
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности
Класс/ы: 5а, 5б, 5в, 5г
Количество часов в год: 35 часов
Количество часов в неделю: 1 час
ФИО педагога/ов: Капсевич Сергей Витальевич
г. Нерюнгри
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования // Примерной основной программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2011. – 342с.
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук; под ред. В.Н. Латчук – М.: Дрофа, 2015. – 156 с.
Рабочая программа разработана с учётом нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ
2. Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 г. Москва «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования //standart.edu.ru.
4. Примерной программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2010. – 40с.
5. Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук; под ред. В.Н. Латчук – М.: Дрофа, 2015. – 156 с.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, справедливости судов и ответственности власти;
антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;
отрицательное отношение учащихся к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков;
готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
В соответствии с учебным планом МОУ ИТЛ №24 на изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5-м классе отводится 1 час в неделю (из части базисного учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений). Всего 35 часов в год.
1. Планируемые результаты
Планируемые образовательные результаты обучающихся
Личностные результаты обучения:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
понимание необходимости подготовки граждан к военной службе;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными результатами обучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности является (УУД).
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
2. Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Личная безопасность в повседневной жизни.
Рассматриваемые темы. Безопасность для всех. Особенности города как среды обитания. Системы обеспечения безопасности города. Опасные ситуации в доме. Пожар. Затопление квартиры. Электричество. Опасные вещества и продукты. Взрыв и обрушение дома. Захлопнулась дверь. Опасность толпы. Собака бывает кусачей.
Раздел 2. Безопасность на дороге и на транспорте.
Рассматриваемые темы. Организация дорожного движения, причины и последствия ДТП. Безопасное поведение пешеходов. Безопасность в автотранспорте. Железнодорожный транспорт. Авиационный транспорт. Морской и речной транспорт.
Раздел 3. Опасные ситуации социального характера.
Рассматриваемые темы. Психологические основы самозащиты. Криминальные ситуации в доме. Криминальные ситуации на улице. Поведение при захвате в заложники.
Раздел 4. Загрязнение среды обитания.
Рассматриваемые темы. Загрязнение воды. Загрязнение воздуха. Загрязнение почвы.
Раздел 5. Средства индивидуальной защиты.
Рассматриваемые темы. Фильтрующие противогазы. Пользование противогазом.
Раздел 6. Основы медицинских знаний.
Рассматриваемые темы. Виды ранений и первая помощь. Характеристика кровотечений. Первая помощь при кровотечении.
Раздел 7. Основы здорового образа жизни.
Рассматриваемые темы. Движение и здоровье. Нарушение осанки. Телевизор и компьютер. Развитие организма. Физическое и нравственное взросление.
3. Тематическое планирование учебного материала по ОБЖ
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов в теме |
1 | Личная безопасность в повседневной жизни. | 12 |
2 | Безопасность на дороге и на транспорте. | 6 |
3 | Опасные ситуации социального характера. | 4 |
4 | Загрязнение среды обитания. | 3 |
5 | Средства индивидуальной защиты. | 2 |
6 | Основы медицинских знаний. | 3 |
7 | Основы здорового образа жизни. | 5 |
| Итого: | 35 |
4. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 5 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / В.В. Поляков, М.И. Кузнецов, В.В. Марков, В.Н. Латчук; под ред. В.Н. Латчук – М.: Дрофа, 2015. – 156 с.
Методические пособия
Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов, Хренников ; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения: Учеб. наглядное пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. . / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2008.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2012.
Учебно-методическая литература:
∙ Конституция Российской Федерации
∙ Правила дорожного движения Российской Федерации
∙ Семейный кодекс Российской Федерации
∙ Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020.
∙ Уголовный кодекс Российской Федерации
∙ Федеральный закон «О гражданской обороне»
∙ Закон «Об образовании»
∙ Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»
∙ Федеральный закон «О пожарной безопасности»
∙ Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»
∙ Федеральный закон «О противодействии терроризму»
∙ Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»
Периодические издания
∙ Подшивки журналов и газет «Гражданская защита», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Служба спасения 01», «Спасатель» и др.
