Лекция 3 Информационная безопасность в системе национальной безопасности Российской Федерации
1. Основные понятия, общеметодологические принципы обеспечения информационной безопасности
К основным понятиям в области обеспечения информационной безопасности относятся понятия "информация", "информационная сфера" и "информационная безопасность".
Приведем здесь два подхода к определению понятия "информация".
Первый подход сводится к следующему. В философской литературе "информация" раскрывается как "одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т. п." . При этом отмечается, что само понятие "информация" обычно предполагает наличие по крайней мере трех объектов: источника информации, потребителя информации и передающей среды. Информация не может быть передана, принята или хранима в чистом виде. Носителем информации является сообщение.
Отсюда следует, что понятие "информация" включает два основных элемента: сведения и сообщения.
Сведения выполняют несколько основных функций:
- познание окружающего мира (гносеологическая), включающее формирование представлений о структуре окружающей среды, накопление знаний о закономерностях изменения объектов среды и протекающих в ней процессов; оценку состояния этих процессов;
- социальная коммуникация (коммуникативная), включающая формирование представлений о способах удовлетворения базовых и вторичных потребностей, формирование представлений о правилах поведения в обществе, взаимодействия с другими людьми, о нравственных ценностях, формирование личностных шкал ценности материальных и духовных благ, которые могут быть использованы для удовлетворения его потребностей, а также допустимости использования для овладения ими известных средств и т. д.;
- удовлетворение потребностей (прагматическая), включающее целе-полагание, т. е. формирование, оценку и выбор целей, достижение которых способствует удовлетворению базовых и вторичных потребностей человека, и целедостижение как управление своей деятельностью по достижению выбранных целей.
Все множество накопленных человеком сведений может быть представлено в виде некоторой "базы знаний", в которой располагаются образы, возникающие в результате осознания полученных сообщений, ощущения, вызванные этими образами, эмоциональные и прагматические оценки этих образов. Между "объектами базы" могут быть установлены определенные ассоциативные отношения. Совокупность сохраняющихся у человека образов, ощущений, оценок с установившимися ассоциативными отношениями между ними образует знания.
Данная "база" составляет основное содержание информационной модели человека.
Мышление может быть представлено в виде процесса формирования на основе имеющихся у человека сведений и знаний новых ассоциативных связей между объектами, расположенными в его "базе".
Объем информации, имеющейся у человека в форме сведений, может быть измерен количеством накопленных им ощущений, образов, оценок и ассоциативных отношений между ними. Чем больше этих ощущений, образов и оценок, тем большим объемом информации располагает человек. Соответственно количество информации, поступающей к человеку посредством сообщения, может быть измерено количеством новых объектов "базы" (ощущений, образов, оценок, отношений между элементами "базы"), проявляющихся в результате осознания сообщения.
Ценность информации, проявляющейся в форме сведений, определяется субъективной важностью задачи, для решения которой данные сведения могут быть использованы, а также тем влиянием, которое оказали сведения на решение задачи. Это влияние может выражаться в изменении концептуальной модели задачи, в изменении приоритетов между возможными вариантами ее решения, в оценке целесообразности решения задачи вообще.
Информация, поступающая к человеку в форме сведений, обладает рядом свойств:
- идеальностью - существованием только в сознании человека и вследствие этого невозможностью восприятия органами чувств;
- субъективностью - зависимостью количества и ценности сведений от информационной модели субъекта, получающего сведения;
- информационной неуничтожаемостью - невозможностью уничтожения сведений другими сведениями, полученными человеком;
- динамичностью - возможностью изменения ценности имеющихся сведений и знаний под воздействием времени, других поступающих сведений;
- накапливаемостью - возможностью практически неограниченного накопления сведений в информационной модели человека.
Способность получать, накапливать и использовать для обеспечения жизнедеятельности информацию в форме сведений является свойством всех живых объектов, однако объем и содержание выполняемых с их использованием функций у различных классов этих объектов существенно отличаются. Так, можно предположить, что функцию целеполагания выполняет только человек.
Информация в форме сведения вследствие идеального характера достаточно редко выступает в качестве объекта научных исследований.
К числу изучающих ее отраслей науки можно отнести психологию и медицину.
2. Понятие "сообщение" часто определяется как "кодированный эквивалент события, зафиксированный источником информации и выраженный с помощью последовательности условных физических символов (алфавита), образующих некоторую упорядоченную совокупность".
С интересующей нас точки зрения сообщения используются, прежде всего, для передачи сведений другим людям и составляют существо представительной стороны информации, или ее представительной формы. Информация в форме сообщения появляется как реализация способности человека описывать сведения на некотором языке, представляющем собой совокупность лексики и грамматики.
