РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по _внеурочной деятельности
«Азбука содержания животных»
класс___7____
Программу составила:
_____Плакунова Екатерина Васильевна________-
По программе работает:
_____Плакунова Екатерина Васильевна________-
2020-2021 учебный год
Содержание
Пояснительная записка
Результаты освоения учащимися курса внеурочной деятельности
Содержание учебного курса
Тематическое планирование
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Мир лекарственных растений» разработана на основе:
Федерального закона «Об образовании» №273 от 29.12.2012 г.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (приказ Министерства и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897);
Учебного плана внеурочной деятельности МБОУ «Школа №34» на 2019-2020 уч. год.
Положения о рабочей программе учителя, реализующего федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования по МБОУ «Школа №34» г. Рязани.
Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ под ред. В.А. Горского, 4-е изд.-М.: Провещение, 2014- 11 с.- (Стандарты нового поколения).
Программы по биологии 5-9 классы. Авторы: И.Н. Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова, А.Г. Драгомилов, Т.С. Сухова. – М. Вентана-Граф, 2018 г. – 304 с.
Объём программы: Количество учебных часов 35 часов, 1 час в неделю, в том числе количество часов для проведения практических работ – 10.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: учебное занятие, исследование, семинар, практическая работа.
Программа курса внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» соответствует целям ФГОС. Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Предлагаемый факультативный курс направлен на формирование у учащихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о живом мире, на развитие практических умений через обучение моделировать, отработку практических умений и применение полученных знаний на практике.
Актуальность программы «Азбука содержания животных» заключается в растущем интересе человечества к миру живой природы, стремление к общению с различной живностью сопутствуют урбанизации современного мира. Подобные курсы способствуют формированию у детей чувства ответственности за вверенное заботе живое существо, развивают доброту и выдержку, без которых немыслимо сохранить нежных и привередливых питомцев.
В рамках данного курса запланированы лабораторные работы и практические занятия, экскурсии. Программа курса «Азбука содержания животных»» должна не только сформировать базовые знания и умения, необходимые ученику в изучении основных разделов биологии, но и помочь в становлении устойчивого познавательного интереса к предмету, заложить основы жизненно важных компетенций.
Программы экологического профиля позволяют детям использовать имеющиеся знания о флоре и фауне в повседневной жизни; обучают умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения; развивают природные задатки и способности детей; воспитывают чувство бережного отношения к природе и здоровью человека. Формирование культуры отношения к растениям и животным базируется на идеях гуманистической педагогики и экологической психопедагогики, на новых технологиях развития экологического сознания. В ходе занятий происходит освоение опыта практического применения знаний при содержании домашних животных, птиц, аквариумных рыбок и т. д. Содержание программы носит личностно- ориентированный, деятельностный и развивающий характер. Программа предназначена для работы в группе девочек и мальчиков 12—13 лет. Занятия целесообразно проводить раз в неделю. Подведение итогов деятельности обучающихся может проводиться в форме выставки результатов деятельности детей, в форме конференции школьного научного общества и т. д.
Темы занятий внеурочной деятельности отражают логику предполагаемого образовательного маршрута от познания того, какого любимца выбрать из многообразия мира пернатых, четвероногих и других обитателей живых уголков, до того как оборудовать вольер, аквариум или иное помещение для животных, чем его кормить, как приручать, разводить.
Цели программы — формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к животным, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, а также потребности в активной личной поддержке мероприятий и акций, направленных на заботу о животных.
Задачи программы:
научить детей использовать имеющиеся знания о фауне в повседневной жизни;
формировать культуру бережного отношения к природе;
развивать экологическое сознание;
обучить умению работать индивидуально и в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
развить природные задатки и способности детей;
воспитать чувство бережного отношения к природе и здоровью человека.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся. Содержание курса направлено на обеспечение эмоционально- ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знания о своеобразии царства растений в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, а также на формирование способности использовать приобретённые знания в практической деятельности человека.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
•социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение обучающихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
•приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
•ориентация в системе моральных норм и ценностей:
- признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека;
- формирование ценностного отношения к живой природе;
•развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
•овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
•формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Результаты освоения учащимися курса внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностно и метапредметные результаты освоения
При освоении данной программы учащиеся должны достигнуть следующих личностных результатов:
-учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
-умение работать с разными источниками информации;
-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
-умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать - определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сравнении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
-умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения данной программы являются:
формирование представлений о взаимосвязи между живыми организмами; формирование исследовательских умений.
