наблюдая за поведением детей в ситуациях, требующих исследовательского поведения, «необходимо ориентироваться на следующие критерии: умение видеть проблемы; умение ставить вопросы; умение выдвигать гипотезы; умение давать определение понятиям; умение классифицировать; умения наблюдать; умения и навыки проведения экспериментов; умение делать выводы и умозаключения; умение структурировать материал; умение объяснять, доказывать и защищать свои идеи».

Наряду с наблюдением можно использовать опросники, позволяющие выявить уровень сформированности исследовательских умений, степень самостоятельности, заинтересованность в исследовательской деятельности, проявление креативности. Одним из приоритетных критериев диагностики сформированности исследовательских умений младшего школьника является степень самостоятельности его действий.

Поэтому используется наблюдение за ребенком с целью определить, насколько ребенок самостоятельно выбирает значимую для него тему исследования, намечает шаги работы по данной теме, применяет разные методы исследования (работа с литературными источниками, наблюдение и т.д.), оформляет и представляет результат своей работы. Чтобы точнее диагностировать деятельность учащихся, лучше всего использовать все методы комбинированно.

На основании исследований А.И. Савенкова, А.Н. Поддъякова, А.В. Леонтовича мы можем выделить 3 уровня сформированности исследовательских умений у младших школьников:

первый: ученик не может самостоятельно увидеть проблему, найти пути решения, но по указаниям учителя могут прийти к решению проблемы.

второй: ученик уже самостоятельно может найти методы решения поставленной проблемы и прийти к самому решению, но без помощи учителя не может увидеть проблему

третий (высший): ученики сами ставят проблему, ищут пути ее решения и находят само решение.

Именно последний уровень определяет умение учиться, в основе которого лежат практически все виды универсальных учебных действий. И мы должны стремиться довести ребенка именно до этого уровня. Тогда мы можем говорить о сформированности исследовательских умений. (Приложение №1 «Диагностика»)

Далее я планирую организацию исследовательской деятельности на основе программы А.И.Савенкова и интересов учащихся, разрабатываю занятия по развитию у детей основных умений. Автором программы разработан комплект тетрадей: «Развитие познавательных способностей», «Развитие творческого мышления», «Развитие логического мышления», обеспечивающий тренинг исследовательских способностей, который развивает умения, необходимые для последующей исследовательской деятельности учащихся.

На тренинговых занятиях учащимся дается первичная информация и основная задача этих занятий – восприятие, осмысление и запоминание детьми необходимых для работы первоначальных знаний. На предметных уроках все полученные умения закрепляются. (Приложение №2 (тренинговые занятия)

Формирование исследовательских умений на уроках и во внеурочной деятельности планирую в сочетании друг с другом, предметные задания классифицируются по темам исследования с последующей целенаправленной отработкой необходимых умений. (Приложение №3 «Планирование исследовательской деятельности») Со 2 класса начинается центральная подпрограмма «Самостоятельная исследовательская практика». Реализуется она с помощью тетради «Я - исследователь». Это тетрадь для тех, кто хочет научиться добывать знания самостоятельно. В ней содержатся материалы, способные помочь в проведении собственных исследований от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов.

Методика проведения исследования делится на 2 этапа:

1. Тренировочные занятия.

2. Самостоятельные учебные исследования младших школьников.

Тренировочные занятия проходят так:

1. Дети выбирают тему исследования.

2. Выбирают методы исследования.

3. Отбирается информация по плану.

4. Готовится сообщение по собранному материалу.

Учащиеся выбирают методы, которые могут проверить их гипотезы (спросить у другого человека, почитать в книгах, посмотреть по телевизору, понаблюдать, провести эксперимент, обратиться к компьютеру, связаться со специалистом)

Методы выбраны и начинается исследовательская деятельность, отбор и обработка информации. На помощь приходят родители. Ученики активно работают, анализируют и обобщают полученные материалы. В это время организуются индивидуальные консультации. Учитель помогает систематизировать собранную информацию. Всем учащимся выдается памятка «От чего зависит успех»(Приложение №4), где подробно расписаны этапы и действия исследователя.

Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением учащимися, творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение. Научный комментарий, собственные выводы.

Частью исследовательской деятельности является проектирование. Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая ее и рефлексию результатов деятельности. Проектирование активизирует стремление детей к исследованию и также полезно в плане развития ребенка и в плане формирования у него исследовательских умений и навыков. В своей практике мы используем подготовку различных проектов: коллективных и индивидуальных, кратковременных и протяженных. Работая над проектами, мы ориентируем детей не просто на поиск нового знания, а на решение реальных проблем. Это учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное стремление двигаться вперед, к намеченной цели. Проектирование – это творчество по плану.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов, отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования. Проектно-исследовательская деятельность на уроке способствует формированию 3 основных компетентностей:

  1. Информационной (готовность к использованию информационных ресурсов и самообразованию),

  2. Коммуникативной (готовность к социальному взаимодействию) и

  3. Компетентности разрешения проблем (способность принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить воплощение в жизнь)(Приложение №5 « Создание настольного театра»).

На уроках и во внеурочное время ребята подготовили множество различных проектов: альбом «Времена года», произведения УНТ, «Хокку», «Загадки» и др. Одним из индивидуальных творческих проектов стал проект «Моя родословная». Дети подготовили выставку созданных изделий, которая сопровождалась выступлениями детей. Они рассказали не только о своих семьях, но и их роли в создании проектов, значении родословных в истории их семьи. (Приложение №6. Проект «Моя семья»)

Частыми становятся коллективные проекты различных тематических газет: к Новому году, 8 Марта, 23 Февраля, различным предметным неделям. На защите проекта ребята рассказывали об истории создания праздника, идее, задуманной группой, как она была решена, какие были трудности, как группа преодолела эти трудности и т.д. каждая группа отвечала на вопросы своих товарищей.

Для оценки своей работы учащимся предлагаются следующие критерии: была ли работа интересной, легкой или трудной, была ли она полностью самостоятельной или требовалась помощь взрослых, как складывалось сотрудничество с одноклассниками, была ли работа успешной.

Одним из направлений исследовательской деятельности является коллекционирование.

Занятие это долговременное. Оно требует таких личностных черт, как целеустремленность, обстоятельность в работе, строгость и четкость в отборе материала, активизирует интеллект и креативность, заставляет постоянно искать, думать, классифицировать и систематизировать, приобретать новые знания. Это вариант учебно-исследовательской деятельности ребенка. Ребенок, собирая коллекцию, расширяет свой кругозор, осваивает навыки исследовательского поиска, приобретает навыки общения. За несколько месяцев каждый ребенок собрал собственную коллекцию, изучил и систематизировал материал, подготовил короткое сообщение, выступил перед одноклассниками на конференции. Выступление с докладом мобилизирует личностную сферу и интеллект ребенка.

Особое место в исследовании принадлежит эксперименту. Эксперимент – важнейший метод исследования. Эксперимент предполагает (в отличие от наблюдений) воздействие человека на объект и предмет исследования. Это воздействие может происходить как в естественных, так и в искусственных условиях в целях проверки и сравнения. Но эксперименты бывают и мысленные. Самые интересные – это, конечно же, реальные опыты с предметами и их свойствами. Эксперименты с лучом света, с магнитом и металлами, с отражением света, по смешению красок, с водой и т.д. эти эксперименты помогают детям доказывать или опровергать предполагаемые гипотезы, делать умозаключения, что необходимо при исследовательской деятельности.

В течение учебного года многие дети провели свои исследования и подготовили презентации для их защиты. На уровне класса и школы прошла защита этих работ, были отобраны лучшие для муниципального конкурса.

(Приложение № 7 «Почему магнит притягивает предметы». Приложение №8 Проект - исследование «Почему Хлеб – всему голова».

Приложение №9 «Как работает батарейка»)

У каждого ребенка в портфолио есть лист индивидуальных достижений, копилка «Мои исследования».

В конце каждой четверти дети подводят итог своего участия в проектной деятельности, фиксируя все работы и отзывы о них в данном листке. Работы хранятся в портфолио в печатном виде в рубрике «Мои исследования». Каждому ребенку выдаются памятки к самым важным видам работы, которыми он руководствуется при самостоятельном поиске.(Приложение №10 Исследовательские работы учащихся.)

