СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Авторская программа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа "Развитие нравственных ценностей учащихся на основе бурятской культуры"

Просмотр содержимого документа
«Авторская программа»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МБОУ «ИНЗАГАТУЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»













Авторская программа

Развитие нравственных

ценностей учащихся на основе

бурятской культуры.













Выполнила: Цырендоржиева Светлана Суруновна,

учитель бурятского языка и литературы.





с. Инзагатуй

Тема авторской программы: Развитие нравственных ценностей учащихся на основе бурятской культуры.

Пояснительная записка

В кризисное время школа ищет пути возрождения человека – культуры и использует вековой опыт нации, традиции, народной педагогики, именно, этнопедагогизация учебно – воспитательного процесса сегодня является социальной проблемой.

Воспитание ребенка всегда начинается с семьи, затем у него появляются друзья. Поэтому в процессе общения с природой и окружающими его людьми, он начинает формироваться как личность. А ядром личности являются субъективные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. Личность обязана знать свои корни, истоки, народные традиции и обычаи. Под обычаями и традициями принято понимать исторически сложившиеся нормы и принципы общественного поведения, образа жизни и быта, передаваемые из поколения в поколение.

Актуальность темы: Заявленная авторская программа исследуется в рамках темы «Развитие нравственных ценностей на основе культуры бурят», начатой в июне 2006 года.

Изучив программу, пришла к выводам, о том, что, во-первых, нравственная ценность учащихся на основе бурятской культуры должна оставаться объектом дальнейших изучений, во-вторых, необходимо развивать образовательные, научный, инновационные формы сотрудничества по разработке и внедрению стандарта этнокультурного компонента в содержание образования бурятских школ, программно и учебно-методических материалов; в-третьих, разработать и внедрить программы по бурятской литературе. Для составления УМК необходимо изучить современное состояние, имеющиеся проблемы, инновационные процессы бурятского литературоведения, что и обусловило важность сформулированной проблемы. Учащиеся получают нравственное воспитание на уроке бурятской литературы, расширяют и углубляют художественный и общекультурный кругозор, развивают интерес к родному краю, вырабатывают чувство уважения к национальному духовному богатству.

Цель программы: Целью реализации данной программы является формирование и развитие нравственных общечеловеческих ценностей, углубление и расширение знаний по истории и теории бурятской литературы, культуры и искусств.

Задачи программы:

-углубить и расширить полученные учащимися знания по истории и теории бурятской культуры с внедрением новых исследованных материалов;

-привить интерес к национальным обычаям и традициям;

-проводить работу по возрождению буряткой культуры среди школьников

и населения;

-разъяснить учащимся, что бурятская национальная культура является средством познания и воздействия на неё.

Планируемые результаты:

  1. Инновационный процессы в системе преподавания бурятской литературы.

  2. Издание УМК по элективному курсу «Развитие нравственных ценностей учащихся на основе бурятской культуры»

В основу этой программы положены возрастные психологические особенности школьников.

Краеведческий материал включает 4 раздела:

  1. Человек среди людей;

  2. Материальное и духовное наследие;

  3. Искусство и культура Бурятии;

  4. Национальная культура бурятского народа;

Национальная культура бурятского народа это уходящий в древность богатый фольклор, выдающиеся произведения искусства.

По программе во всех классах 1 час в неделю, т.е.34 часа в год.

Содержание занятий на уроках может быть разнообразным. Учитывая наличие временных трудностей, отсутствие методических, учебно- наглядных пособий и т.д. программе указано количество часов по разделам и темам. Учитель может первые годы работы отбирать учебный материал, распределять время по своему усмотрению, исходя из местных условий, интереса учащихся и своих возможностей. Обязательно должны быть уроки – зачеты, творческие работы, семинары, конференции.

За счёт уроков можно организовать посещение музеев и выставок, концертов и спектаклей, коллективный просмотр телепередач, подвижные игры на свежем воздухе.

Все виды занятий, которые дают учащимся представление о национальной культуре и искусстве, о труде и быте бурятского народа, будут способствовать достижении основной цели программы спецкурса.

Учащиеся должны знать:

  • Свою родословную

  • Обычаи почитания предков

  • Обычаи почитания старших и родителей

  • Обычаи признания человеческой жизни, сохранения здоровья

  • Поверья и приметы, связанные с охраной животных и природы.

