
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности
Класс/ы: 11а, 11б
Количество часов в год: 35 часов
Количество часов в неделю: 1 час
ФИО педагога/ов: Капсевич Сергей Витальевич
г. Нерюнгри
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования // Примерной основной программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: проект – М.: Просвещение, 2011. – 342с.
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл.: учебник / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский ,; под ред. В.Н. Латчука – М.: Дрофа, 2014. – 239 с.
Ориентиром для разработки данной программы явилась программа подготовленная В. Н. Латчуком (руководитель), С. К. Мироновым, С. Н. Вангородским с учетом требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
В программе реализованы требования Конституции Российской Федерации и федеральных законов Российской Федерации «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «Об альтернативной гражданской службе», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», а также Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года.
В программе представлены два модуля (раздела), в каждом из которых выделены образовательные линии.
Раздел I «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни»
Раздел II «Основы военной службы»
Предлагаемый в программе объем материала является достаточным для завершения формирования у учащихся 10—11 классов основных понятий в области безопасности жизнедеятельности и предполагает, наряду с изучением проблем личной безопасности, получение школьниками определенных знаний по вопросам национальной безопасности.
Поэтому главной функцией программы среднего (полного) общего образования является не только ориентация ее на личную безопасность человека в среде обитания, но и понимание школьниками проблем национальной безопасности страны и необходимости выполнения своего конституционного долга по защите Отечества. Старшеклассники получают знания об основных направлениях деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, правовых аспектах обеспечения безопасности и защиты населения, о международном гуманитарном праве по защите жертв вооруженных конфликтов, знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), Гражданской обороной (ГО) Российской Федерации как системой общегосударственных оборонных мероприятий, а также с государственными службами по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан.
Большое внимание в программе уделено вопросам здорового образа жизни. Особый акцент сделан на практических навыках сохранения здоровья с учетом существующих опасных факторов среды обитания. Программа предусматривает целенаправленное и целеустремленное освоение учащимися элементов здорового образа жизни, а также методов укрепления здоровья и профилактики различных заболеваний для гармоничного, духовного и физического развития.
Программой предусмотрено совместное обучение юношей и девушек основам медицинских знаний. Это обусловлено тем, что приемами и навыками оказания помощи пострадавшим должны владеть не только юноши, но и девушки. Материал раздела выстроен в единой логической последовательности, обеспечивающей его системное изучение.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» в программу включен раздел «Основы военной службы». При изучении этого раздела обучаемые получают необходимые знания об обороне и вооруженной защите государства, о положениях Конституции Российской Федерации и законов РФ по вопросам воинской обязанности, военной службы, альтернативной гражданской службы.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для общеобразовательных учреждений Российской Федерации 2004 г. с учетом изменений, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2011 г. №1994 в учебном плане МОУ ИТЛ №24 на 2016-2017 учебный год на изучение ОБЖ в 11 классе отводится 1час. Программа рассчитана на 35 учебных часов в каждом классе. В ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме одного урока для закрепления знаний по наиболее сложным темам. Кроме того, в 11 классе предусмотрены 5-дневные учебные сборы на базе соединений и воинских частей ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также региональных центров по допризывной подготовке молодежи к военной службе, военно-патриотических молодежных и детских общеобразовательных объединений, оборонно-спортивных оздоровительных лагерей или при образовательных учреждениях в объеме 35 часов.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в средней (полной) общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:
освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об основах обороны государства, о порядке подготовки граждан к военной службе, призыва и поступления на военную службу, прохождения военной службы по призыву, контракту и альтернативной гражданской службы, об обязанностях граждан по защите государства;
овладение умением оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; осуществлять осознанное профессиональное самоопределение по отношению к военной службе и военной профессии;
развитие черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества; личностных качеств, необходимых гражданину для прохождения военной службы по призыву или контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
В своей предметной ориентации предлагаемая программа нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач:
освоение учащимися знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, здоровье и здоровом образе жизни, государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, об обязанностях граждан по защите государства;
воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни, чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике, патриотизма и стремления выполнить долг по защите Отечества;
развитие у учеников черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы, бдительности в отношении актов терроризма, ведения здорового образа жизни;
обучение учащихся умению оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, правильно действовать в чрезвычайных ситуациях, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Рабочая программа разработана с учётом нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования //standart.edu.ru.
4. Примерной программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 10-11 классы: проект – М.: Просвещение, 2010. – 40с.
5. Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл.: учебник / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский ,; под ред. В.Н. Латчука – М.: Дрофа, 2014. – 239 с.
Выпускник научится:
• классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, наиболее вероятные для региона проживания;
• анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, дорожно-транспортных проис-шествий (ДТП), загрязнения окружающей природной среды, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях;
• формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружа-ющей среды;
• разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций с учётом особенностей обстановки в регионе;
• руководствоваться рекомендациями специалистов в области обороны государства.
Выпускник получит возможность научиться:
• систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на национальную безопасность Российской Федерации;
• прогнозировать возможность возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций по их характерным признакам;
• характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны;
• проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищённости личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
• систематизировать основные положения нормативно-правовых актов Российской Федерации по исполнению воинской оязанности и военной службе..
Выпускник научится:
• характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриоти-ческой проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов;
• характеризовать РСЧС1: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функ-циональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• характеризовать гражданскую оборону как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на гражданскую оборону по защите населения РФ от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие гражданской обороны в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан РФ в области гражданской обороны;
• характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении чрезвычайных ситуаций;
• характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• анализировать систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, которые она в себя включает;
• описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
• описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации;
• анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использова-нию современных технических средств для информации населения о чрезвычайных ситуациях;
• характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации;
• характеризовать аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне чрезвычайной ситуации;
• анализировать основные мероприятия, которые проводятся при аварийно-спасательных работах в очагах поражения;
• описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ;
• моделировать свои действия по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях в районе проживания при нахождении в школе, на улице, в общественном месте (в театре, библиотеке и др.), дома;
• характеризовать боевые традиции Вооруженных Сил России
Выпускник получит возможность научиться:
• формулировать основные задачи, стоящие перед образовательным учреждением, по защите обучающихся и персонала от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
• подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»;
• обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения Российской Федерации»;
• различать инженерно-технические сооружения, которые использу-ются в районе проживания, для защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам.
Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации
Выпускник научится:
• негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности;
• характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России;
• анализировать основные положения нормативно-правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму;
• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления;
• обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма;
• характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности;
• моделировать последовательность своих действий при угрозе террористического акта.
Выпускник получит возможность научиться:
• формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия;
• формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность;
• формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму;
• использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности;
• воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют развитию патриотизма, присущего истинному защитнику своего Отечества.
2. Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи.
Рассматриваемые темы. Гигиена и здоровье. Нравственность и здоровье. Семья в современном обществе. Заболевания, передающиеся половым путем. Первая помощь при ранениях. Первая помощь при ушибах и переломах. Первая помощь при травмах. Помощь при попадании инородного тела в дыхательные пути. Первая помощь при остановке сердца. Первая помощь при инсульте.
Раздел 2. Основы военной службы.
Рассматриваемые темы. Боевые традиции ВС России. Символы воинской чести. Правовые основы военной службы. Устав внутренней службы. Устав гарнизонной и караульной служб. Строевой устав. Дисциплинарный устав. Военная присяга. Воинская обязанность. Прохождение военной службы по призыву. Прохождение военной службы по контракту. Пребывание в запасе. Воинские звания. Права и ответственность военнослужащих. Военнослужащий – патриот. Военнослужащий – специалист. Военнослужащий – подчиненный, соблюдающий законы РФ. Как стать офицером ВС РФ. Миротворческая деятельность ВС РФ. Международное гуманитарное право. Международные отличительные знаки. Призыв как стрессовая ситуация. Психологические и морально-этические качества военнослужащего. Самовоспитание и самосоверщенствование. Саморегулирование и самоанализ.
3. Тематическое планирование учебного материала по ОБЖ
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов в теме |
1 | Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи. | 12 |
2 | Основы военной службы. | 23 |
| Итого: | 35 |
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебник: Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 11 кл.: учебник / В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский ,; под ред. В.Н. Латчука – М.: Дрофа, 2014. – 239 с.
Методические пособия
Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов, Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения: Учеб. наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. . / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2015.
Учебно-методическая литература:
∙ Конституция Российской Федерации
∙ Правила дорожного движения Российской Федерации
∙ Семейный кодекс Российской Федерации
∙ Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020.
∙ Уголовный кодекс Российской Федерации
∙ Федеральный закон «О гражданской обороне»
∙ Федеральный закон «Об образовании в РФ»
∙ Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
∙ Федеральный закон «О пожарной безопасности»
∙ Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
∙ Федеральный закон «О противодействии терроризму»
∙ Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
- Федеральный закон «Об обороне»
- Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»
Периодические издания
∙ Подшивки журналов и газет «Гражданская защита», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Служба спасения 01», «Спасатель» и др.
