Просмотр содержимого документа
«Безлесные зоны на юге России»
Безлесные зоны на юге России
Цель: Способствовать продолжению формирования представлений и знаний об особенностях и главных чертах природных зон России.
Задачи:
Познакомить учащихся с особенностями компонентов природы в безлесных природных зонах южной части России.
Продолжить формирование знаний о возможностях хозяйственного использования в безлесных природных зонах южной части России.
Продолжить формирование умения работать с разными источниками географической информации.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
Организационный момент (1 мин)
Проверка знаний и умений: (10 мин).
На прошлом уроке мы изучали тему: «Лесные зоны России». Сегодня целью нашего урока будет закрепить знания о данной природной зоне и сформировать новые о безлесных зонах юга России. Но сначала начнем с проверки домашнего задания.
Индивидуальная карточка №1
Почему растения тундры имеют карликовый рост? Назовите типичных представителей растительного мира тундры?
Ответ: очень холодно, сильные ветра, многолетняя мерзлота. Карликовая береза, мхи, лишайники, морошка, голубика, брусника, клюква, кедровый стланик.
Индивидуальная карточка № 2
Почему тайга сменяется на смешанные леса? Назовите типичных представителей животного мира тайги.
Ответ: Становится более теплое лето и более мягкая зима. Бурундук, соболь, белка, бурый медведь, рысь, лось, рябчик, куница, благородный олень, косуля.
Индивидуальная карточка № 3
Чем отличаются смешанные леса Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины?
Ответ: Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу. В лесах вместе с сибирскими видами произрастают древесные и кустарниковые породы характерные для лесов Кореи, Китая, Японии и Монголии.
Индивидуальная карточка № 4
Почему лесостепная зона распахана на 80%? И какая проблема характерна для этой зоны?
Ответ: В этой зоне плодородные черноземные почвы. Водная эрозия т.к. преобладают ливневые осадки.
Изучение нового материала (20-25 мин)
Учитель: Сегодня продолжаем работу с природными зонами. Цель нашей работы систематизировать ранее полученные знания по теме: «Безлесные зоны юга России».
-Ребята, а какие зоны относятся к безлесным?
Конспект урока заполняется в виде таблицы
План характеристика | Степь | Полупустыни | Пустыни |
Географическое положение | Степи находятся на юге России, в частности, у Чёрного моря и Кавказа, а также в долине Оби и в Забайкалье | Север Прикаспийской низменности, восточное побережье Каспийского моря. | Юг Прикаспийской низменности |
Климат | В районах степей климат умеренно-континенталь-ный, зима холодная, солнечная и снежная, а лето жаркое и сухое. Средняя температура января — −19 °C, июля — +19 °C, с типичными отклонениями до −35 °C и +35 °C. Осадков здесь выпадает мало - от 300 до 450 мм. | Сухой резко континентальный (большие перепады температур: летом +250С, зимой -100С, осадки 250 мм, испаряемость 1000 мм, К увл.=0,3-0,2) | Температура летом: +35, +400С; длинное жаркое лето. Зимой -100С; осадков 150 мм, Кувл.=0,1-0,3, т.е. увлажнение недостаточное, дефицит влаги. |
Почвы | Черноземы | Каштановые, бурые пустынно-степные. | Сероземы, солончаки и солонцы. |
Растительность | Растительность состоит главным образом из злаков и различного разнотравья (ковыль, типчак, астрагал и др.) | Полынно-злаковая | Полынь, солянка, саксаул. Верблюжья колючка. |
Животный мир | Копытные, грызуны (суслики, сурки, слепыши) и прыгающие виды (тушканчики), птицы (степной орёл, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонок). Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые. | Смешение степных и пустынных животных, черепаха, ящерица, змеи, грызуны. | Ушастый еж, джейран, желтый суслик, змеи, ящерицы, степная черепаха, скорпионы. |
Хозяйственная деятельность | Используется в земледелии (выращивают пшеницу, кукурузу, подсолнечник, сахарная свекла, а также арбузы, дыни, тыква). Пастбища для с/х животных. | Используется как пастбища для овец и верблюд. Возможно земледелие, если используется искусственное орошение. | Пастбища для овец и верблюдов, оазисное земледелие на орошаемых землях. |
Проблемой степей является засуха и суховеи, пыльные бури. Давайте запишем определения этих терминов в тетрадь.
Засуха-это длительный период без осадков при высокой температуре.
Суховеи - это горячие и сухие ветры иссушающие почву.
Пыльными бурями называется ветер, подымающий верхний слой почвы.
Вывод: Итак, сегодня мы познакомились с природными зонами: степи, полупустыня и пустыня, выяснили их характерные черты, чем они отличаются друг от друга и как используются человеком.
Закрепление:
Почему зона степей одна из самых наиболее освоенных человеком природных зон?
Как приспособлены растения полупустынь и пустынь к длительной засухи?
Почему в степях не растут деревья?
Каков современный ландшафт степей?
Для какой природной зоны характерен тип почвы серозем?
Почему животные степей сайгаки живут стадом?
Домашнее задание:
параграф ___,
подготовить сообщение об одной из природных зон.