Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Дмитриевка муниципального района Уфимский район РБ
Разработка открытого урока по биологии
в 6-х классах
«Видоизменения корней»
Класс: 6-ые классы
Подготовила и провела: учитель биологии
Михайлова Т.Д.
2017г
Цель урока: познакомиться с многообразием корней.
Задачи урока:
1.Образовательные:
познакомить с изменениями внешнего вида корней у растений одного или разных видов в зависимости от условий среды обитания;
сформировать понятие о видоизменение корней, рассматривая видоизменённые корни как результат приспособления растения к условиям существования;
познакомить с видоизменёнными корнями различных растений: корнеплодами, клубнями, прицепками, воздушными корнями (у растений эпифитов), дыхательными корнями и др. и выполняемой ими ролью;
закрепить знания по теме “Корень и корневая система”;
выяснить, что видоизменённые корни результат приспособленности растений к условиям существования;
показать биологическое и хозяйственное значение корнеплодов.
2. Развивающие:
развивать умения работать с научной литературой;
развивать биологическую речь, творческие способности, умение публичного выступления.
3. Воспитательные:
- формировать такие качества личности как смелость, ответственность, подчинение собственных интересов интересам коллектива.
Демонстрационный материал: Презентация «Видоизменения корней»
Ход урока
I. Организационный момент (1-2 мин)
Угадай-ка!
На одном быке семь шкур.
(луковица)
Цветок – напрасный,
Плод – опасный.
А после все засажено.
(картофель)
Долгая Варвара
Жестка, корява,
На всех зла,
А всем мила.
(редька)
Что выше леса, краше света,
Без огня горит?
(солнце)
Меня ждут не дождутся,
А как увидят – разбегутся.
(дождь)
Изучение нового материала
Введение в тему: стихотворение «Мы в букет собрали маки жаркие»
Мы узнали, что корни удерживают растения в почве, поглощают воду с минеральными веществами. Кроме того, корни могут выполнять целый ряд других не менее важных и интересных функций. Часто это приводит к их структурным и функциональным изменениям. И поэтому тема сегодняшнего урока «Видоизменения корней».
Записываем новый термин в тетради:
Видоизменения органа – это изменение его внешнего облика (вида) в связи с дополнительно приобретёнными функциями.
Сегодня на уроке мы с вами узнаем, как изменяются корни разных растений в связи с выполняемыми функциями. И я предлагаю вам отправиться в путешествие. За неделю до сегодняшнего урока вы объединились в группы по 3-4 человека и выбрали место для путешествия (станцию). Настало время отчитаться о проделанной работе. В пути нас с вами ждёт много интересного и неожиданного. Каждая группа докладывает о различных видах корней, показывает слайды, картинки из энциклопедии, свои рисунки.
1. Станция – корни-кладовые.
Давайте с вами вспомним о корнях-кладовых. Толстые и мясистые корни, развиваются у многих растений. А у каких давайте узнаем.
А) Сама в земле – коса на улице? (морковь).
Б) Круглая, а не месяц Жёлтая, а не масло С хвостиком, а не мышь (репа).
В) Это что такое, в землю вросло,сверху толста, снизу востра, Собой красна (свёкла).
Правильно – это корни у свёклы, моркови, редиса, редьки – связаны они с выполняемыми функциями (запасающими). К таким корням относится корень петрушки – он у не` стержневой. Откладываются в такие кладовые в основном углеводы: крахмал и сахара и называются они корнеплодами. Они образуются в результате утолщения главного корня.
Вопрос учителя: Ребята, а где находят применение такие корни в нашей жизни? (учащиеся приводят примеры использования корнеплодов в кулинарии и в народной медицине).
Вопрос учителя: Какую профессию имеют люди, выращивающие различные корнеплоды? Кто бы из вас хотел иметь такую профессию?
Кроме корнеплодов встречаются и другие видоизменения корня, связанные с запасающей функцией. Например, корневые клубни. Они образуются в результате утолщения придаточных корней, это происходит у георгина и батата. Батат, или сладкий картофель, возделывается в тропических и субтропических странах. Его разросшиеся клубневидно утолщённые боковые корни очень калорийны и имеют сладкий вкус. В некоторых странах это основное пищевое растение.
Корни могут служить не только для запасания питательных веществ, но и для запасания воды. Особенно хорошо эта функция выражена у тропических эпифитных орхидей. Наружная часть коры свисающих вниз придаточных воздушных корней этих растений состоит из крупных клеток, которые могут впитывать воду подобно губке. Во время дождя эти клетки наполняются водой, которая затем расходуется на нужды растения.
