СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа как метод обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Беседа как метод обучения»

Беседа как метод обучения

Беседа - диалогический метод обучения, при котором, учитель путем постановки системы вопросов, подводит учеников к пониманию нового материала или проверяет усвоение ими уже изученного.

Роль беседы:

  • актуализации знаний

  • самостоятельные размышления

  • процесс получения новых знаний

  • активизация познавательной деятельности

  • самостоятельное формированию выводов и обобщений

  • условия для управления процессом познания

Виды бесед:

  • вводные или вступительные (организующие) - проводится в начале урока или другого учебного занятия. С ее помощью обеспечивается психологическая настройка учащихся на восприятие и усвоение нового учебного материала.

  • сообщения новых знаний - строится в форме вопросов и ответов преимущественно при анализе прочитанных текстов, запоминании ответов; способствует подведению учащихся за счет умело поставленных вопросов, имеющихся знаний и жизненного опыта, к усвоению новых знаний, формулированию понятий, решению задач; создает субъективное впечатление, что ученик сам сделал открытие, проделал путь от практики к научной истине.

  • Закрепляющие - применяются для закрепления, обобщения и систематизации знаний (первичное закрепление на этом же уроке).

  • контрольно-коррекционные - могут быть организованы как фронтальные или индивидуальные. Применяются с целью определения уровня усвоенности знаний, их коррекции, уточнения, дополнения, конкретизации.

Структура беседы:

  • вступление (напоминания и изложение основной информации, которая касается методики и содержания проведения беседы);

  • основная часть (ознакомление с новыми проблемами, их связь с предыдущими знаниями, соответствующее их обсуждение и анализ, совместное обоснование);

  • заключение (итог результатов обсуждения, анализ и оценка ответов учащихся, задания для самостоятельной работы и рекомендации по применению полученных знаний в практической деятельности).

Виды вопросов:

  • прямые («Ты боишься грозы?»);

  • косвенные («Что ты делаешь, когда бывает гроза?»);

  • проективные («Дети боятся грозы? Ну а как ты?»).

Требования к проведению беседы:

1. Подготовка к беседе (цель, целевые вопросы)

2. Вступить в контакт (вопросы, поддерживающие беседу, эмоциональные вопросы)

3. Создайте атмосферу доверия

4. Обстановка для беседы (благоприятствующая, не благоприятствующая)

5. Владейте собой, соблюдайте педагогический такт

6. Во время беседы следите (за особенностями речевого поведения, тембром голоса, интонацией)

7. Правильно ведите беседу (задавать вопросы в косвенной форме, давать возможность собеседнику высказаться)

8. Диагностическая беседа: при анализе беседы обратите внимание на следующее:

1. Получилась ли беседа, если нет, то почему?

2. Какие приемы использовались: поощрения, кивки, изменения голоса, рисунки и пр.?

3. Особенности поведения ребенка, его мимика, жесты, интонация речи, оговорки.

4. На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему?

5. Какие вопросы достигли цели и почему?

6. Характер окончания беседы, ее воспитательный эффект.

7. Какие задачи решены в результате беседы?