В познавательной (интеллектуальной) сфере
приведение доказательств взаимосвязи человека и экологического состояния окружающей среды; необходимости защиты животного мира;
объяснение роли животных в жизни человека; значения биоразнообразия животного мира;
овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
В ценностно-ориентационной сфере: знание основных правил поведения в природе; анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.Овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
При этом могут быть использованы способы оценки результативности образовательной деятельности: самооценка; зачёт.
Содержание курса
Тема 1. Как животные оказались в нашем жилище? (1 час)
Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные-помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми особенно интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов. Практическая работа: составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными
Тема 2. Почему мы любим животных? (2 часа)
Красота и привлекательность животных. Интерес к животным, их огромное разнообразие. Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми. Животные во многом похожи на нас, поэтому мы понимаем и любим их. Практическая работа: конкурс эрудитов — любителей животных.
Тема 3. Собаки — самые верные друзья человека (3 часа)
Основы практической кинологии — науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения. Психология поведения собаки. Профилактика и преодоление проблем, иногда возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов или посещение выставки собак.
Тема 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе (3 часа)
Основы практической фелиологии — науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и об их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.
Практическая работа: освоение приёмов ухода за взрослой кошкой.
Тема 5. Пернатая радуга в комнате (4 часа)
Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. Говорящие птицы, кого и как можно обучить подражанию человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки.
Тема 6. Хомка и его ближайшие родственники (4 часа)
Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что нужно обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и правила кормления. Особенности содержания и разведения в неволе. Литература о грызунах.
Практическая работа: оформление места проживания хомячка.
Тема 7. Рыбы — самые тихие соседи (4 часа)
Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай — Европа — Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование аквариума: грунт, камни, коряги, вода. Приборы для аквариума: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры; другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоёма. Выбор и посадка растений в аквариуме. Из чего складывается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тернеции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб. Уход за аквариумом. Разведение. Типичные ошибки. Литература по аквариумистике.
Практическая работа: просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума.
Тема 8. Школа для ваших любимцев (4 часа)
Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Правила дрессировки собак, основные команды. Животные в цирке. Знаменитые животные-артисты. Методика дрессировки животных династией Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.
Практическая работа: отработка навыков дрессировки животных.
Тема 9. Взрослые, которые всегда готовы помочь (4 часа)
Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных. Выбор товаров в зоомагазинах для содержания животных. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвящённые содержанию животных.
Практическая работа: освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным.
Тема 10. Мы в ответе за тех, кого приручили (3 часа)
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достичь успеха в своём увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных. Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября — Всемирный день животных.
Практическая работа: освоение приёмов фотографирования животных.
Тема 11. Подготовка итоговых работ. Консультации (3 часа)
Конференция, выставка Подведение итогов занятий. Подготовка конференции, выставки фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.
Практическая работа: проведение конференции, выставки, презентации, защита проектов.
