МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МБОУ «ИНЗАГАТУЙСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Авторская программа
Развитие нравственных
ценностей учащихся на основе
бурятской культуры.
Выполнила: Цырендоржиева Светлана Суруновна,
учитель бурятского языка и литературы.
с. Инзагатуй
Тема авторской программы: Развитие нравственных ценностей учащихся на основе бурятской культуры.
Пояснительная записка
В кризисное время школа ищет пути возрождения человека – культуры и использует вековой опыт нации, традиции, народной педагогики, именно, этнопедагогизация учебно – воспитательного процесса сегодня является социальной проблемой.
Воспитание ребенка всегда начинается с семьи, затем у него появляются друзья. Поэтому в процессе общения с природой и окружающими его людьми, он начинает формироваться как личность. А ядром личности являются субъективные свойства, определяющие меру ее свободы, гуманности, духовности, жизнетворчества. Личность обязана знать свои корни, истоки, народные традиции и обычаи. Под обычаями и традициями принято понимать исторически сложившиеся нормы и принципы общественного поведения, образа жизни и быта, передаваемые из поколения в поколение.
Актуальность темы: Заявленная авторская программа исследуется в рамках темы «Развитие нравственных ценностей на основе культуры бурят», начатой в июне 2006 года.
Изучив программу, пришла к выводам, о том, что, во-первых, нравственная ценность учащихся на основе бурятской культуры должна оставаться объектом дальнейших изучений, во-вторых, необходимо развивать образовательные, научный, инновационные формы сотрудничества по разработке и внедрению стандарта этнокультурного компонента в содержание образования бурятских школ, программно и учебно-методических материалов; в-третьих, разработать и внедрить программы по бурятской литературе. Для составления УМК необходимо изучить современное состояние, имеющиеся проблемы, инновационные процессы бурятского литературоведения, что и обусловило важность сформулированной проблемы. Учащиеся получают нравственное воспитание на уроке бурятской литературы, расширяют и углубляют художественный и общекультурный кругозор, развивают интерес к родному краю, вырабатывают чувство уважения к национальному духовному богатству.
Цель программы: Целью реализации данной программы является формирование и развитие нравственных общечеловеческих ценностей, углубление и расширение знаний по истории и теории бурятской литературы, культуры и искусств.
Задачи программы:
-углубить и расширить полученные учащимися знания по истории и теории бурятской культуры с внедрением новых исследованных материалов;
-привить интерес к национальным обычаям и традициям;
-проводить работу по возрождению буряткой культуры среди школьников
и населения;
-разъяснить учащимся, что бурятская национальная культура является средством познания и воздействия на неё.
Планируемые результаты:
Инновационный процессы в системе преподавания бурятской литературы.
Издание УМК по элективному курсу «Развитие нравственных ценностей учащихся на основе бурятской культуры»
В основу этой программы положены возрастные психологические особенности школьников.
Краеведческий материал включает 4 раздела:
Человек среди людей;
Материальное и духовное наследие;
Искусство и культура Бурятии;
Национальная культура бурятского народа;
Национальная культура бурятского народа это уходящий в древность богатый фольклор, выдающиеся произведения искусства.
По программе во всех классах 1 час в неделю, т.е.34 часа в год.
Содержание занятий на уроках может быть разнообразным. Учитывая наличие временных трудностей, отсутствие методических, учебно- наглядных пособий и т.д. программе указано количество часов по разделам и темам. Учитель может первые годы работы отбирать учебный материал, распределять время по своему усмотрению, исходя из местных условий, интереса учащихся и своих возможностей. Обязательно должны быть уроки – зачеты, творческие работы, семинары, конференции.
За счёт уроков можно организовать посещение музеев и выставок, концертов и спектаклей, коллективный просмотр телепередач, подвижные игры на свежем воздухе.
Все виды занятий, которые дают учащимся представление о национальной культуре и искусстве, о труде и быте бурятского народа, будут способствовать достижении основной цели программы спецкурса.
Учащиеся должны знать:
Свою родословную
Обычаи почитания предков
Обычаи почитания старших и родителей
Обычаи признания человеческой жизни, сохранения здоровья
Поверья и приметы, связанные с охраной животных и природы.
Легенды, предания, мифы, песни, сказки
Магическую функцию почитания в Бурятии животных, деревьев, кустарников.