Человек, формируя сообщение, выделяет часть своей информационной модели, которую хочет передать, устанавливает отношения между ее элементами и известными ему понятиями. С помощью языка в некотором алфавите он осуществляет кодирование понятий, получая в результате систематизированный набор знаков, который может быть передан другим людям, т. е. происходит объективизация содержательной стороны информации и соответствующие сведения как бы становятся доступны для восприятия органами чувств.
Воспринимая сообщение, человек устанавливает отношения между составляющим его набором букв и знаков и известными ему понятиями, а затем - образами, ощущениями, оценками, ассоциативными отношениями, т. е. преобразовывает представительную форму информации в ее содержательную форму.
Исходя из этого, сообщение может быть представлено как совокупность набора передаваемых сведений и порядка (алгоритмов) их кодирования в набор знаков сообщения и декодирования в сведения. Без алгоритма кодирования сообщение превращается просто в набор знаков.
Человек как источник информации может обмениваться с технической системой сообщениями только в том случае, если в ней заложен определенный алгоритм декодирования передаваемого набора знаков, их последующей обработки, а также алгоритм кодирования для передачи человеку-потребителю ответного сообщения.
Преобразование информации из сведений в сообщения и из сообщений в сведения составляет существо общего закона обращения информации.
Информация в форме сообщения обладает рядом свойств,
к числу которых следует отнести:
- материальность - способность воздействовать на органы чувств;
- измеримость - возможность количественной оценки параметров сообщения (количество знаков, составляющих сообщение);
- сложность - наличие набора знаков и алгоритмов их кодирования и декодирования;
- проблемная ориентированность - содержание сведений, относящихся к одной их задач человеческой деятельности.
Информация в форме сообщений наиболее часто исследуется с технической, семантической и прагматической точек зрения.
С технической точки зрения сообщения представляют интерес как объект передачи по каналам связи. При этом изучаются вопросы надежности, устойчивости, оперативности, дальности, помехозащищенности передачи сообщений, в некоторых случаях - скрытности передачи, а также принципы и методы проектирования систем передачи сообщений, средств их защиты от несанкционированного доступа.
К числу наиболее выдающихся результатов, полученных в этой области, обычно относят создание теории информации и кибернетики.
Представляется, что количество информации по Шеннону может интерпретироваться как количество новых объектов "информационной модели" человека, которые должны возникнуть после его получения при условии, что человек, получающий сообщение, не имел никаких сведений как о существовании объекта информирования, так и о его свойствах.
С семантической точки зрения сообщения представляют интерес как средство передачи сведений, т. е. совокупность набора знаков, полученного в результате кодирования и требующего декодирования для использования в практической деятельности. Данные свойства сообщения изучаются, например, в криптографии, искусствоведении и филологии.
С прагматической точки зрения сообщения исследуются как средство воздействия на информационную модель человека, детерминирования его поведения. Учитывая, что сообщение служит средством передачи сведений, ему могут быть приписаны те или иные свойства данных сведений, после чего оно, сообщение, может рассматриваться в качестве некоторого их аналога, обладающего ценностью, достоверностью, своевременностью и т. д. С этой точки зрения информация изучается в педагогике, юриспруденции, социологии, политологии, технических науках.
Таким образом:
- автономная информация существует независимо от наличия субъекта, в рамках современных представлений точной науки непосредственно не воспринимается;
- информация воздействия может рассматриваться только в системе, включающей активного субъекта с учетом состояния его модели внешнего мира, другими субъектами непосредственно не воспринимается и может вероятностно оцениваться по предыдущему и последующему поведению субъекта, испытывающего воздействие;
- информация взаимодействия существует в системе нескольких субъектов, связана с целенаправленно формируемым физическим процессом и в этом виде полностью воспринимается.
В то же время сам процесс взаимодействия включает три составляющие:
- информационную базу передатчика, определяемую как часть знания, используемую при формировании сообщения;
- информацию сообщения, определяемую как соглашение о языке общения, - собственно информацию взаимодействия;
- информацию приемника, определяемую как информацию воздействия воспринимающего субъекта.
Эти три компонента несводимы к одному качественному или количественному описанию.
Информационная база передатчика и информация приемника значимы содержательно, но по содержанию неэквивалентны. При получении сообщения группой приемников каждый из них воспринимает свою информацию воздействия, и эти информации приемников также неэквивалентны по содержанию.
Информация сообщения характеризует физический процесс в плане соглашения о языке общения и может рассматриваться каждым субъектом, освоившим язык общения, изолированно от других субъектов-участников процесса общения и в отрыве от содержания.
Рассмотрим ситуацию с точки зрения информационной безопасности. Выделим 4 компонента, в той или иной мере присутствующие во всех подходах к понятию информационной безопасности:
- обеспечение для субъекта доступа к достаточно полной и достоверной информации, необходимой для реализации его прав и обязанностей в обществе;
- защиту субъекта от деструктивных информационных воздействий;
- защиту от несанкционированного воздействия на информацию, принадлежащую субъекту;
- защиту информационной инфраструктуры группы субъектов (организации, государства...) от разрушительных воздействий.