2. Станция – дыхательные корни.
У тропических деревьев, живущих на бедных кислородом почвах, живущих на пресноводных тропических болотах, развиваются специальные дыхательные корни. Представителем таких растений является кипарис. Развиваются они из подземных боковых корней и растут вертикально вверх, поднимаясь над водой или почвой. У некоторых деревьев дыхательные корни имеют форму колен или петель. Их значение заключается в снабжении подземных частей растения воздухом.
3. Станция – ходульные корни.
Наиболее часто они встречаются у видов рода панданус и являются важным приспособлением к обитанию в условиях сильных, а иногда и ураганных ветров на тропических океанических островах. Способность этих корней противостоять сильным нагрузкам объясняется наличием механических тканей в центральной и периферической частях. Ходульные корни отходят от стволов и образуют придаточные корни, после того как внедряются в землю. У панданусов отсутствует стержневой корень, и все растение держится на ходульных корнях, как на ходулях, эти корни выполняют функцию – обеспечивают растение водой со всеми минеральными веществами. Один панданус лабиринтный со своими корнями подпорками может образовывать целый лес. Ходульные корни развиваются у фикусов, баньяна, многочисленные придаточные корни которого растут не от ствола, а от ветвей, достигая почвы они развивают собственную корневую систему и одно дерево баньяна разрастается в целую рощу, которая может занимать площадь в несколько сотен м3 и даже больше. В древнем писании указано, что в тени одного такого фикуса отдыхали отряды из 6-7 тысяч воинов. Этот гигант имел 4300 стволов, образованных ходульными корнями. В Индии растёт баньян у которого насчитывается 3000 крупных и 3000 мелких корней – подпорок. Высота этого дерева более 60 м, а возраст 3000 лет.
4. Станция – досковидные корни.
Такие корни характерны для крупных деревьев дождевого тропического леса. Эти образования представляют собой боковые корни, выступающие над поверхностью почвы. Эти корни напоминают прислонённые к дереву плоские доски. В дождевом тропическом лесу высота досковидных корней у основания дерева превосходит человеческий рост. Интересно, что у таких деревьев отсутствует главный корень и вся корневая система состоит из поверхностных боковых корней.
5. Станция – корни-прицепки.
У плюща и других лазающих растений имеются придаточные корни-прицепки. Образующиеся на стороне стебля, обращённой к дереву или другой опоре. Они способствуют прикреплению и продвижению растения по разным субстратам. Проникая в трещины или щели, они утолщаются, закупоривая отверстие подобно хорошо пригнанной пробке, и крепко удерживают растение на опоре. Если корни плюща наталкиваются на гладкую поверхность, то они проявляют совершенно удивительные способности к закреплению. Конец корешка расширяется и выделяет клейкий сок, с помощью которого оно сильно прикрепляется к поверхности. Нижние корешки прикрепляются, а молодые ищут новую опору. Так медленно и шагает плющ своими корешками по поверхности.
Знаете ли вы, что у некоторых паразитных растений корни изменили функцию и превратились в присоски, внедряющиеся в проводящие ткани растения-хозяина и оттягивающие оттуда питательные вещества. Примером служат растение лесов омела.
6. Станция – Втягивающиеся корни.
Такие корни характерны для корневищных, луковичных и клубне – луковичных растений например тюльпанов. Эти корни длиннее, чем обычные корешки, они по окончании вегетационного периода начинают сокращаться и постепенно втягивают клубнелуковицу глубоко в землю.
Знаете ли вы, что корни одуванчика цикория перед зимовкой сокращаются, втягивая под землю на 1-3 и даже 5 см корневую шейку. Корень у них поворачивается вокруг своей оси, закручивается и становится короче.
7. Станция – корневые отпрыски.
У растений корни принимают участие в вегетативном размножении. Из придаточных почек развиваются корневые отпрыски. Такую корневую поросль можно наблюдать у сливы, сирени, хрена. У злостных сорняков разрезанные при обработке почвы небольшие кусочки дают начало новым растениям, что сильно затрудняет борьбу с ними.
1.Всё разнообразие корней образуется благодаря видоизменениям главного или боковых и придаточных корней.
2. Все эти видоизменения корней возникли, когда растения начали жить в новых условиях окружающей среды.
Обобщение и систематизация материала по теме «Корень»
Фронтальный опрос.
1.Что такое корень?
2.Какие виды корней вам известны? Работа с интерактивной доской.