Учащиеся должны уметь:
Охранять и ухаживать за природными памятниками окрестных мест;
Помогать старшим, старикам, больным, инвалидам в различных этикетных ситуациях.
Исполнять обряды и ритуалы народных праздников.
5 класс
Человек среди людей (34ч)
Тема 1 | История моего села. Знаменитые люди нашего края. Стихи, песни, рассказы о нашем крае. |
Тема 2 | Сартульский род. Моя родословная. |
Тема3 | Наши соседи, учителя. Представители других народов в нашей деревне. |
Тема 4 | Традиции общения у бурят: приветствие, прощание, гостеприимство |
Тема 5 | Правила поведения в общественных местах. Традиции, обычаи, этикет. |
Тема 6 | Культура речи. Красота и богатство родного языка. |
Тема 7 | Неписанные законы нравственности у бурят о скромности, порядочности, чистоплотности и т.д. |
Тема8 | Дни торжеств и народного веселья. Праздник: Сагаалган, Сурхарбаан, Обоогой найр |
Тема 9 | Игры возле костра ( ехор, бэhэлиг нюлга, дуу буляалдаан) Народные игры. |
6 класс
Материальное и духовное наследие (34ч)
Тема 1 | Культура народа как его материальное и духовное наследие. Многонациональный народ Республики Бурятия. |
Тема 2 | Диалекты, говоры, родной язык |
Тема 3 | Образование БМАССР, БУРАССР, РБ. Декабристы в Бурятии. Территория Бурятии. Бурятия в революции 1917-1923гг. Профессиональные революционеры в Забайкалье. |
Тема 4 | Политические репрессии 30-х годов в Бурятии. Бурятия в годы ВОВ. Участники войны и труженики тыла нашего села. |
Тема 5 | Народный этикет. Образ идеального человека в народной культуре: красота, здоровье, трудолюбие, приветливость, любовь к родной земле, к людям, бережливость |
Тема 6 | Священные места. Беседа о долге, обязанностях человека. Святой долг перед родной землей, сородичами, грядущим поколением. Отношение человека к природе в наше время. |
Тема 7 | Народно-прикладные виды искусства. |
Тема 8 | Бурятский фольклор. Жанры бурятского фольклора. Понятие о мифах. Предания и рассказы. Легенды. Сказки. |
Тема 9 | Народные песни. Благопожелания. Пословицы и поговорки. Скороговорки и загадки. |
7 класс
Искусство и культура Бурятии (34 ч)
Тема 1 | Материальная культура народа. Народные ремёсла. Кузнечный промысел и ювелирное дело. Обработка шкуры, кожи, рога. Изготовление изделий из шерсти, волоса, сухожилий. |
Тема 2 | Духовная культура. Представления народа о человеке (пословицы, поговорки, благопожелания). 10 белых благодеяний, 10 черных грехов. |
Тема 3 | Современная бурятская культура и искусство. Музыкальная культура бурятского народа. Народное песенное творчество. |
Тема 4 | Профессиональные певцы Бурятии. Известные артисты наших дней. |
Тема 5 | Бурятские композиторы. Бурятский театр оперы и балета. Бурятский драматический театр им. Х. Намсараева. Русский драматический театр. |
Тема 6 | Учебные заведения: БГУ, ВСГАКИ, ВСГТУ, БГСХА и т.д. История нашей школы. |
Тема 7 | Музыкальные инструменты. |
Тема 8 | Художественное творчество Бурятии. Художники. |
8 класс
Национальная культура бурятского народа (34 ч)
Тема 1 | Национальная одежда. Верхняя одежда. Обувь (одежда летняя и зимняя). Головные уборы. |
Тема 2 | Предметы украшений. Женские украшения. Мужские украшения. Пояс (значение). Посещение музеев, выставок. Встречи с народными мастерами. |
Тема 3 | Самодельная посуда. Деревянная посуда. Берестяная использования природного посуда. Традиции бережного, экономичного материала. Искусство народных мастеров. |
Тема 4 | Традиционные бурятские блюда. Мясные блюда. Молочная пища, растительная пища. |
Тема 5 | Организация личного хозяйства. Рациональная эксплуатация сельхозугодий: зимник, летние пастбища, осенний нагул скота. Заготовка кормов. Народная ветеринария. |
Тема 6 | Юрта. Дом. Внутреннее убранство жилища. Бурятский двор. Народные постройки. Значение «сэргэ». Обряды, связанные с сооружением и заселением жилища. Благопожелания. |
Тема 7 | Народная медицина. Использование лекарственных растений и животных средств. Приемы народной медицины. (кровопускание, примочки, прижигание, массаж, костоправство, акушерство) |
Тема 8 | Бурятский календарь. Название и значение каждого года. Легенды. Знания бурят в области метеорологии и астрономии. |
Литература
Бабуева В.Д. Материальная и духовная культура бурят. Улан – Удэ, 2004. с 226.
