Конспект урока
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления, времени, следствия и условия .Тире в бессоюзном сложном предложении.
Цели урока: изучить с учащимися правила постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формировать умение конструировать бессоюзные сложные предложения и правильно ставить знаки препинания в них; продолжать наблюдения за смысловыми отношениями в бессоюзном сложном предложении.
Задачи: образовательные: - усвоение обучающимися особенностей постановки тире в бессоюзном сложном предложении; формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; повторение случаев постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении. - формирование умений извлекать необходимую информацию из различных источников;
развивающие: - развитие навыков монологической речи; -формировать у обучающихся положительную мотивацию и готовность к восприятию нового материала; -развитие умений сопоставлять изученный материал с новым, обобщать, систематизировать; развитие творческих способностей; - развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности); -формирование умений анализировать полученную информацию; -формирование умения слушать и вступать в диалог;
воспитательные: - воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе; -формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Словарный диктант.
| Изваяние, миролюбивый, обделить, увядание, ядовитый, испещренный, пронзить, молодежь, ополчение, воплощенный, блокировка, очерствевший, ожесточение, раздражение, винегрет, прокламация, фасоль, неврология, триумф, аккомпанировать, идеализация, макароны, реставрация, фарватер, девальвация, импонировать, мозоль, трафарет, виолончель, дифирамб, лаборатория, преамбула, утилизация, чеснок, витиеватый, идеолог, меридиан, приоритет, финиш, экскаватор, диктатура, натюрморт, педиатр. |
III. Объяснение нового материала.
1. Работа с таблицей.
В бессоюзных сложных предложениях тире ставится, если простые предложения в их составе имеют значение:
а) противопоставления (можно вставить союзы а, но, зато);
б) времени (можно проверить союзом когда);
в) условия (можно проверить союзом если);
г) сравнения (можно проверить союзами как, как будто);
д) следствия (можно проверить союзами так что, поэтому).
2. Знакомство с материалом § 35.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над бессоюзными сложными предложениями. Наша задача – закрепить основные понятия по данной теме, работать над развитием умения определять значения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений, продолжить работу над развитием умения постановки знаков препинания. Сегодня мы познакомимся со случаями постановки тире в бессоюзном сложном предложении.
- Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом.
Бессоюзные сложные предложения со значением временной последовательности.
К сложным бессоюзным предложениям относятся такие предложения, компоненты которых рассказывают о действиях, явлениях, событиях, последовательно сменяющих друг друга.
Последовательно сменяющие друг друга действия могут быть выражены только динамическими глаголами, которые большей частью стоят в прошедшем времени:
— "Машины нагрузили, накрыли их брезентом";
— "После обеда небо просветлело, показалось солнце";
— "Солнце, окрашивая небосклон в розовый цвет, спряталось за лесом, находящимся за аулом, не являясь похожим на день, мир похолодел".
Последовательность действий может быть выражена и глаголами настоящего времени.
— "Занавес снова раскрывается, участники спектакля снова выходят".
Последовательность действий может быть выражена и глаголами, находящимися в разных временах, например, в прошедшем и настоящем.
— "Волки побежали, один за другим находясь, бегут рысью".
Бессоюзные следственные предложения.
В бессоюзных следственных предложениях вторая часть указывает на следствие действия первого компонента сложного предложения. Второе предложение может заключать вывод из того, о чем рассказывается в первой части бессоюзного предложения:
— "Его сын и дочь, как они могут, помогают ему, он у себя имеет все, что необходимо ему".
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления.
Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления по интонации делятся на две части. Это деление на две части характерно и для тех бессоюзных сложных предложений, в которых содержатся три и больше компонента.
В бессоюзных сложных противительных предложениях вторая часть противопоставляется первой части и произносится после небольшой паузы более замедленным и пониженным тоном:
— "С ним его послушная группа, я — один";
— "Люди не почувствовали, как солнце зашло, люди не почувствовали, как их руки устали, люди почувствовали, что вода ушла обратно".
Задание
Предлагаю вспомнить сведения, известные вам о БСП.