Первые три компонента связаны с безопасностью знаний, т. е. для защищаемого объекта значима именно информация воздействия.
Основным предметом информационного нападения, целью, всегда является информация воздействия, т. е. то, что воспринимает субъект-нападающая сторона в случае попытки несанкционированного получения информации или объект нападения в случае попытки дезинформации, искажения информации, введения отвлекающей информации.
В то же время непосредственному наблюдению, использованию в технической разработке, в юридической практике доступна только информация сообщений и физические действия субъектов.
Например, объектом защиты может быть только конкретный документ (в широком смысле) как физический объект, целями противодействия - конкретные физические действия нападающего субъекта, прогнозируемые моделью нападения, но никак не получаемая или вводимая им информация воздействия.
Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих безопасности РФ. Национальная безопасность РФ существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать.
Под информационной безопасностью РФ понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства.
Государственная политика обеспечения информационной безопасности РФ основывается на следующих основных принципах:
- соблюдении Конституции РФ, законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права при осуществлении деятельности по обеспечению информационной безопасности РФ;
- открытости в реализации функций федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и общественных объединений, предусматривающей информирование общества об их деятельности с учетом ограничений, установленных законодательством РФ;
- правовом равенстве всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса, основывающемся на конституционном праве граждан на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом;
- приоритетном развитии отечественных современных информационных и телекоммуникационных технологий, производстве технических и программных средств, способных обеспечить совершенствование национальных телекоммуникационных сетей, их подключение к глобальным информационным сетям в целях соблюдения жизненно важных интересов РФ.
Лекция 4. Национальные интересы в информационной сфере
Доктрина информационной безопасности РФ дает две классификации национальных интересов в информационной сфере:
- первую классификацию можно назвать классификацией по принадлежности интересов;
- вторую классификацию можно назвать классификацией по важности интересов.
В соответствии с первой классификацией национальные интересы -это совокупность интересов личности, интересов общества и интересов государства.
Вторая классификация национальных интересов в информационной сфере связана, видимо, с оценкой важности этих национальных интересов и выделение изо всей их совокупности четырех наиболее важных. Соответственно в рамках этой классификации выделяют четыре основные составляющие национальных интересов РФ в информационной сфере.
1. Соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны.
2. Информационное обеспечение государственной политики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественности достоверной информации о государственной политике РФ, ее официальной позиции по социально значимым событиям российской и международной жизни, с обеспечением доступа граждан к открытым государственным информационным ресурсам.
3. Развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в том числе индустрии средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок, а также обеспечение накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, приумножения достижений отечественной науки и техники. Россия должна занять достойное место среди мировых лидеров микроэлектронной и компьютерной промышленности.
4. Защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Первая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере (соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользования ею, обеспечение духовного обновления России, сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала страны) предполагает:
- повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах общественного развития, консолидацию российского общества, духовное возрождение многонационального народа РФ;
- совершенствование системы формирования, сохранения и рационального использования информационных ресурсов, составляющих основу научно-технического и духовного потенциала РФ;
- обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, получать достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
- обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени;
- укрепление механизмов правового регулирования отношений в области охраны интеллектуальной собственности, создание условий для соблюдения установленных федеральным - законодательством ограничений на доступ к конфиденциальной информации;
обеспечение свободы массовой информации и запрет цензуры;
- недопущение пропаганды и агитации, которые способствуют разжиганию социальной, расовой, национальной или религиозной ненависти и вражды;
- запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия и другой информации, доступ к которой ограничен федеральным законодательством.
Вторая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере (информационное обеспечение государственной политики РФ) предполагает:
- укрепление государственных СМИ, расширение их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан;
- ускоренное формирование открытых государственных информационных ресурсов, повышение эффективности их использования.
Третья составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере (развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации) предполагает:
- развитие и совершенствование инфраструктуры единого информационного пространства РФ;
развитие отечественной индустрии информационных услуг и повышение эффективности использования государственных информационных ресурсов;
- развитие производства в РФ конкурентоспособных средств и систем информатизации, телекоммуникации и связи, расширение участия России в международной кооперации производителей этих средств и систем;
- обеспечение государственной поддержки отечественных фундаментальных и прикладных исследований, разработок в сферах информатизации, телекоммуникации и связи.