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы | Кол-во часов | Практ. работа |
1 | Как животные оказались в нашем жилище? | 1 | + |
2 | Почему мы любим животных? | 2 | + |
3 | Собаки — самые верные друзья человека | 3 | + |
4 | Кошки, которые не гуляют сами по себе | 3 | + |
5 | Пернатая радуга в комнате | 4 | + |
6 | Хомка и его ближайшие родственники | 4 | + |
7 | Рыбы — самые тихие соседи | 4 | + |
8 | Школа для ваших любимцев | 4 | + |
9 | Взрослые, которые всегда готовы помочь | 4 | + |
10 | Мы в ответе за тех, кого приручили | 3 | + |
11 | Подготовка итоговых работ. Консультации | 3 | + |
ИТОГО | 35 | 11 |
Перечень практических работ
№ п/п | Название |
1 | Составление словарика терминов, раскрывающих особенности различных видов работ по уходу за животными |
2 | Конкурс эрудитов — любителей животных |
3 | Просмотр видеоматериалов или посещение выставки собак. |
4 | Освоение приёмов ухода за взрослой кошкой |
5 | Просмотр видеоматериалов о птицах, освоение приёмов чистки клетки. |
6 | Оформление места проживания хомячка. |
7 | Просмотр видеоматериалов; освоение приёмов очистки стенок аквариума. |
8 | Отработка навыков дрессировки животных. |
9 | Освоение приёмов оказания первой помощи пострадавшим животным. |
10 | Освоение приёмов фотографирования животных. |
11 | Проведение конференции, выставки, презентации, защита проектов. |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Номер раздела и темы занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) |
Тема 1. Как животные оказались в нашем жилище? (1 час) |
1 | 1.1 | Традиции содержания животных. | 1 | 01.09 | |
Тема 2. Почему мы любим животных? (2 часа) |
2 | 2.1 | Разнообразие животных | 1 | 08.09 | |
3 | 2.2 | Содержание и разведение животных как увлечение, как искусство и мастерство. | 1 | 15.09 | |
Тема 3. Собаки — самые верные друзья человека (3 часа) |
4 | 3.1 | Основы практической кинологии — науки о собаках | 1 | 22.09 | |
5 | 3.2 | Породы собак | 1 | 29.09 | |
6 | 3.3 | Содержание и воспитание собаки | 1 | 13.10 | |
Тема 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе (3 часа) |
7 | 4.1 | Основы практической фелиологии — науки о кошках. | 1 | 20.10 | |
8 | 4.2 | Породы кошек | 1 | 27.10 | |
9 | 4.3 | Как ухаживать за взрослой кошкой. | 1 | 03.11 | |
Тема 5. Пернатая радуга в комнате (4 часа) |
10 | 5.1 | Основы содержания комнатных птиц. | 1 | 10.11 | |
11 | 5.2 | Основные группы комнатных птиц. | 1 | 17.11 | |
12 | 5.3 | Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. | 1 | 24.11 | |
13 | 5.4 | Говорящие птицы | 1 | 01.12 | |
Тема 6. Хомка и его ближайшие родственники (4 часа) |
14 | | Особенности жизни грызунов в природе. | 1 | 08.12 | |
15 | | Основы содержания мелких грызунов. | 1 | 15.12 | |
16 | | Приобретение мелких грызунов. Корма и правила кормления. | 1 | 22.12 | |
17 | | Особенности содержания и разведения в неволе. | 1 | 29.12 | |
Тема 7. Рыбы — самые тихие соседи (4 часа) |
18 | 7.1 | Основы аквариумистики. Основные группы рыб | 1 | 12.01 | |
19 | 7.2 | Выбор и покупка аквариума. Приборы для аквариума | 1 | 19.01 | |
20 | 7.3 | Правила покупки и транспортировки рыб. | 1 | 26.01 | |
21 | 7.4 | Уход за аквариумом. Разведение. | 1 | 02.02 | |
Тема 8. Школа для ваших любимцев (4 часа) |
22 | 8.1 | Основы воспитания и дрессировки животных. | 1 | 16.02 | |
23 | 8.2 | Представление об условных рефлексах | 1 | 02.03 | |
24 | 8.3 | Правила дрессировки собак, основные команды. | 1 | 09.03 | |
25 | 8.4 | Животные в цирке. Методика дрессировки животных династией Дуровых. | 1 | 16.03 | |
Тема 9. Взрослые, которые всегда готовы помочь (4 часа) |
26 | 9.1 | Общество охраны животных. | 1 | 23.03 | |
27 | 9.2 | Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. | 1 | 30.03 | |
28 | 9.3 | Ветеринарные врачи и ветеринарные клиники. | 1 | 06.04 | |
29 | 9.4 | Клубы любителей различных животных. | 1 | 13.04 | |
Тема 10. Мы в ответе за тех, кого приручили (3 часа) |
30 | 10.1 | Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. | 1 | 20.04 | |
31 | 10.2 | Законы, регулирующие правила содержания животных. | 1 | 27.04 | |
32 | 10.3 | Как защищать животных от жестокого обращения. 4 октября — Всемирный день животных. | 1 | 04.05 | |
Тема 11. Подготовка итоговых работ. Консультации (3 часа) |
33 | 11.1 | Подготовка конференции, выставки фотографий. | 1 | 11.05 | |
34 | 11.2 | Презентация результатов работы юных любителей животных. | 1 | 18.05 | |
35 | 11.3 | Подведение итогов занятий. | 1 | 25.05 | |