  • Легенды, предания, мифы, песни, сказки

  • Магическую функцию почитания в Бурятии животных, деревьев, кустарников.

Учащиеся должны уметь:

  • Охранять и ухаживать за природными памятниками окрестных мест;

  • Помогать старшим, старикам, больным, инвалидам в различных этикетных ситуациях.

  • Исполнять обряды и ритуалы народных праздников.

5 класс

Человек среди людей (34ч)



Тема 1

История моего села. Знаменитые люди нашего края. Стихи, песни, рассказы о нашем крае.


Тема 2

Сартульский род. Моя родословная.


Тема3

Наши соседи, учителя. Представители других народов в нашей деревне.


Тема 4


Традиции общения у бурят: приветствие, прощание, гостеприимство

Тема 5


Правила поведения в общественных местах. Традиции, обычаи, этикет.

Тема 6

Культура речи. Красота и богатство родного языка.


Тема 7

Неписанные законы нравственности у бурят о скромности, порядочности, чистоплотности и т.д.

Тема8

Дни торжеств и народного веселья. Праздник: Сагаалган, Сурхарбаан, Обоогой найр

Тема 9

Игры возле костра ( ехор, бэhэлиг нюлга, дуу буляалдаан) Народные игры.




6 класс

Материальное и духовное наследие (34ч)



Тема 1

Культура народа как его материальное и духовное наследие. Многонациональный народ Республики Бурятия.


Тема 2

Диалекты, говоры, родной язык



Тема 3

Образование БМАССР, БУРАССР, РБ. Декабристы в Бурятии. Территория Бурятии. Бурятия в революции 1917-1923гг. Профессиональные революционеры в Забайкалье.


Тема 4

Политические репрессии 30-х годов в Бурятии. Бурятия в годы ВОВ. Участники войны и труженики тыла нашего села.


Тема 5

Народный этикет. Образ идеального человека в народной культуре: красота, здоровье, трудолюбие, приветливость, любовь к родной земле, к людям, бережливость


Тема 6

Священные места. Беседа о долге, обязанностях человека. Святой долг перед родной землей, сородичами, грядущим поколением. Отношение человека к природе в наше время.


Тема 7

Народно-прикладные виды искусства.



Тема 8

Бурятский фольклор. Жанры бурятского фольклора. Понятие о мифах. Предания и рассказы. Легенды. Сказки.


Тема 9

Народные песни. Благопожелания. Пословицы и поговорки. Скороговорки и загадки.
















7 класс

Искусство и культура Бурятии (34 ч)



Тема 1

Материальная культура народа. Народные ремёсла. Кузнечный промысел и ювелирное дело. Обработка шкуры, кожи, рога. Изготовление изделий из шерсти, волоса, сухожилий.


Тема 2

Духовная культура. Представления народа о человеке (пословицы, поговорки, благопожелания). 10 белых благодеяний, 10 черных грехов.


Тема 3

Современная бурятская культура и искусство. Музыкальная культура бурятского народа. Народное песенное творчество.


Тема 4

Профессиональные певцы Бурятии. Известные артисты наших дней.



Тема 5

Бурятские композиторы. Бурятский театр оперы и балета. Бурятский драматический театр им. Х. Намсараева. Русский драматический театр.


Тема 6

Учебные заведения: БГУ, ВСГАКИ, ВСГТУ, БГСХА и т.д. История нашей школы.


Тема 7

Музыкальные инструменты.



Тема 8

Художественное творчество Бурятии. Художники.





















8 класс

Национальная культура бурятского народа (34 ч)



Тема 1

Национальная одежда. Верхняя одежда. Обувь (одежда летняя и зимняя). Головные уборы.


Тема 2

Предметы украшений. Женские украшения. Мужские украшения. Пояс (значение). Посещение музеев, выставок. Встречи с народными мастерами.


Тема 3

Самодельная посуда. Деревянная посуда. Берестяная использования природного посуда. Традиции бережного, экономичного материала. Искусство народных мастеров.


Тема 4

Традиционные бурятские блюда. Мясные блюда. Молочная пища, растительная пища.


Тема 5

Организация личного хозяйства. Рациональная эксплуатация сельхозугодий: зимник, летние пастбища, осенний нагул скота. Заготовка кормов. Народная ветеринария.


