Утверждаю:
Приказ по школе № 01-03/105
от 01.09.2015 года
Директор школы:_______ И. Г. Козлова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Азбука пешехода»
Составила: учитель первой
квалификационной категории
Осипова Любовь Петровна
2015 – 2016 учебный год
Ступень обучения (класс ) начальное общее образование (1–4-й класс).
Количество часов 135. Уровень базовый.
Программа разработана на основе учебно-методической литературы.
Продолжительность освоения – 4 года.
Возрастной диапазон начала освоения программы – 7–10 лет.
Направление – социальное.
Пояснительная записка к кружку “Азбука пешехода”.
Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками.
Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В списке причин гибели людей от несчастных случаев первую строчку твердо занимает дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. В стране ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий погибает более 30 тыс. человек и свыше 250 тыс. получает травмы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.
Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
В соответствии с вышеизложенным предлагается данная программа, обеспечивающая полный курс пропедевтических мероприятий для учащихся начальной школы (1–4 класс).
Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:
Взаимодействие учреждений образования с социально– педагогической средой;
учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.
Цель программы: предупреждение и снижение детского дорожно – транспортного травматизма.
Задачи программы:
Образовательные
повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедов;
оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающие:
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательные:
воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих.
Таблица тематического распределения часов.
№п.п. | Содержание раздела, темы | Количество часов 1 класс | Количество часов 2 класс | Количество часов 3 класс | Количество часов 4 класс |
1 | Дорожная грамота. | 10 | 10 | 10 | 10 |
2. | Транспортные средства. | 3 | 3 | 3 | 6 |
3 | Здравствуй, дорога! (Общие правила) | 3 | 3 | 3 | 6 |
4 | Наш друг – светофор. | 3 | 3 | 3 | 3 |
5 | Правила дорожного движения. | 10 | 10 | 10 | 4 |
6 | Дорожные знаки | 4 | 5 | 5 | 5 |
| Итого | 33 | 34 | 34 | 34 |
Содержание обучения.
Содержание данного курса включает теорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригаты, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.
Методы и средства обучения:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа.
Наглядные – показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала.
Место занятий внеурочной деятельностью в учебном плане.
На проведение занятий внеурочной деятельности кружка “Азбука пешеходных наук” на 1 – 4 класс начальной школы выделяется всего — 135 часов.
Из них в 1 классе – 33 часа (1 час в неделю, 33 учебных недели), во 2 – 4 классах – по 34 часа (1 час в неделю, 34 учебных недели).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Результаты изучения курса “Азбука пешехода”.
Учащиеся должны знать:
основные понятия и термины из Правил дорожного движения Российской Федерации;
общие положения Правил дорожного движения Российской Федерации;
правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;
основы страхования.
Правила:
перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
воздержания от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом;
движение по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
движения группы детей в сопровождении взрослых;
этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги;
Учащиеся 1-х классов должны знать:
опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах;
безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
опасности, связанные с погодными условиями и освещением;
места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках;
название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;
Учащиеся 1-го класса должны уметь:
переходить улицы и проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть дороги (вне зоны видимости пешеходов);
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
Учащиеся 2-х классов должны знать(кроме перечисленного):
Учащиеся 2-го класса должны уметь:
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из маршрутного такси;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне;
Учащиеся 3-4 классов должны знать (кроме перечисленного):
Учащиеся 3-4 класса должны уметь:
ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
переходить железнодорожные пути;
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
Планируемые результаты.
Учащиеся должны уметь:
правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги;
пользоваться общественным транспортом;
самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности;
оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях;
В ходе занятий в кружке по изучению и пропаганде Правил дорожного движения учащиеся должны сформулировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.
