СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Азбука прав ребенка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Азбука прав ребенка»

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9








Классный час "Азбука прав ребенка"

в о 2-б классе












Классный руководитель:

Корнакова Татьяна Геннадьевна








г. Нижний Новгород, 2010 год

Цели и задачи классного часа:

  • на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах и обязанностях ребёнка;

  • формирование коммуникативной компетентности;

  • культуры участия в интеллектуальной игре.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:

  1. Рефлексия (до игры) “Мой портрет в лучах”.

Нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши своё имя или нарисуй свой портрет. Затем вдоль лучей с одной стороны напиши свои ощущения и знания до игры

  1. Вступление:

Сегодня наш классный час мы посвятим теме «Права Ребёнка». Это связано с важной датой -20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвящённый принятию очень важного  документа-Конвенции о правах ребёнка.

  1. Основная часть

    1. Подготовительная работа к ознакомлению с «Конвенцией о правах ребёнка».

- Что такое право?

(это отсутствие ограничений, разрешение на что-либо).

Существует документ международного значения - «Всеобщая декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку. (Принята 10 декабря 1948 г. ООН).

Цель ООН - борьба за мир и сотрудничество между государствами.

Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств.

ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств.

Таким документом стала «Конвенция о правах ребёнка». (Принята 20 ноября 1989 г. ООН),  в которой говорится, что  (ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Права ребенка»)

- все дети пользуются одинаковыми правами: имеют право общаться с обоими родителями и расти в семье.

- Дети, не живущие с родителями, имеют право на регулярные контакты с ними.

- Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды. Его мнение должно приниматься во внимание при решении любых вопросов, касающихся данного ребенка.

- Ребенок имеет право на защиту от вмешательства в его личную семейную и домашнюю жизнь.

- Ребенок имеет право на отдых, досуг и участие в культурно и творческой жизни.

20 ноября ежегодно отмечается как Всемирный день детей.

В этот день дети мира заявляют о своих правах и о том, что государства должны защищать их права.

Мы знаем, что есть случаи, когда нарушаются права детей. Не всё в мире спокойно.

Вы прекрасно знаете о «горячих точках» - это страны, где идут войны, совершаются террористические акты.

В первую очередь страдают дети, они остаются сиротами, не могут посещать школу, занимаются воровством, нищенствуют.

В процессе подготовки «Конвенции о правах ребёнка» её авторы учитывали следующие факты, касающиеся детей из экономически неблагополучных стран:

1) покинуты своими семьями около 100 млн. детей, которые существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства, нищенства;

2) 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

3) ежегодно около 3,5 млн. детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению;

4) в развивающихся странах 155 млн. детей в возрасте до5 лет живут в условиях абсолютной бедности.

Дети должны знать свои права. Уметь их отстаивать. Изучение прав человека - это, прежде всего, воспитание уверенности в себе, терпимости.

У каждого человека есть права.

Ребёнок тоже человек, а значит и у него есть права.

Они отличаются от прав взрослых:

1) меньшими возможностями защитить самого себя;

2) физической и психологической незрелостью;

3) ранимостью;

4) зависимостью от опеки старших.

Поэтому и права его в чём-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого.

    1. Ознакомление с «Декларацией прав ребенка».

В 1959 г. была принята «Декларация прав ребёнка». В ней записано о правах ребёнка:

« Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющим семьи, и о детях, не имеющих достаточно средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям  выдавались государственные или иные пособия на содержание детей».

«Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться всеми детьми без всяких исключений…Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство. »

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.

  1. Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое.

  1. Очень трудно самому,

жить на свете одному.

Правом с  Мамой жить и с Папой

Пользуйтесь везде, ребята.


  1. Есть еще такое право-

Помнить, думать и творить

и другим свои раздумья,

если хочешь, подарить.

  1. Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно-

Есть у нас такой закон.

  1. Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,

То позвать  врача на помощь

Тоже право детворы.

  1. Чтоб с наукой подружиться ,

С книжкой  в маленькой руке

Правом пользуюсь  «учиться

На родимом языке.»


  1. Подросла, взяла я книжки

И пошла я во второй класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.

