Тема урока: «Природные зоны России»
Цели урока.
Образовательная.
- Дать знание о природных зонах России, углубить знания о взаимосвязях в природных комплексах России.
Развивающая.
- Формировать представление о хозяйственном использовании ресурсов природных зон и проблемах нарушения целостности природных комплексов. Закрепить знания о закономерности смены природных зон на равнинах - широтной зональности.
Воспитательная. Совершенствовать навыки работы с различными географическими источниками информации.
Оборудование: Карта "Природные зоны России", атлас,фотографии животных и растений этих зон. Презентация к уроку.
Тип урока. Обобщающее повторение.
План урока
1. Актуализация.
2. Работа с картами атласа.
3. Закрепление.
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание.
Ход урока
1. Актуализация.
Опрос цепочка.
- Что такое ПТК?
(Природный территориальный комплекс - это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории).
- Какие компоненты природы входят в состав природного комплекса? (Все компоненты природы тесно и неразрывно связаны друг с другом: солнечная радиация, географическая широта местности, рельеф, климат, почва, растительный и животный мир).
- В иерархии природных комплексов различают три главных уровня? (Локальный, региональный, глобальный).
- Дайте, пожалуйста, им характеристику? (Формирование природных комплексов локального уровня связано с местными факторами, имеющими небольшой радиус действия (например, с отдельными элементами рельефа). К этому уровню относится фация, элементарная неделимая географическая единица, то есть однородный комплекс. Региональные природные комплексы формируются в результате влияния факторов с более широким радиусом действия : тектонических движений, солнечной радиации...Для этого уровня характерны природные зоны, области.
Глобальный уровень - это географическая оболочка, которая охватывает взаимопроникающие и постоянно взаимодействующие тропосферу, гидросферу, верхние слои литосферы, биосферу.
2. Работа с картами атласа.
Вспомним прошлые уроки и попробуем ответить на вопрос: " Почему природа России не везде одинакова?"
Природные комплексы (региональные) природные зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Вспомним, как называется закономерность смены природных зон на равнинах.
(Природная зональность).
Как происходит смена природных зон ?
(Смена природных зон на территории России наблюдается с севера на юг)
По карте определить природные зоны России..
- Арктические пустыни.
- Тундра.
1) По карте природных зон определить положение тундры на территории России.
2) Записать в тетрадь характерные черты зоны тундры.
Полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников, кустарников: брусника, черника, морошка, карликовая березка).
Много перелетных птиц летом. Типичные животные лемминги, песцы, северные олени, полярные совы.
- Лесотундра.
1) По карте природных зон определить положение лесотундры на территории России.
2) Записать в тетрадь характерные черты лесотундры.
- Тайга
1)По карте природных зон определить положение зоны тайги на территории России.
2) Записать в тетрадь характерные черты таежной зоны.
- Лесная зона.
1) По карте природных зон определить положение смешанных и широколиственных лесов на территории России.
2) Записать в тетрадь характерные черты лесных зон.
- Степи и пустыни.
1) По карте природных зон определить положение степей и пустынь на территории России.
2) Записать в тетрадь характерные черты зоны степей и пустынь.
Зона степей. Информация учащихся. В южной части лесов нет. Здесь расположены безлесные зоны степей и пустынь.
Главные признаки степей:
- Травянистый покров образует плотную дерновину;
- Степи от лугов отличаются наличием ковыля;
- Внешний облик меняется в течение теплого периода, от весны до лета:
Проблемой степей является засуха и суховеи, пыльные бури. Давайте вспомним определение этих терминов.
Засуха-это длительный период без осадков при высокой температуре. Суховеи - это горячие и сухие ветры, иссушающие почву. Пыльными бурями называется ветер, подымающий верхний слой почвы.
- Пустыни:
Делаем записи в тетрадь со слайдов.
- Вернемся к нашему проблемному вопросу. Скажите, так в чем отличие северных безлесных зон от южных? (Географическим положением, климатическими условиями, рельефом)
Вывод: Итак, сегодня мы подробно разобрали тему " Природные зоны России", выяснили их характерные черты, чем они отличаются друг от друга и как используются человеком, а сейчас проведем закрепление и заполним таблицу.
3. Закрепление.
Таблица чертится на доске.
