СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Азбука содержания домашних животных

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Азбука содержания домашних животных»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по _внеурочной деятельности

«Азбука содержания животных»


класс___7____



Программу составила:

_____Плакунова Екатерина Васильевна________-



По программе работает:

_____Плакунова Екатерина Васильевна________-



































2020-2021 учебный год

Содержание



Пояснительная записка

Результаты освоения учащимися курса внеурочной деятельности

Содержание учебного курса

Тематическое планирование



Пояснительная записка


Рабочая программа по курсу «Мир лекарственных растений» разработана на основе:

  • Федерального закона «Об образовании» №273 от 29.12.2012 г.

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (приказ Министерства и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);

  • Учебного плана внеурочной деятельности МБОУ «Школа №34» на 2019-2020 уч. год.

  • Положения о рабочей программе учителя, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по МБОУ «Школа №34» г. Рязани.

  • Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.А. Горского, 4-е изд.-М.: Провещение, 2014- 11 с.- (Стандарты нового поколения).

  • Программы по биологии 5-9 классы. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. – М. Вентана-Граф, 2018 г. – 304 с.


Объём программы: Количество учебных часов 35 часов, 1 час в неделю, в том числе количество часов для проведения практических работ – 10.

Предпочтительные формы организации учебного процесса: учебное  занятие,  исследование, семинар, практическая работа.


Программа курса внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» соответствует целям ФГОС. Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемый факультативный курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.

Актуальность программы «Азбука содержания животных» заключается в растущем интересе человечества к миру живой природы, стремление к общению с различной живностью сопутствуют урбанизации современного мира. Подобные курсы способствуют формированию у детей чувства ответственности за вверенное заботе живое существо, развивают доброту и выдержку, без которых немыслимо сохранить нежных и привередливых питомцев.

В рамках данного курса запланированы лабораторные работы и практические занятия, экскурсии. Программа курса «Азбука содержания животных»» должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.

Программы экологического профиля позволяют детям использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучают умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развивают природные задатки и способности детей; воспитывают чувство бережного отношения к природе и здоровью человека. Формирование культуры отношения к растениям и животным базируется на идеях гуманистической педагогики и экологической психопедагогики, на новых технологиях развития экологического сознания. В ходе занятий происходит освоение опыта практического применения знаний при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок и т. д. Содержание программы носит личностно- ориентированный, деятельностный и развивающий характер. Программа предназначена для работы в группе девочек и мальчиков 12—13 лет. Занятия целесообразно проводить раз в неделю. Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме выставки результатов деятельности детей, в форме конференции школьного научного общества и т. д.

Темы занятий внеурочной деятельности отражают логику предполагаемого образовательного маршрута от познания того, какого любимца выбрать из многообразия мира пернатых, четвероногих и других обитателей живых уголков, до того как оборудовать вольер, аквариум или иное помещение для животных, чем его кормить, как приручать, разводить.


Цели программы — формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.


Задачи программы:

  • научить детей использовать имеющиеся знания о фауне в повседневной жизни;

  • формировать культуру бережного отношения к природе;

  • развивать экологическое сознание;

  • обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

  • развить природные задатки и способности детей;

  • воспитать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально- ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царства растений в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а также на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности человека.

С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:

социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

ориентация в системе моральных норм и ценностей:

- признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека;

- формирование ценностного отношения к живой природе;

развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;

овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;

формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.

Результаты освоения учащимися курса внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностно и метапредметные результаты освоения

При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов: 

  • -учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • - ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • - способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • -чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.

Метапредметными результатами освоения данной программы являются:

  • -умение работать с разными источниками информации;

  • -овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

  • -умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сравнении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

  • -способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

  • -умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения данной программы являются:

  • формирование представлений о взаимосвязи между живыми организмами; формирование исследовательских умений.

  • В познавательной (интеллектуальной) сфере

  • приведение доказательств взаимосвязи человека и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты животного мира;

  • объяснение роли животных в жизни человека; значения биоразнообразия животного мира;

  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы

При этом могут быть использованы способы оценки результативности образовательной деятельности: самооценка; зачёт.



Содержание курса


Тема 1. Как животные оказались в нашем жилище? (1 час)

Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов. Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными


Тема 2. Почему мы любим животных? (2 часа)

Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их. Практическая работа: конкурс эрудитов — любителей животных.


Тема 3. Собаки — самые верные друзья человека (3 часа)

Основы практической кинологии — науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов или посещение выставки собак.


Тема 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе (3 часа)

Основы практической фелиологии — науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.

Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.


Тема 5. Пернатая радуга в комнате (4 часа)

Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Говорящие птицы, кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки.




Тема 6. Хомка и его ближайшие родственники (4 часа)

Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о грызунах.

Практическая работа: оформление места проживания хомячка.


Тема 7. Рыбы — самые тихие соседи (4 часа)

Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай — Европа — Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование аквариума: грунт, камни, коряги, вода. Приборы для аквариума: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры; другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоёма. Выбор и посадка растений в аквариуме. Из чего складывается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тернеции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Разведение. Типичные ошибки. Литература по аквариумистике.

