ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА-ГИМНАЗИЯ №1 ИМ.А.С.ПУШКИНА БЕСЕДА НА ТЕМУ: «ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ПРИРОДЕ» КЛ.РУК: АКМАТОВА Б.А.
ЦЕЛИ: Напомнить учащимся о правилах поведения в природе, о взаимосвязи человека с природой. Воспитание личностных качеств: развитие ответственного отношения к природе, как будущих хозяев земли, формировать умения увидеть прекрасное в природе.
- Мы часто с вами говорим о правилах поведения в школе, в столовой, о культуре общения, о правилах вежливости. Сегодня поговорим о правилах поведения в природе. Такие слова “Сохранить природу – сохранить жизнь” – это девиз нашего классного часа.
Беседа - Попытайтесь ответить на вопросы: Что такое природа? Почему мы дружим с лесом, для чего он нужен людям? (Примерные ответы учащихся: - Лес – наше богатство, зеленый наряд нашей Земли, чистый воздух, дом зверей и птиц. - Без леса, природы человек не может жить, все взаимосвязано. - Лес – дом для зверей и птиц, а также для растений). Рубрика “Знаете ли вы растения?”. Учитель показывает картинки растений, учащиеся называют их. (Одуванчик, ландыш, подорожник, ромашка). - В какую группу их можно отнести? (Лекарственные растения). - При каких болезнях помогают эти растения? Рассматривают плакат, ученик читает, все слушают, запоминают. - Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе. Учитель: - Сбор лекарственных растений должен проводиться под руководством медицинского работника или работника аптеки.
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ
- Приходилось ли вам видеть такое? Ученица: - Бом-бом-бом! Начинается погром Выезжаем на природу, Здесь костер и там костер, Банки, склянки, всякий сор. - Хорошо ли это? - Что нужно сделать после того, как закончилась экскурсия или ваша прогулка по лесу? (Собрать мусор).
- А вот другая ситуация. В лесу вы увидели березу, из ствола которой течет сок. Представьте, что она живая, что бы она нам сказала? (Ответы учащихся). Учитель: - А наша березка вот что говорит. Ученица изображает дерево-березку и говорит: - Люди добрые! Пожалейте меня! Острыми ножами вы режете мой ствол, через эти капельки сока мои силы покидают меня. Учитель: - Что вы сделаете? Какой вариант ответа выберете?
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ: Пройду мимо. Закрою ранку глиной или пластилином. Попью соку и пойду дальше.
Станция “Экологические знаки”. Рассматривают плакаты с иллюстрацией и надписью, ученик читает. а) Не ломай ветви деревьев и кустарников. Учитель: - Почему нельзя это делать? (Ответы учащихся). б) Не рви в лесу, на лугу цветов. Пусть красивые растения остаются в природе! Помни, что букеты можно составлять только из тех растений, которые выращены человеком. Учитель: - Почему нельзя рвать цветы? (Ответы учащихся). Учитель: - Выросший на лугу цветок “у себя дома”.
Вывод делает ученик, читая стихотворение: - Если я сорву цветок, Если ты сорвешь цветок, Если все мы, я и ты, Если все сорвем цветы, Опустеют все поляны и не будет красоты.
Рубрика “знаешь ли ты?” - Что это за травы, которую и слепые узнают? (крапива) - Какие две ноты растут в огороде? (фасоль) - У каких растений нет корней, стеблей, листьев, цветов? (у грибов) - Из какого дерева делают спички? (из осины) - Какое дерево используют для изготовления лыж? (березу) - Какой цветок имеет мужское и женское имена одновременно? (Иван-да-Марья)
УЧЕНИКИ ЧИТАЮТ ПРИЗЫВЫ О ЛЕСЕ
4. Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.
5. Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не режь кору).
6. Не разжигай костров в лесу, не делай новых кострищ. Береги почву.
7. Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.
8. Подкармливай зверей и птиц зимой.
9. Не мусори на месте своего отдыха.
10. В меру бери дары природы.
11. Не прокладывай новых тропинок в лесу.
12. Находясь на природе, учись наблюдать за ней.
13. Учись слушать голоса природы.
14. Не засоряй рек, при необходимости расчищай места засоров.
15. Не шуми на прогулках, не пугай животных – наших меньших братьев.
1. Никогда не наноси вред природе. 2. Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем, кто попадается в природе. 3. Не трогай домиков животных, их детёнышей.