Просмотр содержимого документа
«Беседа как дидактический метод.»
Виды бесед по дидактическим задачам
- Индивидуальная и фронтальная
- Организующая, или вводная
- Беседа – сообщение (новые знания);
- Беседа – повторение, или закрепление знаний
- Эвристическая беседа;
- Собеседование как разновидность беседы
Беседа может применяться с целью решения различных учебных задач:
- сообщения новых знаний,
- закрепления их,
- повторения,
- проверки
- подведения итогов.
В беседе возможны и вопросы учеников к учителю, и вопросы учеников друг к другу.
Преимущества метода беседы:
- -активизирует учащихся;
- -развивает их память и речь;
- -делает открытыми знания учащихся;
- -имеет большую воспитательную силу;
- -является хорошим диагностическим средством.
Недостатки метода беседы:
- - требует много времени;
- - содержит элемент риска (школьник может дать неправильный ответ, который воспринимается другими учащимися и фиксируется в их памяти);
- - необходим запас знаний.
Поведение ученика в ходе беседы
- Ученики внимают учителю, т.е. сосредоточены на его речи, внимательны, сопереживают ему;
- Ученики могут заявить о желании высказаться (задать вопрос, ответить на него, сообщить сопутствующую информацию, сформулировать свой взгляд на предмет беседы и пр.);
- Учитель регулирует беседу: выбирает того или иного учащегося из желающих высказаться, ограничивает время на высказывание, определяет направление беседы (выделяя ту или иную мысль из уже высказанных или формулируя новый тезис и т.д.
Наш город. Городской пейзаж.
Наш город. Городской пейзаж.
Требования к вопросам
- точно передавать содержание в предельно краткой, грамматически и стилистически правильной форме;
- соответствовать подготовленности учащихся и активизировать их мышление;
- не содержать в себе готового ответа, стимулировать учащихся на развернутый ответ с доказательствами и посылками.
Иерархия вопросов
- Сначала ставятся вопросы, отражающие причинно – следственные связи; обычно они начинаются со слов «зачем…» и «почему…»
- Потом следуют вопросы, связанные с содержанием: «что это…», «из чего состоит…», «какими признаками обладает…»;
- Затем формируются вопросы, связанные с действием и способами осуществления – «как…, «каким образом…»;
- Вопросы, касающиеся условий выполнения действий, протекания явлений».
(Зайцев В.Н.)
Эвристическая беседа (не более 20%) Объяснительно – иллюстративные (около 80%)
Эвристическая беседа
- Этот метод предполагает наличие у учащихся определенного запаса знаний, представлений, понятий.
- При подготовке к беседе преподаватель должен:
а) четко определить цель;
б) составить план-конспект;
в) подобрать наглядные средства;
г) сформулировать основные и вспомогательные вопросы.
- Важно правильно формулировать и задавать вопросы:
– они должны быть логически связаны;
– они должны соответствовать уровню развития учащихся;
– они не должны подсказывать ответ.
Проблемный вопрос: 1. Имеет место логическая связь как с ранее усвоенными понятиями, так и с подлежащими усвоению в некоторой учебной ситуации; 2.Вопрос содержит познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного; 3. Вызывают удивление при сопоставлении нового с известным, неудовлетворённость имеющимся запасом знаний, умений, представлений и ценностей.