Название природной зоны
|
Географическое положение
|
Типичный облик
|
Климатические условия
|
Почвы
|
Растительный и животный мир
|
Использование человеком
|
Проблемы и перспективы
|
Арктич.пустыни
|
Острова Северного Ледовитого океана
|
Поверхность покрыта снегом
|
Зима долгая и суровая
|
|
Мхи, лишайники
|
|
Загрязнение
|
Тундра и лесотундра
|
Побережье С.л. океана
|
Многолетняя мерзлота
|
Суровый климат
|
Тундрово-глеевые
|
Мхи, лишайники, кустарники, песец, сев олень.
|
|
Вырубка леса, браконьерство....
|
Тайга
|
Хвойные породы
|
Природные условия неодинаковы
|
Отличается недостатком тепла
|
Малоплодородные таежные и горно- таежные
|
Широколиственные, мелколиственные леса
|
Лесные ресурсы, пушнина
|
Вырубка лесов, охота браконьерство:
|
Лесная зона
|
Южная часть русской равнины и юг Д.В.
|
Разнообразна
|
Своеобразные условия
|
Дерново- подзолистые
|
Разнообразные растения, бурый медведь, куница, белка, дятел
|
ВедениеС/Х
|
Вырубка леса, эрозии
|
Степи
|
Юг Европейской части, сибирь
|
Хвойно- широколиственные леса
|
Свое-образ-ные
|
чернозем
|
Злаки, ковыль, типчак
|
ведениеС\Х
|
Распаханность степей
|
Полупустыни и пустыни
|
Юг Прикаспия. Кавказ
|
Пески и каменистая пустыня
|
Пустыня
|
сероземы
|
Верблюжья колючка, кактусы, антилопы, ящерицы, змеи, грызуны..
|
Пастбищное животноводство
|
Сухость климата, высокая испаряемость
|
Вопросы на закрепление
1. Почему лето в арктической пустыне холодное? (Потому что она расположена на островах Северного Ледовитого океана и на крайнем севере полуострова Таймыр).
2. Почему растительность не образует сплошного покрова? (Разнообразны природные условия, холодное короткое лето, большая часть территории покрыта льдом, угол падения солнечных лучей не велик, даже в полярный день, преобладающие территории имеют белый цвет, который отражает 70-80 процентов солнечной суммарной радиации).
3. Почему белые медведи впадают в спячку зимой? (Зимой лед становится более мощным, труднее добывать пищу).
4. Почему преобладают в арктической пустынные хищники? (Растительный покров скуден, пища только в море).
5. Почему медведь "белый"? (Покровительская окраска позволяет незаметно ждать добычу, а еще в белом волосе находятся пузырьки воздуха, что позволяет не замерзнуть от холода).
6. Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой снега? (Любое темное пятно увеличивает отражающую способность снега, и он быстрее начинает таить).
7. Назовите самую распространенную породу дерева в России? (Лиственница).
8.Почему почвы тайги, несмотря на большую растительную массу зоны, не плодородны? (Деревья многолетние, хвоя - неблагоприятный опад, образует кислоты, промыв почв при избыточном увлажнении не способствует накоплению гумуса).
9.Какое дерево в сибирской тайге называют ореховой сосной? (Кедр-сосна сибирская).
10.Как лиственница приспособилась к условиям тайги? (Сбрасывает хвою на зиму, корни в поверхностном слое почвы).
11.Как животные приспособились к условиям тайги? (Спячка, линька, запас жира).
12.Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса? (Более теплое и продолжительное лето и более мягкая зима).
13. Почему почвы широколиственных лесов плодороднее, чем почвы хвойных лесов? (Более благоприятный растительный опад листопадных деревьев. Длинное и теплое лето увеличивает продолжительность процесса почвообразования.)
14.Чем отличаются почвы смешенных лесов Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины? (Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу).
15.Почему дикие животные открытых пространств и степей, как правило, живут стаями, а лесные животные - в одиночку? (Копытные животные тайги (лоси, олени) живут парами или семьями. Большое стадо не может укрыться в лесу и не может заметить хищников среди деревьев.)
4. Подведение итогов. Рефлексия. Молодцы ребята вы сегодня хорошо поработали, я очень довольна результатами нашего сегодняшнего урока. Выставление оценок за урок.
5. Домашнее задание. Изучить параграфы 23, 24, 25, ответить на вопросы с.144, подготовиться к контрольной работе по теме :" Природные зоны России".