Знания, полученные на занятиях объединения «Я - исследователь», закрепляются на различных уроках и направлены на обще-логические умения (анализ, синтез, классификация, сравнение и обобщение, умение строить предположения и доказывать свою правоту) и на формирование мыслительных умений: чтение и анализ текста и его оценка.

На уроках мы часто используем экспресс-исследования. (Приложение №11(Фрагмент урока по закреплению масштаба.)

Уделяю внимание умению учащихся самостоятельно работать на уроке, школьники учатся понимать и извлекать из текста и словаря нужную информацию, осознавать и точно выполнять задания к упражнению и другим видам учебных работ. (Приложение №12 ( урок – проект «Создание универсального словаря»)

Проектная деятельность является частью исследовательской деятельности. Ее мы часто используем на уроках при изучении материала, требующего дополнительной информации. Некоторые вопросы уже сформулированы в учебнике как создание коллективного проекта.

       Например, урок окружающего мира в 4 классе по теме «Петр 1 – царь и человек»

         На этапе мотивации приглашаю детей в «историческую исследовательскую лабораторию». Предлагаю рассмотреть вопрос о строительстве города на Неве. Дети узнают из текста учебника, как велась стройка, тут же на уроке используются Интернет – источники.

Тем самым подходим к проблемному вопросу «Зачем необходимо было возводить этот город такой ценой?»

Обсуждая этот вопрос, дети приходят к выводу, что Санкт- Петербург явился не только новым форпостом государства Российского, но и его славой и могуществом. Великие строители возводили великолепную архитектуру того времени, сложился определенный стиль города на Неве.                  - Что бы вы хотели еще узнать об этом городе?

Дети отвечают: узнать о музеях, о том, что производят в этом городе, сходить на экскурсию в музей, посмотреть, как выглядит этот город сейчас, какие известные люди живут в этом городе и т. д.

Вопросы записываются на доске.

Таким образом, в  процессе мотивации формируется умение в постановке и формулировке проблемы.

         На этапе исследования осуществляется поиск решения обозначенной проблемы. Исследование проводим в малых группах. Каждая группа выбирает задание по желанию, из тех вопросов, которые хотели бы раскрыть дети о Санкт-Петербурге.      

         Итак,  проблема определена.

Дети обсуждают, откуда можно взять информацию, чтобы раскрыть полнее выбранную тему.

Спросить взрослых, обратиться к печатным изданиям, сходить в библиотеку, использовать письменные исторические источники, фото старого города, комплекты фотографий современного города, взять информацию из интернета, совершить виртуальную экскурсию в музей, по улицам города и т. д.(выбор методов)

В форме чего может быть выполнена работа?

В форме доклада, презентации, газеты, выставки и т. д.

На следующем уроке группы отчитываются о проделанной работе, анализируют работу каждой группы, задают вопросы друг другу по представленному материалу.

В итоге создаются коллективные проекты, которые способствуют формированию УУД :наиболее полно раскрывают изучаемую тему, развивают умения работать с различными источниками информации, раскрывают личностные качества каждого обучающегося, формируют ответственность за работу группы, коммуникативные навыки. На этапе подведения итогов и рефлексии возвращаю учащихся к тем проблемным вопросам, которые были выдвинуты во время мотивации, в начале предыдущего урока.

Итог урока: – Какая у нас была цель исследования? Достигли ли мы её?

– Сравните предположения и выводы. Что мы подтвердили (опровергли)? 

– На какой вопрос мы не смогли точно ответить в начале урока? 

– Как вы сейчас ответите на этот вопрос? 

– Кто считает, что он достиг этой цели, хлопните в ладоши.

Вследствие этого, дети учатся оценивать процесс и результат деятельности, происходит волевая саморегуляция.

Для презентации дети используют современные средства информационных и коммуникационных технологий самостоятельно или с помощью взрослых.

В практике мной также используются уроки-исследования и уроки с элементами исследования. (Приложение №13,11)

Анализ диагностики и характеристика класса по итогам проектно-исследовательской деятельности.