3. Что такое корневая система? Какие типы корневых систем различают? Работа с интерактивной доской.
Выбрать из предложенных гербарных экземпляров растения со стержневой и мочковатой корневой системой.
4. Можно ли управлять ростом корня? (предлагаются термины: пикировка, окучивание, гелиотропизм, хемотропизм).
ЭТО ИНТЕРЕСНО!!!
У кукурузы корневая система разрастается в стороны на 2 метра.
У репчатого лука на 60-70 см.
У моркови в 7 раз длинней надземной части.
Игра: Собери предложение.
1. Логически соедините эти слова в одно предложение. (Рост и развитие этих овощей зависит от солнца и дождя).
2. Какую роль играет Солнце для растений? (фотосинтез).
3. Каково значение фотосинтеза. (питание растения).
- это процесс поглощения организмом из внешней среды веществ и использование их для построения своего тела, роста и развития.
4. Какую роль играет корень в питании растений? (всасывает и засасывает вещества).
5. Картофель, редька, морковь, свёкла — найдите корень у этих овощных культур.
6. Какую часть растения мы употребляем в пищу? (СКАЗКА “Вершки и корешки”).
- видоизменённый корень.
7. Как образуется? (разрастается корень и нижняя часть стебля).
Растение питается, растёт и запасает питательные вещества.
ПИТАНИЕ–РОСТ–ЗАПАС ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ (1 год) — ПРОРОСТИ (2 года) —ЗАЦВЕСТИ–СЕМЕНА
Вывод:
Места накопления нитратов в овощах.
- нарушают нормальную работу кровяной системы, особенно у детей; могут стать причиной раковых опухолей.
Давайте порешаем биологические задачи.
1. У сосны, растущей на песчаной почве, корень глубоко уходит в землю, а у сосны, растущей на болоте, корневая система поверхностная. Чем можно объяснить различия в развитии корневых систем? (Ответ: это связано с водным режимом почвы: на песчаных почвах вода уходит в нижние слои, для её добывания нужен длинный корень. На болоте при обилии влаги при недостатке кислорода поверхностная корневая система лучше обеспечивает дыхание)
2. Почему ель чувствительна к беглым низовым пожарам? (Ответ: из-за поверхностной корневой системы, которая повреждается при беглом низовом пожаре)
5. Внутреннее строение корня. Работа с немыми рисунками по зонам корня у интерактивной доски.
6. Составление таблицы «Клеточное строение корня». Работа в группах по 4 человека.
7. Вопросы в формате ЕГЭ. Объяснить детям, что по окончании 11 класса им предстоит сдавать выпускные экзамены в форме ЕГЭ и что готовиться к этому ответственному моменту нужно заранее.
8. Перечислите все функции корней, о которых мы узнали при изучении этой темы?
ПИСЬМО НЕЗНАЙКИ!!!
Ранней весной едва солнце пригрело землю, я вышел в огород. Разбил грядки, тщательно вскопал их и посеял: свеклу, морковь, редис, репу, редьку. Сразу же, на второй, день подкормил растение азотными удобрениями, учитывая дозировку и правила безопасности. Каждый день, обильно поливая, я терпеливо ждал всходов. А их все не было и не было. Спустя две недели появилась только морковь, Куда же делись другие семена? На следующий день я поспешил подкормить азотными удобрениями. Наступило лето, я продолжал ухаживать за морковью. А в засуху мы с агрономом спешили на поля. Я прихватил удобрения. И чтобы растения не погибли, я рассыпал их по полю. Но в ответ дядя Кеша – агроном отругал меня. Что я сделал не так?
IV. Этап рефлексии.
Предлагаю вам поделиться своими впечатлениями на уроке.
А. Нарисуйте на одной из ступенек человечка – себя, в зависимости от вашей активности на уроке.
Б. Поставьте отметку рядом с одним из значков в первом столбце
+ | На уроке все понятно. |
? | Осталось ощущение, что что-то не понятно |
! | Все понятно, я смогу сам(а) определять тип корневой системы и виды корней |
В. Выберите понравившееся предложение и допишите его
1. Сегодня узнал(а), что могу…
2. Я считаю полезным…
3. Мне понравилось…
4.Мне было трудно…
5. Теперь бы я хотел(а) ещё узнать…
V. Задание на дом: п._____, термины в конце параграфа
Выполнить на выбор творческую работу:
1.Составить кроссворд
2.Сочинить стихи о корнях и корневых системах
3.Написать исследовательскую работу по корневым системам
4. Составить опорную схему