Формы и методы контроля:
1 Календарно-тематическое планирование 1 класс
№ п.п. | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата | Оборудование |
План | Факт |
| Дорожная грамота. | 10 | | | |
-
| Дорога в школу и домой. | | | | |
-
| Как устроена дорога? | | | | |
-
| Дорога в городе. | | | | |
-
| Дорога в посёлке. | | | | |
-
| Что такое улицы? | | | | |
-
| Кого называют пешеходами? | | | | |
-
| Кого называют водителем? | | | | |
-
| Кого называют пассажирами? | | | | |
-
| Движение пешеходов по улицам и дорогам. | | | | |
-
| Какие опасности подстерегают на улицах и дорогах? | | | | |
| Транспортные средства | 3 | | | |
-
| Транспорт и его виды. | | | | |
-
| Пассажирский транспорт. | | | | |
-
| Специальный транспорт. | | | | |
| Здравствуй, дорога! (Общие правила) | 3 | | | |
-
| Положительные и отрицательные привычки в поведении детей на улицах и дорогах. | | | | |
-
| Место, где мы живём. | | | | |
-
| Поведение в жилых зонах и дворовых территориях. | | | | |
| Наш друг - светофор. | 3 | | | |
-
| Наши верные друзья. (Сигналы регулировщика) | | | | |
-
| Светофор и его сигналы. | | | | |
-
| Светофоры для водителей и пешеходов. | | | | |
| Правила дорожного движения. | 10 | | | |
-
| Правила дорожного движения для пешеходов. | | | | |
-
| Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. | | | | |
-
| Движение по тротуару в группе. | | | | |
-
| Что такое проезжая часть дороги? | | | | |
-
| Правила перехода дороги. | | | | |
-
| Переход улицы при одностороннем движении. | | | | |
-
| Переход улицы при двустороннем движении. | | | | |
-
| Пешеходный переход. | | | | |
-
| Правила поведения на остановках. | | | | |
-
| Правила поведения в общественном транспорте | | | | |
| Дорожные знаки. | 4 | | | |
-
| Дорожные знаки. | | | | |
-
| Дорожные знаки для пешеходов. | | | | |
-
| Дорожные знаки для водителей. | | | | |
-
| «Правила дорожные знать каждому положено» | | | | |
2 Календарно-тематическое планирование 2 класс
№ п.п. | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата | Оборудование |
План | Факт |
| Дорожная грамота. | 10 | | | |
1 | Это должны знать все. | | | | |
2 | Улица полна неожиданностей. | | | | |
3 | Как правильно определить безопасный путь. | | | | |
4 | Практическое занятие. Безопасный путь домой. | | | | |
5 | Практическое занятие. Безопасный путь в школу. | | | | |
6 | Почему дети попадают в дорожные аварии. | | | | |
7 | Элементы улиц и дорог. | | | | |
8 | Дорожная разметка. | | | | |
9 | Дорога для пешехода. Велосипедная дорожка. | | | | |
10 | Практическое занятие. Где можно кататься на велосипеде. | | | | |
| Транспортные средства | 3 | | | |
11 | Виды транспортных средств. | | | | |
12 | Грузовой и легковой виды транспорта. | | | | |
13 | Конкурс на лучший рисунок. | | | | |
| Здравствуй, дорога! (Общие правила) | 3 | | | |
14 | Регулирование дорожного движения. | | | | |
15 | Взаимно вежливые отношения на дороге. | | | | |
16 | Викторина. | | | | |
| Правила дорожного движения. | 10 | | | |
17 | Где можно и где нельзя играть. | | | | |
18 | Где можно и где нельзя кататься на роликах, скейтбордах. | | | | |
19 | Где можно и где нельзя кататься на санках, лыжах. | | | | |
20 | Переход регулируемых перекрёстков. | | | | |
21 | Переход нерегулируемых перекрёстков. | | | | |
22 | Переход дороги с односторонним движением. | | | | |
23 | Переход дороги с двусторонним движением. | | | | |
24 | Правила посадки и высадки из общественного транспорта. | | | | |
25 | Правила поведения в общественном транспорте. | | | | |
26 | Переход дороги после выхода из общественного транспорта. | | | | |
| Наш друг - светофор. | 3 | | | |
27 | История возникновения светофора. | | | | |
28 | Виды светофоров. | | | | |
29 | Игра «Водители и пассажиры» | | | | |
| Дорожные знаки. | 5 | | | |
30 | Дорожные знаки. | | | | |
31 | Группы дорожных знаков. | | | | |
32 | Дорожные знаки для пешеходов. | | | | |
33 | Обобщающее занятие. | | | | |
34 | Экскурсия(закрепление пройденного материала) | | | | |
Календарно-тематическое планирование 3 класс
№ п.п. | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата | Оборудование |
План | Факт |
| Дорожная грамота. | 10 | | | |
1 | Правила дорожные знать каждому положено. | | | | |
2 | История возникновения правил дорожного движения. | | | | |
3 | Улица, транспорт и пешеходы. | | | | |
4 | Скрытые опасности на дороге. | | | | |
5 | Тренинг. Определение наиболее опасных участков дороги. | | | | |
6 | Тренинг. Выбор безопасного маршрута движения. | | | | |
7 | Остановочный и тормозной путь. | | | | |
8 | Встреча с работниками ГИБДД. | | | | |
9 | Викторина по правилам дорожного движения. | | | | |
10 | Практическое занятие. Чтоб дорогу перейти во все стороны гляди. | | | | |
| Транспортные средства | 3 | | | |
11 | Рельсовый и безрельсовый транспорт. | | | | |
12 | Служба спасения, МЧС. | | | | |
13 | Конкурс детского рисунка. | | | | |
| Здравствуй, дорога! (Общие правила) | 3 | | | |
14 | Сигналы регулировщика. | | | | |
15 | Инспектор ГИБДД (регулировщик)– наш друг и помощник. | | | | |
16 | Викторина. | | | | |
| Правила дорожного движения. | 10 | | | |
17 | Движение пешеходов. | | | | |
18 | Права и обязанности пешеходов. | | | | |
19 | Конкурс рисунков «Нарушители». | | | | |
20 | Игры детей и дорожная безопасность. | | | | |
21 | Причины дорожных аварий. | | | | |
22 | Перекрёсток и опасные повороты. | | | | |
23 | Практическая работа. Переход улицы с двусторонним движением. | | | | |
24 | Железнодорожный переезд. | | | | |
25 | Правила перехода железной дороги. | | | | |
26 | Конкурс рисунков «Кто виноват?» | | | | |
| Наш друг - светофор. | 3 | | | |
27 | Знакомство с транспортом города. | | | | |
28 | Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. | | | | |
29 | Викторина «Красный, жёлтый, зелёный». | | | | |
| Дорожные знаки. | 5 | | | |
30 | Запрещающие знаки. | | | | |
31 | Предписывающие знаки. | | | | |
32 | Знаки сервиса. | | | | |
33 | Экскурсия. | | | | |
34 | Обобщающее занятие. | | | | |
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№ п.п. | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Дата | Оборудование |
План | Факт |
| Дорожная грамота. | 10 | | | |
1 | Вводный урок. Правильно веди себя на дороге. | | | | |
2 | Игра «Подскажи словечко» | | | | |
3 | Конкурс рисунков на асфальте «Дорога и я». | | | | |
4 | Практическое занятие. Отработка практических навыков. | | | | |
5 | Правила поведения в зоне жилых домов. | | | | |
6 | Один на дороге. | | | | |
7 | Мы на загородной дороге. | | | | |
8 | Переход дороги при плохих погодных условиях. | | | | |
9 | Правила поведения на дороге во время гололёда. | | | | |
10 | Игры и соревнования по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. | | | | |
| Транспортные средства | 6 | | | |
11 | Краткая история колеса. | | | | |
12 | Краткая история автомобиля. | | | | |
13 | Е.А.Яковлев - основоположник отечественного авто. | | | | |
14 | Что такое Автозавод? | | | | |
15 | Краткая история возникновения общественного транспорта. | | | | |
16 | Настольные игры по правилам дорожного движения. | | | | |
| Здравствуй, дорога! (Общие правила) | 6 | | | |
17 | А знаешь ли ты, что колесо может и умеет? | | | | |
18 | А знаешь ли ты, из чего сделана машина? | | | | |
19 | А знаешь ли ты, что было бы, если бы машинам не нужен был бензин? | | | | |
20 | Что такое правостороннее движение. | | | | |
21 | Тротуар – дорога для пешеходов. | | | | |
22 | Внимательный пешеход. | | | | |
| Наш друг - светофор. | 3 | | | |
23 | Транспортные и пешеходные светофоры. | | | | |
24 | Мигающий жёлтый свет. | | | | |
25 | Роль светофоров в организации движения. | | | | |
| Дорожные знаки. | 5 | | | |
26 | Дорожные знаки для пешеходов. | | | | |
27 | Дорожные знаки для водителей. | | | | |
28 | Виды дорожной разметки. | | | | |
29 | Причины дорожно-транспортных происшествий. | | | | |
30 | Игра «Знатоки дорожных знаков» | | | | |
| Правила дорожного движения. | 4 | | | |
31 | Катание на роликовых коньках. | | | | |
32 | Практическое занятие «Расчёт тормозного пути автомобиля» | | | | |
33 | Экскурсия «Я – пешеход». | | | | |
34 | Утренник «Знай правила движения как таблицу умножения» | | | | |
Литература:
Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А.Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов.Москва. “Просвещение”,2009 г.
Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.
Учебная книжка – тетрадь для 1 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
Учебная книжка – тетрадь для 2 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
Учебная книжка – тетрадь для 3 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
Учебная книжка – тетрадь для 4 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
Учебно – методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
Методическое пособие “Профилактика детского дорожно– транспортного травматизма”, автор:Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
“Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.И.Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.
“Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения”, авторы: В.Е.Амелина и др. Москва. “Глобус”, 2008 г.