Урок на тему В.А. Жуковский баллада "Светлана".
Цели урока:
рассмотреть понятия “вера” и “верность” с нравственной точки зрения;
формировать систему нравственных ценностей;
вырабатывать навык анализа художественного произведения в единстве формы и содержания;
развивать умение грамотно и аргументировано выражать свою точку зрения.
Оборудование урок:
портрет В. А. Жуковского,
репродукция картины Карла Павловича Брюллова “Гадающая Светлана”,
опорные схемы,
мультимедийная установка
Эпиграфы к уроку:
Верность - заповедь любви, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Тельман)
С верой нет ничего невозможного. (Пословица)
Ход урока
Организационный момент. Сообщение целей урока
1. Проверка домашнего задания. (Чтение учащимися наизусть баллады И. Гёте “Лесной царь”)
- Лесной царь: кто он? Царь, сидящий на троне, или мифическое существо?
- Кто является автором перевода данной баллады? ( ответы учащихся)
Слово учителя:
Ребята, вы правильно подметили тот факт, что лесной царь является мифическим существом. Дело в том, что раньше, не умея объяснить многие природные явления, люди их обожествляли.
Вот ваши рисунки, на которых изображены различные фрагменты из баллады Гёте, а лесной царь не такой страшный как в балладе, потому что вы знаете, что данный персонаж – вымысел.
Вопросы к классу
1. Что такое баллада?
2. На какие группы делятся баллады? Приведите примеры названий ранее изученных баллад.
3. В чём состоит отличие народной баллады от литературной?
(При повторении можно использовать схему, которую учащиеся заполняют после каждого ответа на поставленный вопрос. )
БАЛЛАДА - лирическое стихотворное повествование, основанное на предании.
Народная баллада – баллада, созданная народом.
Литературная баллада – баллада, написанная определённым автором.
Сообщение учащегося о творчестве В. А. Жуковского и истории написания баллады “Светлана”.
За 25 лет (1808 - 1833 гг. ) Жуковский создал 39 баллад. Основная проблематика их - вопросы человеческого поведения и выбора между добром и злом. Источник добра и зла - всегда сама душа человеческая и управляющие ею таинственные, необъяснимые логически потусторонние силы.
Особое место среди произведений Жуковского занимают баллады, посвященные любви: "Людмила", "Светлана", "Эолова арфа" и другие. Главнее здесь для поэта - успокоить, наставить на путь истинный влюбленного человека, потерпевшего трагедию в любви. Жуковский требует обуздания эгоистических желаний и страстей. Поэта привлекало все таинственное, скрытое обычно от человеческих глаз, потустороннее, ставящее человека перед проблемой личной ответственности за содеянное. Перед выбором между добром и злом.
Над балладой “Светлана” Жуковский работал четыре года - с 1808 по 1812год. Она посвящена его племяннице Александре Александровне Воейковой (в девичестве - Протасовой) и была её свадебным подарком.
5. Работа над эпиграфами урока.
Обратимся к эпиграфам урока. Как вы понимаете эти высказывания?
Верность - стойкость и неизменность в чувствах.
Вера - убеждённость, глубокая уверенность в чём-нибудь.
6.Слово учителя
У русского народа существовал такой обычай как гадание в Святочную неделю т. е неделю после Рождества, отмечаемого 7 января, и в Крещенье /19 января/.
Святки - волшебное время. А какого волшебства могут ждать девушки? Разумеется, все мечтают о счастливом замужестве и любви. Ну конечно, кому же не интересно заранее узнать о том, какой она будет эта любовь?
Способов ворожбы было много, наиболее популярные из них были гадания при помощи свечей и воска, гадальных или церковных книг. Чтобы помочь духам, люди брали с собой предметы того человека, с кем связано гадание. Например, гребень, бусы, сорочка, башмаки, домашняя утварь и прочее. А для задабривания духов, славяне приходили с гостинцами, например, блинами, крупами, баранками. Духи, в свою очередь, подавали различные знаки, которые позже люди расшифровали. Знаком считали все: звуки, тени, затухание свечи, ветер, форма застывшего воска, сны после гадания и многое другое.