Четвертая составляющая национальных интересов РФ в информационной сфере (защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем) предполагает:
- повышение безопасности информационных систем, включая сети связи, прежде всего безопасность первичных сетей связи и ИС федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, финансово-кредитной и банковской сфер, сферы хозяйственной деятельности, а также систем и средств информатизации вооружения и военной техники, систем управления войсками и оружием, экологически опасными и экономически важными производствами;
- ускоренное развитие отечественного производства аппаратных и программных средств защиты информации и методов контроля за их эффективностью;
- обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну;
- расширение международного сотрудничества РФ в области развития и безопасного использования информационных ресурсов, противодействия угрозе развязывания противоборства в информационной сфере.
2.3. Источники и содержание угроз в информационной сфере
По своей общей направленности угрозы информационной безопасности РФ подразделяются на следующие виды:
- угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;
- угрозы информационному обеспечению государственной политики РФ;
- угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;
- угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.
Угрозами конституционным правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России могут являться:
- принятие федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ нормативных правовых актов, ущемляющих конституционные права и свободы граждан в области духовной жизни и информационной деятельности;
- создание монополий на формирование, получение и распространение информации в РФ, в том числе с использованием телекоммуникационных систем;
- противодействие, в том числе со стороны криминальных структур, реализации гражданами своих конституционных прав на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров и иных сообщений;
- нерациональное, чрезмерное ограничение доступа к общественно необходимой информации;
противоправное применение специальных средств воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание;
- неисполнение федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями и гражданами требований федерального законодательства, регулирующего отношения в информационной сфере;
- неправомерное ограничение доступа граждан к открытым информационным ресурсам федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, к открытым архивным материалам, к другой открытой социально значимой информации;
- дезорганизация и разрушение системы накопления и сохранения культурных ценностей, включая архивы;
- нарушение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области массовой информации;
- вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур;
- девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях, противоречащих ценностям, принятым в российском обществе;
- снижение духовного, нравственного и творческого потенциала населения России, что существенно осложнит подготовку трудовых ресурсов для внедрения и использования новейщих технологий, в том числе информационных;
- манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации).
Угрозами информационному обеспечению государственной политики РФ могут являться:
- монополизация информационного рынка России, его отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами;
- блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории;
- низкая эффективность информационного обеспечения государственной политики РФ вследствие дефицита квалифицированных кадров, отсутствия системы формирования и реализации государственной информационной политики.
Угрозами развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов могут являться:
- противодействие доступу РФ к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий;
- закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам;
- вытеснение с отечественного рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи;
- увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.
Как уже развернутых, так и создаваемых на территории России, могут являться:
- противоправные сбор и использование информации;
- нарушения технологии обработки информации;
- внедрение в аппаратные и программные изделия компонентов, реализующих функции, не предусмотренные документацией на эти изделия;
- разработка и распространение программ, нарушающих нормальное функционирование информационных и информационно-телекоммуникационных систем, в том числе систем защиты информации;
- уничтожение, повреждение, радиоэлектронное подавление или разрушение средств и систем обработки информации, телекоммуникации и связи;
- воздействие на парольно-ключевые системы защиты автоматизированных систем обработки и передачи информации;
- компрометация ключей и средств криптографической защиты информации;
- утечка информации по техническим каналам;
- внедрение электронных устройств для перехвата информации в технические средства обработки, хранения и передачи информации по каналам связи, а также в служебные помещения органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности;
- уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации;
- перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации;
Угрозами безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем могут являться:
- использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры;
- несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных;
- нарушение законных ограничений на распространение информации.
Источники угроз информационной безопасности РФ подразделяются на внешние и внутренние. К внешним источникам относятся:
- деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов РФ в информационной сфере;
- стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России в мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;
- обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами;
- деятельность международных террористических организаций;
- увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;
- деятельность космических, воздушных, морских и наземных технических и иных средств (видов) разведки иностранных государств;
- разработка рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.
К внутренним источникам относятся:
- критическое состояние отечественных отраслей промышленности;
- неблагоприятная криминогенная обстановка, сопровождающаяся тенденциями сращивания государственных и криминальных структур в информационной сфере, получения криминальными структурами доступа к конфиденциальной информации, усиления влияния организованной преступности на жизнь общества, снижения степени защищенности законных интересов граждан, общества и государства в информационной сфере;
- недостаточная координация деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ по формированию и реализации единой государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ;
- недостаточная разработанность нормативной правовой базы, регулирующей отношения в информационной сфере, а также недостаточная правоприменительная практика;
- неразвитость институтов гражданского общества и недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка России;
- недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности РФ;
- недостаточная экономическая мощь государства;
- снижение эффективности системы образования и воспитания, недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности;
- недостаточная активность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ в информировании общества о своей деятельности, в разъяснении принимаемых решений, в формировании открытых государственных ресурсов и развитии системы доступа к ним граждан;
- отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, кредитно-финансовой сферы, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, сферы услуг и быта граждан.