Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №9
Классный час "Азбука прав ребенка"
в
о 2-б классе
Классный руководитель:
Корнакова Татьяна Геннадьевна
г. Нижний Новгород, 2010 год
Цели и задачи классного часа:
на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах и обязанностях ребёнка;
формирование коммуникативной компетентности;
культуры участия в интеллектуальной игре.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА:
Рефлексия (до игры) “Мой портрет в лучах”.
Нарисуй солнце, в центре солнечного круга напиши своё имя или нарисуй свой портрет. Затем вдоль лучей с одной стороны напиши свои ощущения и знания до игры
Вступление:
Сегодня наш классный час мы посвятим теме «Права Ребёнка». Это связано с важной датой -20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребёнка, посвящённый принятию очень важного документа-Конвенции о правах ребёнка.
Основная часть
Подготовительная работа к ознакомлению с «Конвенцией о правах ребёнка».
- Что такое право?
(это отсутствие ограничений, разрешение на что-либо).
Существует документ международного значения - «Всеобщая декларация прав человека», где закреплены гражданские, политические, социальные, экономические права, принадлежащие каждому человеку. (Принята 10 декабря 1948 г. ООН).
Цель ООН - борьба за мир и сотрудничество между государствами.
Основная идея этого документа состояла в том, что человечество должно давать детям лучшее из того, что оно имеет. Но этот документ носил необязательный характер для государств.
ООН стала разрабатывать большой документ о правах детей, чтобы сделать их обеспечение обязательным для государств.
Таким документом стала «Конвенция о правах ребёнка». (Принята 20 ноября 1989 г. ООН), в которой говорится, что (ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Права ребенка»)
- все дети пользуются одинаковыми правами: имеют право общаться с обоими родителями и расти в семье.
- Дети, не живущие с родителями, имеют право на регулярные контакты с ними.
- Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды. Его мнение должно приниматься во внимание при решении любых вопросов, касающихся данного ребенка.
- Ребенок имеет право на защиту от вмешательства в его личную семейную и домашнюю жизнь.
- Ребенок имеет право на отдых, досуг и участие в культурно и творческой жизни.
20 ноября ежегодно отмечается как Всемирный день детей.
В этот день дети мира заявляют о своих правах и о том, что государства должны защищать их права.
Мы знаем, что есть случаи, когда нарушаются права детей. Не всё в мире спокойно.
Вы прекрасно знаете о «горячих точках» - это страны, где идут войны, совершаются террористические акты.
В первую очередь страдают дети, они остаются сиротами, не могут посещать школу, занимаются воровством, нищенствуют.
В процессе подготовки «Конвенции о правах ребёнка» её авторы учитывали следующие факты, касающиеся детей из экономически неблагополучных стран:
1) покинуты своими семьями около 100 млн. детей, которые существуют лишь за счет изнурительной работы, мелкого воровства, нищенства;
2) 120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
3) ежегодно около 3,5 млн. детей умирает от заболеваний, которые поддаются профилактике или лечению;
4) в развивающихся странах 155 млн. детей в возрасте до5 лет живут в условиях абсолютной бедности.
Дети должны знать свои права. Уметь их отстаивать. Изучение прав человека - это, прежде всего, воспитание уверенности в себе, терпимости.
У каждого человека есть права.
Ребёнок тоже человек, а значит и у него есть права.
Они отличаются от прав взрослых:
1) меньшими возможностями защитить самого себя;
2) физической и психологической незрелостью;
3) ранимостью;
4) зависимостью от опеки старших.
Поэтому и права его в чём-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого.
Ознакомление с «Декларацией прав ребенка».
В 1959 г. была принята «Декларация прав ребёнка». В ней записано о правах ребёнка:
« Ребёнок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он должен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности; малолетний ребёнок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключительные обстоятельства, быть разлучаем со своей матерью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществлять особую заботу о детях, не имеющим семьи, и о детях, не имеющих достаточно средств к существованию. Желательно, чтобы многодетным семьям выдавались государственные или иные пособия на содержание детей».
«Ребенку должны принадлежать все указанные в настоящей Декларации права. Эти права должны признаваться всеми детьми без всяких исключений…Ребенку должно принадлежать с его рождения право на имя и гражданство. »
Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.
Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое.
Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде, ребята.
Есть еще такое право-
Помнить, думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь, подарить.
Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно-
Есть у нас такой закон.
Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
Чтоб с наукой подружиться ,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь «учиться
На родимом языке.»
Подросла, взяла я книжки
И пошла я во второй класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас.
Я могу свой детский праздник,
Как и взрослый, отмечать.
Если я проголодаюсь-
Пищу вправе получать.
Будь ты слабым или сильным ,
Белым, черным - все равно!
Ты родился быть счастливым,
Это право всем дано.
(Последние слова чтецы говорят хором)
Подводя итоги:
ООН- организация Объединённых Наций возникла после Второй мировой войны, которую развязала фашистская Германия, и в результате погибло более 50 млн. человек, было разрушено множество городов, сёл и деревень.
Конвенция о правах ребёнка.
20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребёнка. В Конвенции 54 статьи:
-Право на жизнь
-Право на имя при рождении
-Право на медицинскую помощь
-Право на образование
-Право на отдых и досуг
-Право иметь имущество
-Право свободно выражать свои взгляды
-Право на свободное перемещение
-Право на заботу и воспитание родителями
-Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства
-Право на защиту своих прав и законных интересов родителями
-Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
Задание учащимся:
1). Обсудите в парах ответы на вопросы:
Кто должен заботиться о выполнении в России Конвенции о правах ребенка?
К кому вы можете обратиться, если нарушаются ваши права?
(Выслушав ответы учащихся, учитель сообщает им необходимую информацию.)
2). Подготовите ответ на поставленный вопрос. (на доске записано)
"Ребенок нуждается в особой заботе, потому что:
он маленький и беспомощный;
он еще мало знает о жизни;
он мало что умеет делать;
он не может делать многое, что делают взрослые;
если не заботиться о детях, их могут обидеть;
ребенок еще не умеет себя защитить;
его могут обидеть;
он маленький и не может сам себя защитить;
из-за неосторожности или незнания он может попасть в опасное положение;
его могут обидеть, что-либо украсть у него и т. п."
(Учащиеся, работающие в группе, должны: выбрать из представленных на листке ответов три наиболее подходящие, по их мнению; аргументировано дополнить эти ответы).
Заключительное слово учителя.
В Конституции Российской Федерации – самом главном законе страны записано, что защита человека и гражданина – обязанность государства.
Это значит, что все главные лица государства – его Президент, Глава Правительства, депутаты Государственной Думы РФ, губернаторы должны думать, что нужно сделать для детей России, чтобы им жилось свободно и счастливо, и стараться выполнять все намеченное.
В каждом городе и районе есть государственные служащие, обязанные защищать детей, если их обижают или они нуждаются в срочной помощи. Это инспектора по охране детства и отдел образования города, района.
В случаях жестокого обращения с детьми и возникновения опасности для жизни ребенка, их обязаны защищать милиция, суд и прокуратура.
Для помощи детям, оказавшимся в сложных условиях жизни, в школах есть социальные педагоги. Разобраться в проблемах, волнующих школьников (например, если учащийся считает, что с ним поступают несправедливо), смогут помочь школьный психолог, классный руководитель, директор школы.
Каждому ребёнку, живущему в России, следует знать об этой Конвенции как можно больше. Это объёмный и достаточно сложный документ.
Сегодня литературные герои помогут нам поразмышлять, какие Права человека нарушены или наоборот торжествуют.
Задание “Какие герои лишены следующих прав?”
Право на жизнь | Золушка Колобок Кот в сапогах |
Право на неприкосновенность жилища | Сестрица Алёнушка Три поросёнка Колобок |
Право на свободный труд | Золушка Красная Шапочка Балда |
Право на свободу вступления в брак | Золушка Дюймовочка Алёнушка |
Право на владение личным имуществом | Красная Шапочка Буратино Баба Яга |
Итог.
Учитель. - Что нового для себя вы узнали на классном часе?
-О каких правах узнали?
-А почему вы должны знать права свои?
-Кто помогает в соблюдении ваших прав?
-Как вы должны относиться к своим товарищам, чтобы не нарушать их права?
Молодцы, я думаю, что всё сказанное вы запомните. А на следующем классном часе мы поговорим о ваших обязанностях.
Рефлексия.
Покажите смайлик, который отражает ваше настроение.
Почему?
Спасибо за сегодняшнее сотрудничество.