  1. Я могу свой детский праздник,

Как и взрослый, отмечать.

Если я проголодаюсь-

Пищу   вправе получать.

  1. Будь ты слабым или сильным ,

Белым, черным - все равно!

Ты родился быть счастливым,

Это право всем дано.

(Последние слова чтецы говорят хором)

Подводя итоги:

ООН- организация Объединённых Наций возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия, и в результате погибло более 50 млн. человек, было разрушено множество городов, сёл и деревень.
Конвенция о правах ребёнка.
20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребёнка. В Конвенции 54 статьи:
-Право на жизнь
-Право на имя при рождении
-Право на медицинскую помощь
-Право на образование
-Право на отдых и досуг
-Право иметь имущество
-Право свободно выражать свои взгляды
-Право на свободное перемещение
-Право на заботу и воспитание родителями
-Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
-Право на защиту своих прав и законных интересов родителями
-Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

  1. Задание учащимся:

1). Обсудите в парах ответы на вопросы:

  • Кто должен заботиться о выполнении в России Конвенции о правах ребенка?

  • К кому вы можете обратиться, если нарушаются ваши права?

(Выслушав ответы учащихся, учитель сообщает им необходимую информацию.)

2). Подготовите ответ на поставленный вопрос. (на доске записано)

"Ребенок нуждается в особой заботе, потому что:

  • он маленький и беспомощный;

  • он еще мало знает о жизни;

  • он мало что умеет делать;

  • он не может делать многое, что делают взрослые;

  • если не заботиться о детях, их могут обидеть;

  • ребенок еще не умеет себя защитить;

  • его могут обидеть;

  • он маленький и не может сам себя защитить;

  • из-за неосторожности или незнания он может попасть в опасное положение;

  • его могут обидеть, что-либо украсть у него и т. п."

(Учащиеся, работающие в группе, должны: выбрать из представленных на листке ответов три наиболее подходящие, по их мнению; аргументировано дополнить эти ответы).

  1. Заключительное слово учителя.

В Конституции Российской Федерации – самом главном законе страны записано, что защита человека и гражданина – обязанность государства.

Это значит, что все главные лица государства – его Президент, Глава Правительства, депутаты Государственной Думы РФ, губернаторы должны думать, что нужно сделать для детей России, чтобы им жилось свободно и счастливо, и стараться выполнять все намеченное.

В каждом городе и районе есть государственные служащие, обязанные защищать детей, если их обижают или они нуждаются в срочной помощи. Это инспектора по охране детства и отдел образования города, района.

В случаях жестокого обращения с детьми и возникновения опасности для жизни ребенка, их обязаны защищать милиция, суд и прокуратура.

Для помощи детям, оказавшимся в сложных условиях жизни, в школах есть социальные педагоги. Разобраться в проблемах, волнующих школьников (например, если учащийся считает, что с ним поступают несправедливо), смогут помочь школьный психолог, классный руководитель, директор школы.

Каждому ребёнку, живущему в России, следует знать об этой Конвенции как можно больше. Это объёмный и достаточно сложный документ.

Сегодня литературные герои помогут нам поразмышлять, какие Права человека нарушены или наоборот торжествуют.

Задание “Какие герои лишены следующих прав?”

Право на жизнь

Золушка

Колобок

Кот в сапогах

Право на неприкосновенность жилища

Сестрица Алёнушка

Три поросёнка

Колобок

Право на свободный труд

Золушка

Красная Шапочка

Балда

Право на свободу вступления в брак

Золушка

Дюймовочка

Алёнушка

Право на владение личным имуществом

Красная Шапочка

Буратино

Баба Яга

  1. Итог.

Учитель. - Что нового для себя вы узнали на классном часе?

-О каких правах узнали?

-А почему вы должны знать права свои?

-Кто помогает в соблюдении ваших прав?

-Как вы должны относиться к своим товарищам, чтобы не нарушать их права?

Молодцы, я думаю, что всё сказанное вы запомните. А на следующем классном часе мы поговорим о ваших обязанностях.



  1. Рефлексия.

Покажите смайлик, который отражает ваше настроение.

Почему?

Спасибо за сегодняшнее сотрудничество.