Пожалуй, одним из страшных святочных гаданий считалась ворожба с зеркалами. Причем гадать могли только совершеннолетние девушки. Для этого обряда они брали два больших чистых зеркала, обязательно хорошо натертые, чтоб не было дополнительных искажений, пятен, царапин и так далее. Зеркала ставили друг напротив друга, зажигая перед ними свечи. Таким образом отображения выстраивали коридор, подобный порталу в другой мир, в котором должно было появиться изображение суженого. Так как считалось, что сам черт принимает облик будущего жениха, гадание было не для слабонервных. Ритуал проводили обязательно в темное время, без дополнительного освещения. Присутствовать могли только гадающая девушка и ее подруга, при полном молчании и тишине.
Сны также используются в гаданиях на суженого, ведь считается, что во время крепкого сна душа покидает тело, отправляясь в потусторонний мир. Даже до сих пор незамужние девушки не упускают случая сказать фразу: «Сплю на новом месте, приснись жених невесте». Раньше к этому относились более серьезно, вплетали перед сном в косу специальные травы, умывались водой, набранной из разных колодцев и проводили другие ритуалы. Также перед сном девушки прятали под подушку свой гребень для волос или ломоть хлеба, приговаривая, в зависимости от выбранного предмета: «суженый-ряженый, причеши меня» или «суженый-ряженый, приходи со мной ужинать». Если снился какой-то парень, то считалось, что он и станет вскоре мужем гадающей девушки.
Перед вами репродукция картины известного русского художника К. П. Брюллова “Гадающая Светлана”. Такой она представилась художнику после прочтения баллады.
Светлана прибегает к самому страшному из гаданий - гаданию у зеркала, т. к зеркало -способ связи с потусторонним миром.
Как вы думаете, почему Светлана обращается именно к этому гаданию? Свой ответ подтвердите примером из текста:
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался - вести нет;
Он ко мне не пишет,
Ах! А им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит…
Любовь в балладе дана в ареоле фантастического и таинственного, она тесно связана с темой искушения, испытания веры. Основным состоянием героини является страх и ужас, но Светлана демонстрирует неизменность веры:
Утоли печаль мою
Ангел-утешитель
Расскажите, что произошло со Светланой после того, как она села перед зеркалом?
7. Работа над выразительными средствами.
В балладе преобладает два цвета. Назовите их /белый и чёрный/.
Белый цвет побеждает страшную темноту ночи. От строфы к строфе переходит образ снега. Он подкрепляется образами белого платка, белой скатерти, белоснежного голубка. Белый цвет ассоциируется с именем героини Светлана - “светлая”.
Гиперболический ряд - усиление признака от меньшего к большему и наоборот.
Печаль — Страх — Горе
Как вы думаете, какой момент в данном произведении является кульминационным?/пробуждение Светланы/
Найдите его в тексте.
Почему все страшные события отнесены в сон?
Итак, основой сюжета в балладе является мистический сон главной героини. Именно в этом заключена особенность антитезы - противопоставление добрых сил злым, сна - действительности.
Конец баллады жизнерадостен. По мнению автора, человек не только должен проявлять покорность и смирение, он еще должен бороться за своё счастье, сохраняя при этом веру в себя и близких.
Жуковский отступил от сюжета баллады: с главной героиней не случилось никакого несчастья, так как она смогла сохранить верность любимому человеку, за что ей была воздана награда: её жених вернулся целым и невредимым.
В заключительной части баллады найдите слова, с которыми автор обращается к своей героине/ “моя краса”, “моя Светлана”/
О чём они свидетельствуют?
8. Лексическая работа.
Ребята, в балладе нам встретилось много устаревших слов: хижинка, избушка, светлица, обитель. Что объединяет эти слова? /их значение - жилище/
А при работе над словами: очи, перси, уста нам поможет специальная таблица.
Какие слова из данной таблицы вам встречались раньше?
9. Вывод по уроку: Жуковский отступил от привычного сюжета баллады, потому что его героиня смогла сохранить верность любимому человеку, продемонстрировав при этом стойкость веры.
10. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок