СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Беседа "Закон для нас"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Беседа "Закон для нас"»

Тематическая беседа по теме «Закон для нас. Закон внутри нас»

Цель: познакомить детей с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации (первичное образное знакомство с данными документами).

Оборудование:

- таблички с надписью: «Конституция Российской Федерации», «Всеобщая декларация прав человека», «Конвенция о правах ребенка»;

- Усачев А. «Приключения маленького человека»;

- карточки с записью черт характера, аналогичная запись на закрытой доске.

Ход занятия

I. Раскрытие темы. Знакомство с Конституцией.

- Что такое закон? (Важное правило, которое все обязаны соблюдать.)

Если кто-то без законов

Хочет жизнь свою прожить,

То его, конечно, надо

И лелеять, и хвалить.

Фотографию в газету

Поместить и подписать:

«Он советует законы

Никогда не выполнять».

- Вы согласны с таким жизненным девизом?

- Почему важно соблюдать законы?

- Как называется основной закон страны? (Конституция.)

Учитель прикрепляет на доску табличку с соответствующей записью.

Учитель. В Конституции, основном - главном - законе государства, записаны многие статьи, где сказано, как строятся взаимоотношения граждан друг с другом и с государством. Здесь записаны основные права граждан и их обязанности.

- Когда мы отмечаем День Конституции? (12 декабря.)

Только закон и исполнение закона может обеспечить нам порядок. Вот почему, защищая права граждан, государство предусматривает наказание за несоблюдение закона.

- В каком случае можно обойтись без наказаний в государстве? (Если все будут выполнять, соблюдать закон.)

Закон должен быть внутри нас!

Совесть человека должна подсказывать, как ему следует поступить.

Целесообразно обсудить значение понятий «совесть»; «законопослушный».

II. Работа в парах.

- Подумайте, какие черты характера помогают быть законопослушным, а какие мешают.

Учитель раздает детям карточки с записью черт характера. Значение слов обсуждается по необходимости. Дети высказывают свое мнение, приводят примеры и т. п.

Черты характера:

• вспыльчивость (-);

• торопливость (-);

• осмотрительность (+);

• аккуратность (+);

• честность (+);

• лживость (-);

• уважение к людям (+);

• безразличие (-).

III. Упражнение «Познай себя».

Учитель. Важно понимать, что законы есть не только в государстве, но и в каждом человеке. Мы сами делаем выбор, по каким законам жить. По законам правды или лжи, добра или зла, чести или бесчестия...

Это происходит в момент, когда каждому из нас приходится делать выбор, как поступить:

• Помочь маме или пойти погулять?

• Делать уроки или побездельничать?

• Обозвать друга, ударить или решить спор по-дружески?

• Сказать правду или промолчать?

Согласитесь, чтобы принять верное решение, нужны и сила воли, и смелость, и уважение к себе! Да-да, прежде всего, к себе, чтобы не уронить своего достоинства.

Эти качества в себе можно воспитывать подобным образом:

• Я уважаю себя и поэтому не буду обижать младших...

• Я уважаю себя и поэтому не буду мусорить...

• Я уважаю себя и поэтому не буду грубить старшим...

• Я уважаю себя...

- Кто в вашем классе пользуется авторитетом (то есть кого уважают, ценят)? За что его уважают?

- Какой жизненный девиз каждый из вас бы выбрал для себя?

• Работа не волк, в лес не убежит.

• Хочу все знать.

• Без труда не вытянешь и рыбки из пруда.

• Моя хата с краю - ничего не знаю.

• Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

IV. Работа с литературным источником.

Используя произведение А. Усачева «Приключения маленького человека», учитель знакомит ребят с Всеобщей декларацией прав человека (прикрепить вторую табличку на доске), а также Конвенцией о правах ребенка (появляется третья табличка).

Подробнее об этих документах дети узнают в последующих классах. Пока лишь достаточно о них заявить, кратко сообщить, что в них содержится.

V. Итог занятия.

- Возвращаемся к теме занятия. Как вы понимаете выражения «закон для нас», «закон внутри нас»?

- Какова роль закона в обществе, в отношениях между людьми?

- Что значит «уважать себя»?