Бадмаева Р.Б. Бурятский народный костюм. Улан – Удэ, 1972.
Басаева К.Д. Семья и брак и у бурят. Улан – Удэ, 1991.
Батажаргалай Сэрэгмаа. Буряад хубсаhан – бэеын шэмэг. Улан – Удэ «Бэлиг» 2006.
Батуева Б.Б, Очерк истории Селенгинских бурят. Улан –Удэ 1993. с.96.
Бестужев Н. Гусиное озеро. Улан- Удэ, Бур.кн. изд-во, 1991. с.100.
Бурхинов Д.М., Вопросы этнопедагогики в школе. Улан- Удэ «Бэлиг» с.42
Бурхинов Д.М., Данилов Д.А. Народная педагогика и современная национальная школа. Улан-Удэ «Бэлиг» 1993. с. 191.
Галшиев Э.Х. Бэлигэй толи. Улан-Удэ, 1993. с.352.
Дамдинов Д.Г. к истории изучения хори бурят. Улан-Удэ «Бэлиг», 2000г.с.146.
Герасимова К.М. Традиционная обрядность монгольских народов. Новосибирск «Наука», 1992г, с. 158.
Михайлов В.А. Тамги и меткий бурят. Улан-Удэ, 1993г, с.64.
Назаров Г.Н., Бодиева Н.Ф. Проблемы развития национальной школы в Бурятии, Улан-Удэ «Бэлиг», 1996г, с. 116.
Номтоев Ц.Н. Эрдэм бэлиг-эрхим баян. Улан-Удэ, 1991-1992г, с. 86.
Потанина А.В. Рассказы о бурятах, их вере, обычаях. Москва, 1995г.
Сандаков Б.Д. Эрын гурбан наадан. Улан-Удэ, 1993г с. 155.
Тумахин А.В. Бурятское народное искусство. Улан-Удэ, 1970г
Цыбикдоржиев Д.В.Происхождение древнемонгольских, воинских культов. Улан-Удэ, 2003г, с. 203.
Шофман А.С. Казанский период жизни и деятельности Д.Банзарова. Улан-Удэ, 1956г.с.162.
Рецензия
на авторскую программу элективного курса
«Развитие нравственных ценностей учащихся
на основе бурятской культуры»
учителя бурятского языка и литературы
Цырендоржиевой Светланы Суруновны
Программа элективного курса «Развитие нравственных ценностей учащихся на основе бурятской культуры» представляет сквозной курс с 5 по 8 классы средней школы и является школьным компонентом. В программе продуманы все этапы изучения этнической культуры народа: работа по изучению этнокультуры начинается с составления генеалогического древа, с изучения имен человека, постепенно границы познания расширяются, углубляются. Школьники начинают знакомиться с видами народно-прикладных видов искусства, типами деятельности культурно- хозяйственной деятельности человека и со всеми духовными ценностями, выработанными в течение тысячелетней истории народа.
Особое место в авторской программе занимает изучение фольклора малых жанров, где отражается система духовно-нравственных ценностей бурятского народа.
В целом в программе отражены различные стороны бурятской национальной культуры, поэтому учащиеся получают довольно полное представление об этнокультуре своего народа, усваивают систему духовно- нравственных ценностей, что является положительным фактором в современном образовании.
Программа отражает высокий теоретико-методический уровень подготовленности учителя Цырендоржиевой С.С.
Программа соответствует требованиям авторских программ, реализующих цели и задачи школьного компонента.
Рецензент: Дуринова Светлана Батуевна, к.ф.н., старший преподаватель
кафедры русской литературы БГУ.