Тема 6

Юрта. Дом. Внутреннее убранство жилища. Бурятский двор. Народные постройки. Значение «сэргэ». Обряды, связанные с сооружением и заселением жилища. Благопожелания.


Тема 7


Народная медицина. Использование лекарственных растений и животных средств. Приемы народной медицины. (кровопускание, примочки, прижигание, массаж, костоправство, акушерство)


Тема 8

Бурятский календарь. Название и значение каждого года. Легенды. Знания бурят в области метеорологии и астрономии.
















Литература

  1. Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан – Удэ, 2004. с 226.

  2. Бадмаева Р.Б. Бурятский народный костюм. Улан – Удэ, 1972.

  3. Басаева К.Д. Семья и брак и у бурят. Улан – Удэ, 1991.

  4. Батажаргалай Сэрэгмаа. Буряад хубсаhан – бэеын шэмэг. Улан – Удэ «Бэлиг» 2006.

  5. Батуева Б.Б, Очерк истории Селенгинских бурят. Улан –Удэ 1993. с.96.

  6. Бестужев Н. Гусиное озеро. Улан- Удэ, Бур.кн. изд-во, 1991. с.100.

  7. Бурхинов Д.М., Вопросы этнопедагогики в школе. Улан- Удэ «Бэлиг» с.42

  8. Бурхинов Д.М., Данилов Д.А. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ «Бэлиг» 1993. с. 191.

  9. Галшиев Э.Х. Бэлигэй толи. Улан-Удэ, 1993. с.352.

  10. Дамдинов Д.Г. к истории изучения хори бурят. Улан-Удэ «Бэлиг», 2000г.с.146.

  11. Герасимова К.М. Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск «Наука», 1992г, с. 158.

  12. Михайлов В.А. Тамги и меткий бурят. Улан-Удэ, 1993г, с.64.

  13. Назаров Г.Н., Бодиева Н.Ф. Проблемы развития национальной школы в Бурятии, Улан-Удэ «Бэлиг», 1996г, с. 116.

  14. Номтоев Ц.Н. Эрдэм бэлиг-эрхим баян. Улан-Удэ, 1991-1992г, с. 86.

  15. Потанина А.В. Рассказы о бурятах, их вере, обычаях. Москва, 1995г.

  16. Сандаков Б.Д. Эрын гурбан наадан. Улан-Удэ, 1993г с. 155.

  17. Тумахин А.В. Бурятское народное искусство. Улан-Удэ, 1970г

  18. Цыбикдоржиев Д.В.Происхождение древнемонгольских, воинских культов. Улан-Удэ, 2003г, с. 203.

  19. Шофман А.С. Казанский период жизни и деятельности Д.Банзарова. Улан-Удэ, 1956г.с.162.





























Рецензия

на авторскую программу элективного курса

«Развитие нравственных ценностей учащихся

на основе бурятской культуры»

учителя бурятского языка и литературы

Цырендоржиевой Светланы Суруновны

Программа элективного курса «Развитие нравственных ценностей учащихся на основе бурятской культуры» представляет сквозной курс с 5 по 8 классы средней школы и является школьным компонентом. В программе продуманы все этапы изучения этнической культуры народа: работа по изучению этнокультуры начинается с составления генеалогического древа, с изучения имен человека, постепенно границы познания расширяются, углубляются. Школьники начинают знакомиться с видами народно-прикладных видов искусства, типами деятельности культурно- хозяйственной деятельности человека и со всеми духовными ценностями, выработанными в течение тысячелетней истории народа.

Особое место в авторской программе занимает изучение фольклора малых жанров, где отражается система духовно-нравственных ценностей бурятского народа.

В целом в программе отражены различные стороны бурятской национальной культуры, поэтому учащиеся получают довольно полное представление об этнокультуре своего народа, усваивают систему духовно- нравственных ценностей, что является положительным фактором в современном образовании.

Программа отражает высокий теоретико-методический уровень подготовленности учителя Цырендоржиевой С.С.

Программа соответствует требованиям авторских программ, реализующих цели и задачи школьного компонента.





Рецензент: Дуринова Светлана Батуевна, к.ф.н., старший преподаватель

кафедры русской литературы БГУ.