Просмотр содержимого документа
«Урок "Природные зоны России"»
Урок по географии.
Тема урока: «Природные зоны России»
Цели урока.
Образовательная.
Развивающая.
Воспитательная. Совершенствовать навыки работы с различными географическими источниками информации.
Оборудование: Карта "Природные зоны России", атлас,фотографии животных и растений этих зон. Презентация к уроку.
Тип урока. Обобщающее повторение.
План урока
1. Актуализация.
2. Работа с картами атласа.
3. Закрепление.
4. Подведение итогов.
5. Домашнее задание.
Ход урока
1. Актуализация.
Опрос цепочка.
- Что такое ПТК?
(Природный территориальный комплекс - это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории).
- Какие компоненты природы входят в состав природного комплекса? (Все компоненты природы тесно и неразрывно связаны друг с другом: солнечная радиация, географическая широта местности, рельеф, климат, почва, растительный и животный мир).
- В иерархии природных комплексов различают три главных уровня? (Локальный, региональный, глобальный).
- Дайте, пожалуйста, им характеристику? (Формирование природных комплексов локального уровня связано с местными факторами, имеющими небольшой радиус действия (например, с отдельными элементами рельефа). К этому уровню относится фация, элементарная неделимая географическая единица, то есть однородный комплекс. Региональные природные комплексы формируются в результате влияния факторов с более широким радиусом действия : тектонических движений, солнечной радиации...Для этого уровня характерны природные зоны, области.
Глобальный уровень - это географическая оболочка, которая охватывает взаимопроникающие и постоянно взаимодействующие тропосферу, гидросферу, верхние слои литосферы, биосферу.
2. Работа с картами атласа.
Вспомним прошлые уроки и попробуем ответить на вопрос: " Почему природа России не везде одинакова?"
Природные комплексы (региональные) природные зоны расположены на Земле не хаотично, а закономерно. Вспомним, как называется закономерность смены природных зон на равнинах.
(Природная зональность).
Как происходит смена природных зон ?
(Смена природных зон на территории России наблюдается с севера на юг)
По карте определить природные зоны России..
- Арктические пустыни.
- Тундра.
1) По карте природных зон определить положение тундры на территории России.
2) Записать в тетрадь характерные черты зоны тундры.
Полярный день и полярная ночь, снежный покров маломощный, но плотный, сильные ветры, короткое прохладное лето, множество озер и болот, нет деревьев (господство мхов, лишайников, кустарников: брусника, черника, морошка, карликовая березка).
Много перелетных птиц летом. Типичные животные лемминги, песцы, северные олени, полярные совы.
- Лесотундра.
1) По карте природных зон определить положение лесотундры на территории России.
2) Записать в тетрадь характерные черты лесотундры.
- Тайга
1)По карте природных зон определить положение зоны тайги на территории России.
2) Записать в тетрадь характерные черты таежной зоны.
- Лесная зона.
1) По карте природных зон определить положение смешанных и широколиственных лесов на территории России.
2) Записать в тетрадь характерные черты лесных зон.
- Степи и пустыни.
1) По карте природных зон определить положение степей и пустынь на территории России.
2) Записать в тетрадь характерные черты зоны степей и пустынь.
Зона степей. Информация учащихся. В южной части лесов нет. Здесь расположены безлесные зоны степей и пустынь.
Главные признаки степей:
- Травянистый покров образует плотную дерновину;
- Степи от лугов отличаются наличием ковыля;
- Внешний облик меняется в течение теплого периода, от весны до лета:
Проблемой степей является засуха и суховеи, пыльные бури. Давайте вспомним определение этих терминов.
Засуха-это длительный период без осадков при высокой температуре. Суховеи - это горячие и сухие ветры, иссушающие почву. Пыльными бурями называется ветер, подымающий верхний слой почвы.
- Пустыни:
Делаем записи в тетрадь со слайдов.
- Вернемся к нашему проблемному вопросу. Скажите, так в чем отличие северных безлесных зон от южных? (Географическим положением, климатическими условиями, рельефом)
Вывод: Итак, сегодня мы подробно разобрали тему " Природные зоны России", выяснили их характерные черты, чем они отличаются друг от друга и как используются человеком, а сейчас проведем закрепление и заполним таблицу.
3. Закрепление.
Таблица чертится на доске.