Практическая работа: просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума.


Тема 8. Школа для ваших любимцев (4 часа)

Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Правила дрессировки собак, основные команды. Животные в цирке. Знаменитые животные-артисты. Методика дрессировки животных династией Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.

Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных.


Тема 9. Взрослые, которые всегда готовы помочь (4 часа)

Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.

Практическая работа: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.


Тема 10. Мы в ответе за тех, кого приручили (3 часа)

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своём увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных. Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября — Всемирный день животных.

Практическая работа: освоение приёмов фотографирования животных.

Тема 11. Подготовка итоговых работ. Консультации (3 часа)

Конференция, выставка Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.

Практическая работа: проведение конференции, выставки, презентации, защита проектов.


Учебно-тематический план

п/п

Темы

Кол-во часов

Практ.

работа

1

Как животные оказались в нашем жилище?

1

+

2

Почему мы любим животных?

2

+

3

Собаки — самые верные друзья человека

3

+

4

Кошки, которые не гуляют сами по себе

3

+

5

Пернатая радуга в комнате

4

+

6

Хомка и его ближайшие родственники

4

+

7

Рыбы — самые тихие соседи

4

+

8

Школа для ваших любимцев

4

+

9

Взрослые, которые всегда готовы помочь

4

+

10

Мы в ответе за тех, кого приручили

3

+

11

Подготовка итоговых работ. Консультации

3

+

ИТОГО

35

11



Перечень практических работ

п/п

Название

1

Составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными

2

Конкурс эрудитов — любителей животных

3

Просмотр видеоматериалов или посещение выставки собак.

4

Освоение приёмов ухода за взрослой кошкой

5

Просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки.

6

Оформление места проживания хомячка.

7

Просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума.

8

Отработка навыков дрессировки животных.

9

Освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.

10

Освоение приёмов фотографирования животных.

11

Проведение конференции, выставки, презентации, защита проектов.




Календарно-тематическое планирование



п/п

Номер раздела и темы занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата (план)

Дата

(факт)

Тема 1. Как животные оказались в нашем жилище? (1 час)

1

1.1

Традиции содержания животных.

1

01.09


Тема 2. Почему мы любим животных? (2 часа)

2

2.1

Разнообразие животных

1

08.09


3

2.2

Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство.

1

15.09


Тема 3. Собаки — самые верные друзья человека (3 часа)

4

3.1

Основы практической кинологии — науки о собаках

1

22.09


5

3.2

Породы собак

1

29.09


6

3.3

Содержание и воспитание собаки

1

13.10


Тема 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе (3 часа)

7

4.1

Основы практической фелиологии — науки о кошках.

1

20.10


8

4.2

Породы кошек

1

27.10


9

4.3

Как ухаживать за взрослой кошкой.

1

03.11


Тема 5. Пернатая радуга в комнате (4 часа)

10

5.1

Основы содержания комнатных птиц.

1

10.11


11

5.2

Основные группы комнатных птиц.

1

17.11


12

5.3

Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы.

1

24.11


13

5.4

Говорящие птицы

1

01.12


Тема 6. Хомка и его ближайшие родственники (4 часа)

14


Особенности жизни грызунов в природе.

1

08.12


15


Основы содержания мелких грызунов.

1

15.12


16


Приобретение мелких грызунов. Корма и правила кормления.

1

22.12


17


Особенности содержания и разведения в неволе.

1

29.12


Тема 7. Рыбы — самые тихие соседи (4 часа)

18

7.1

Основы аквариумистики. Основные группы рыб

1

12.01


19

7.2

Выбор и покупка аквариума. Приборы для аквариума

1

19.01


20

7.3

Правила покупки и транспортировки рыб.

1

26.01


21

7.4

Уход за аквариумом. Разведение.

1

02.02


Тема 8. Школа для ваших любимцев (4 часа)

22

8.1

Основы воспитания и дрессировки животных.

1

16.02


23

8.2

Представление об условных рефлексах

1

02.03


24

8.3

Правила дрессировки собак, основные команды.

1

09.03


25

8.4

Животные в цирке. Методика дрессировки животных династией Дуровых.

1

16.03


Тема 9. Взрослые, которые всегда готовы помочь (4 часа)

26

9.1

Общество охраны животных.

1

23.03


27

9.2

Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок.

1

30.03


28

9.3

Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники.

1

06.04


29

9.4

Клубы любителей различных животных.

1

13.04


Тема 10. Мы в ответе за тех, кого приручили (3 часа)

30

10.1

Культура содержания и этика взаимоотношения с животными.

1

20.04


31

10.2

Законы, регулирующие правила содержания животных.

1

27.04


32

10.3

Как защищать животных от жестокого обращения. 4 октября — Всемирный день животных.


1

04.05


Тема 11. Подготовка итоговых работ. Консультации (3 часа)

33

11.1

Подготовка конференции, выставки фотографий.

1

11.05


34

11.2

Презентация результатов работы юных любителей животных.

1

18.05


35

11.3

Подведение итогов занятий.

1

25.05