Учебная литература
∙ Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5—9 классы»
∙ Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5—11 классы»
∙ Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 10-11 классы»
∙ Пособие для учащихся «Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 10-11 классы»
∙ Пособия для учащихся о противодействии терроризму и экстремистской деятельности
∙ Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения»
∙ Сборник заданий для проведения экзамена по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе
∙ Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности»
∙ Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 10-11 классов[1]
∙ Электронные образовательные издания (ЭОИ) по предмету ОБЖ на магнитных и оптических носителях
Технические средства обучения
∙ Мультимедийный компьютер
∙ Цифровая фотокамера
∙ Мультимедиапроектор
∙ Экран настенный
Средства программного обучения и контроля знаний
∙ Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»
∙ Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи»
∙ Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях
∙ Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
∙ Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах»
- Компьютерное учебное пособие «Основы военной службы»
Макеты, муляжи, модели
∙ Макеты фильтрующих, изолирующих и других противогазов, респираторов в разрезе
∙ Муляжи тела человека
- массо-габаритный макет автомата Калашникова
Стенды, плакаты
∙ Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
∙ Безопасность на улицах и дорогах
∙ Криминогенные ситуации
∙ Пожары, взрывы
∙ Правила оказания первой помощи
∙ Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
∙ Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
∙ Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации
∙ Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями)
∙ Дорожные знаки
∙ Пожарная безопасность
∙ Безопасность в быту
∙ Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
∙ Опасные ситуации в природных условиях
∙ Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения
∙ Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий
∙ Правила безопасного поведения при аварии на радиа- ционно опасном объекте
∙ Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте
∙ Первая помощь при массовых поражениях
∙ Правила транспортировки пострадавших
∙ Безопасность дорожного движения
∙ Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
∙ Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
- Воинская обязанность
- Вооруженные Силы России
- Стрелковое оружие
- Общевоинские уставы
- Ордена и медали
- Ритуалы Вооруженных Сил России
- Виды и рода войск
Средства индивидуальной защиты
∙ Средства защиты дыхания
∙ Ватно-марлевые повязки
∙ Противопылевые тканевые маски
∙ Противогазы (типа ГП-7, ПДФ-7, ИП-4М и т. п.) Средства защиты кожи
∙ Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.)
∙ Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.)
∙ Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11 и т. п.)
∙ Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи
∙ Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х х 14 см
∙ Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х х Ю см
∙ Шина фанерная длиной 1 м
∙ Жгут кровоостанавливающий эластичный
Аудиовизуальные пособия
∙ Учебные видеофильмы на цифровых носителях
∙ Действия учащихся по сигналам ГО
∙ Средства индивидуальной защиты
∙ Средства коллективной защиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего укрытия)
∙ Гидродинамические аварии
∙ Автономное существование человека в природных условиях
∙ Промышленные пожары и взрывы
∙ Безопасность на улицах и дорогах
∙ Безопасность на воде
∙ Безопасность на природе
∙ Правила безопасного поведения в быту
- ЧС на транспорте
- Техногенные аварии и катастрофы
- Основы военной службы
Таблицы по основам военной службы (М.: Дрофа, 2007):
Автомат Калашникова (АКМС). Назначение, боевые свойства и устройство;
Автомат Калашникова (АКМС). Неполная разборка и сборка;
9 мм пистолет Макарова (ПМ). Назначение, боевые свойства и устройство;
9 мм пистолет Макарова (ПМ). Неполная разборка и сборка;
Ручные осколочные гранаты;
Приемы метания ручных осколочных гранат;
Противопехотные и противотанковые мины;
Признаки установки мин и фугасов;
Инженерные заграждения;
Фортификационные сооружения.
Таблицы о Днях воинской славы России (М.: Дрофа, 2010):
Контрнаступление советских войск под Москвой. 5 декабря 1941 года — 20 апреля 1942 года;
Разгром советскими войсками немецко-фашистских войск под Сталинградом. 17 июля 1942 года — 2 февраля 1943 года;
Разгром советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве. 5 июля — 13 августа 1943 года;
Блокада Ленинграда. 8 сентября 1941 года — 27 января 1944 года;
Победа советского народа в Великой Отечественной войне. 9 мая 1945 года.
Интерактивное наглядное пособие
Васьков О. А., Каранов В. К., Мирошниченко А. В. Структура Вооруженных Сил Российской Федерации: электронное пособие. — М.: Дрофа, 2010.
1 РСЧС — Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.