Название природной зоны | Географическое положение | Типичный облик | Климатические условия | Почвы | Растительный и животный мир | Использование человеком | Проблемы и перспективы |
Арктич.пустыни | Острова Северного Ледовитого океана | Поверхность покрыта снегом | Зима долгая и суровая | | Мхи, лишайники | | Загрязнение |
Тундра и лесотундра | Побережье С.л. океана | Многолетняя мерзлота | Суровый климат | Тундрово-глеевые | Мхи, лишайники, кустарники, песец, сев олень. | | Вырубка леса, браконьерство.... |
Тайга | Хвойные породы | Природные условия неодинаковы | Отличается недостатком тепла | Малоплодородные таежные и горно- таежные | Широколиственные, мелколиственные леса | Лесные ресурсы, пушнина | Вырубка лесов, охота браконьерство: |
Лесная зона | Южная часть русской равнины и юг Д.В. | Разнообразна | Своеобразные условия | Дерново- подзолистые | Разнообразные растения, бурый медведь, куница, белка, дятел | ВедениеС/Х | Вырубка леса, эрозии |
Степи | Юг Европейской части, сибирь | Хвойно- широколиственные леса | Свое-образ-ные | чернозем | Злаки, ковыль, типчак | ведениеС\Х | Распаханность степей |
Полупустыни и пустыни | Юг Прикаспия. Кавказ | Пески и каменистая пустыня | Пустыня | сероземы | Верблюжья колючка, кактусы, антилопы, ящерицы, змеи, грызуны.. | Пастбищное животноводство | Сухость климата, высокая испаряемость |
Вопросы на закрепление
1. Почему лето в арктической пустыне холодное? (Потому что она расположена на островах Северного Ледовитого океана и на крайнем севере полуострова Таймыр).
2. Почему растительность не образует сплошного покрова? (Разнообразны природные условия, холодное короткое лето, большая часть территории покрыта льдом, угол падения солнечных лучей не велик, даже в полярный день, преобладающие территории имеют белый цвет, который отражает 70-80 процентов солнечной суммарной радиации).
3. Почему белые медведи впадают в спячку зимой? (Зимой лед становится более мощным, труднее добывать пищу).
4. Почему преобладают в арктической пустынные хищники? (Растительный покров скуден, пища только в море).
5. Почему медведь "белый"? (Покровительская окраска позволяет незаметно ждать добычу, а еще в белом волосе находятся пузырьки воздуха, что позволяет не замерзнуть от холода).
6. Почему полярники на дрейфующих станциях строго следят за чистотой снега? (Любое темное пятно увеличивает отражающую способность снега, и он быстрее начинает таить).
7. Назовите самую распространенную породу дерева в России? (Лиственница).
8.Почему почвы тайги, несмотря на большую растительную массу зоны, не плодородны? (Деревья многолетние, хвоя - неблагоприятный опад, образует кислоты, промыв почв при избыточном увлажнении не способствует накоплению гумуса).
9.Какое дерево в сибирской тайге называют ореховой сосной? (Кедр-сосна сибирская).
10.Как лиственница приспособилась к условиям тайги? (Сбрасывает хвою на зиму, корни в поверхностном слое почвы).
11.Как животные приспособились к условиям тайги? (Спячка, линька, запас жира).
12.Почему тайга сменяется на смешанные и широколиственные леса? (Более теплое и продолжительное лето и более мягкая зима).
13. Почему почвы широколиственных лесов плодороднее, чем почвы хвойных лесов? (Более благоприятный растительный опад листопадных деревьев. Длинное и теплое лето увеличивает продолжительность процесса почвообразования.)
14.Чем отличаются почвы смешенных лесов Дальнего Востока от смешанных лесов Русской равнины? (Леса Дальнего Востока разнообразнее по видовому составу).
15.Почему дикие животные открытых пространств и степей, как правило, живут стаями, а лесные животные - в одиночку? (Копытные животные тайги (лоси, олени) живут парами или семьями. Большое стадо не может укрыться в лесу и не может заметить хищников среди деревьев.)
4. Подведение итогов. Рефлексия. Молодцы ребята вы сегодня хорошо поработали, я очень довольна результатами нашего сегодняшнего урока. Выставление оценок за урок.
5. Домашнее задание. Изучить параграфы 23, 24, 25, ответить на вопросы с.144, подготовиться к контрольной работе по теме :" Природные зоны России".