Учебная литература
∙ Пособие для учителя «Обучение правилам дорожного движения. 5—9 классы»
∙ Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 5—11 классы»
∙ Пособие для учителя «Основы безопасности жизнедеятельности. Поурочные разработки. 5—9 классы»
∙ Пособие для учащихся «Дорожное движение. Безопасность пешеходов, пассажиров, водителей. 5—9 классы»
∙ Пособия для учащихся о противодействии терроризму и экстремистской деятельности
∙ Программа для системы дополнительного образования детей «Безопасность дорожного движения»
∙ Сборник заданий для проведения экзамена по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе
∙ Справочник для учащихся «Основы безопасности жизнедеятельности»
∙ Учебники по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 5—9 классов[1]
∙ Электронные образовательные издания (ЭОИ) по предмету ОБЖ на магнитных и оптических носителях
Технические средства обучения
∙ Мультимедийный компьютер
∙ Цифровая фотокамера
∙ Мультимедиапроектор
∙ Экран настенный
Средства программного обучения и контроля знаний
∙ Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций»
∙ Компьютерные программы и пособия по учебному разделу «Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи»
∙ Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях
∙ Компьютерное учебное пособие «Безопасность на улицах и дорогах»
∙ Компьютерная обучающая программа «Действия при авариях на химически опасных объектах»
Макеты, муляжи, модели
∙ Макеты фильтрующих, изолирующих и других противогазов, респираторов в разрезе
∙ Муляжи тела человека
Стенды, плакаты
∙ Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
∙ Безопасность на улицах и дорогах
∙ Криминогенные ситуации
∙ Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи
∙ Правила поведения при землетрясениях
∙ Пожары, взрывы
∙ Наводнения и затопления
∙ Правила оказания первой помощи
∙ Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации
∙ Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта
∙ Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации
∙ Плакаты (демонстрационные таблицы с методическими рекомендациями)
∙ Дорожные знаки
∙ Пожарная безопасность
∙ Безопасность в быту
∙ Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
∙ Активный отдых на природе
∙ Опасные ситуации в природных условиях
∙ Безопасность на воде
∙ Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения
∙ Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий
∙ Правила безопасного поведения при землетрясении
∙ Правила безопасного поведения при наводнении
∙ Правила безопасного поведения при аварии на радиа- ционно опасном объекте
∙ Правила безопасного поведения при аварии на химически опасном объекте
∙ Первая помощь при массовых поражениях
∙ Правила транспортировки пострадавших
∙ Безопасность дорожного движения
∙ Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций
∙ Основы медицинских знаний и правила оказания первой помощи
Средства индивидуальной защиты
∙ Средства защиты дыхания
∙ Ватно-марлевые повязки
∙ Противопылевые тканевые маски
∙ Противогазы (типа ГП-7, ПДФ-7, ИП-4М и т. п.) Средства защиты кожи
∙ Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.)
∙ Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.)
∙ Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11 и т. п.)
∙ Сумки и комплекты медицинского имущества для оказания первой помощи
∙ Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х х 14 см
∙ Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х х Ю см
∙ Шина фанерная длиной 1 м
∙ Жгут кровоостанавливающий эластичный
Аудиовизуальные пособия
∙ Учебные видеофильмы на цифровых носителях
∙ Действия учащихся по сигналам ГО
∙ Средства индивидуальной защиты
∙ Средства коллективной защиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего укрытия)
∙ Гидродинамические аварии
∙ Автономное существование человека в природных условиях
∙ Оползни, сели, обвалы
∙ Ураганы, бури, смерчи
∙ Наводнения
∙ Лесные и торфяные пожары
∙ Безопасность на улицах и дорогах
∙ Безопасность на воде
∙ Безопасность на природе
∙ Правила безопасного поведения в быту
∙ Поведение при ситуации криминогенного характера
∙ Правила безопасного поведения при землетрясениях