Результаты деятельности можно отследить с помощью анкетирования детей и родителей, оформления маршрутных листов проектов, листов достижений, входной, текущей и итоговой диагностики. Своеобразным подведением итогов работы является альбом об исследовательской деятельности класса. Но самое главное – дети получат опыт позитивного взаимодействия с окружающим миром.

Входная диагностика показала, что учащиеся 3 класса,

в основном, к проектно-исследовательской деятельности готовы, так как обладают хорошим уровнем мотивации и познавательной активности, начальных коммуникативных умений. Творческий потенциал детей очень высок. Обучающиеся с низким развитием познавательной активности и низкой учебной мотивацией найдут поддержку своих товарищей, педагога и поднимутся на более высокий уровень по своим показателям.

Итоговая диагностика выявила:

Учащиеся, участвующие в исследовании, показали в конце года более высокие уровни познавательной активности и учебной мотивации. Так высокий уровень познавательной активности повысился на17%, средний – остался на том же уровне, низкий снизился на 9%,исчез нулевой уровень. Уровень учебной мотивации : высокий –увеличился на 8%,увеличилась хорошая мотивация на 5%, низкой мотивации нет. Уровень сформированности исследовательских умений на конец года, по сравнению с началом следующий: высокий увеличился на 16 %, средний уменьшился на 8%, низкий уменьшился на 8%.

         Успешность формирования исследовательской компетенции младших школьников прослеживается в результатах конкурсов исследовательских работ и творческих проектов.

Мои ученики постоянные участники научно-практических конференций, неоднократно занимали призовые места на школьном уровне, на муниципальном , в прошедшем году – первые места на Всероссийском и Международном конкурсе исследований.

Ушедшие от меня выпускники начальной школы продолжают заниматься исследованиями, участвуют в научно-практических конференциях разного уровня и добиваются высоких результатов.

Анализируя направления и результаты своей педагогической деятельности, делаю вывод о перспективности работы по формированию у младших школьников исследовательских умений. Будем стремиться, чтобы эта деятельность стала ежедневной и привычной как на уроках, так и во внеурочное время.

Таким образом, эффективность представленной системы подтверждается:

*увеличением от класса к классу количества учащихся, включенных в проектно-исследовательскую деятельность,

*конкретными достижениями: ученики становятся призерами конкурсов исследовательских работ на школьном, муниципальном уровнях. В 2015году ученица Рощина Алена стала победительницей на Всероссийском и Международном конкурсах исследовательских работ с исследованием «Моя семья в истории страны».

Способы распространения опыта: ШМО, РМС, областные семинары, муниципальный конкурс методических материалов, областной конкурс «Серафимовский учитель» сайт «Инфоурок», сайт «Мультиурок».

Заключение.

Если ученик сумеет справиться с учебным проектом, исследовательской работой, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать свою собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Исследовательская деятельность способствует развитию творческих способностей учащихся и развитию познавательной активности. В дальнейшем я планирую вести исследовательскую деятельность, работая и по образовательной системе «Школа России», УМК которой я изучила и сделала вывод, что данная система широко использует задания поискового характера и так же ставит своей целью подготовить учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности, а, значит, формирует у детей необходимые УУД.









Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ Москва: «Просвещение», 2010г.

  2. А.И.Савенков «Психологические основы исследовательского обучения школьников»/ 2007г. Москва

  3. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального общего образования/Москва, «Просвещение»2010г.

  4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников/ Издательство «Учебная литература», 2011г.

  5. Организация внеурочной деятельности младших школьников. Сборник программ/ Нижний Новгород, НИРО, 2011г.

  6. Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя/ Екатеринбург, «Дом учителя», 2000г.

  7. Воронцов А.Б., Заславский В.М. и др. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителя/Москва, «Просвещение»,2010г.

  8. Организация внеурочной деятельности младших школьников. Сборник программ/ Нижний Новгород, НИРО, 2011г.

  9. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности/ Народное образование, №7,2000г.

  10. Фопель К. Как научить детей сотрудничать?/ Москва, «Генезис»,1998г.