Использование литературных произведений на уроках биологии
Автор – Буздина Ирина Владимировна
Учитель биологии МАОУ СОШ №6 с УИОП
Высшая категория
Цель: развитие интереса к предмету, усиление эмоционального аспекта при изучении биологии. Задачи: создать условия для развития у обучающихся таких умственных действий, как мышление, эмоции; формировать умение анализировать; учить объяснять, аргументировать, делать выводы; осуществлять экологическое воспитание через содержание литературных произведений.
Человеческое искание истины не может быть без человеческих эмоций. Учение в школе – тот же поиск истины. Учителя должны дать эмоциональный заряд молодому человеку на всю жизнь.
Изучение школьных предметов, должно сформировать у детей целостный взгляд на мир. Эту проблему призваны решить интегрированные уроки, объединяющие несколько предметов и рассматривающие ту или иную проблему под разными углами или с разных точек зрения.
И.А. Крылов любил сочинять басни. Их он придумывал где придется – дома, в гостях, на прогулке. Как-то раз Крылов шел по Летнему саду. Дойдя до конца аллеи, остановился перед высокой липой. Поднял глаза к пышной, закрывающей солнце кроне. Подумал: «Как роскошен зелёный наряд деревьев. И как, в общем-то, бесполезен». Так появилась басня «Листы и Корни».
«Листы и Корни»
«Мы те, -
Им снизу отвечали,-
Которые, здесь роясь в темноте,
Питаем вас. Ужель не узнаете?
Мы корни дерева, на коем вы цветете.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится,
А если корень иссушится, -
Не станет дерева, ни вас».
Тема, где можно использовать:
6 класс «Фотосинтез»
Каково значение корней в жизни растения?
- Какие функции выполняет лист?
Можно ли согласиться с мнением И.А. Крылова о бесполезности листьев для растения?
«Лягушка и Юпитер»
«Живущая в болоте, под горой,
Лягушка на гору весной
Переселилась;
Нашла там тинистый в лощинке уголок
И завела домок
Под кустиком, в тени, меж травки, как раёк;
Настало лето, с ним жары,
И дачи Квакушки так сделались сухи,
Что, ног не замоча, по ним бродили мухи.
7 класс «Класс Земноводные»
- Могут ли лягушки жить в сухих местах?
- Какие признаки в строении земноводных свидетельствуют об их связи с вод ой?
«Кукушка и Горлинка»
«Кукушка говорит:
Любила счастливо я нынешней весною,
И, наконец, я стала мать;
Но дети не хотят совсем меня и знать:
Такой ли чаяла от них я платы!
И не завидно ли, когда я погляжу,
Как увиваются вкруг матери утяты,
Как сыплют к курице дождем по зву цыпляты,
А я, как сирота, одним - одна сижу
И что есть приветливость – не знаю».
7 класс «Класс Птицы»
- Куда кукушка откладывает яйца?
- Кого кукушата считают своими родителями?
- Как ведут себя кукушата в гнезде приёмных родителей?
«Пчела и Мухи»
«Две Мухи собрались лететь в чужие краи.
И стали подзывать с собой туда Пчелу.
Притом же им самим казалося обидно,
Что их на родине своей
Везде гоняют из гостей;
********
Пчела на это отвечала, -
А мне и на моей приятно стороне.
От всех за соты я любовь себе сыскала –
От поселян и до вельмож».
7 класс «Класс Насекомые»
Почему человек ведет борьбу с мухами?
Почему мухи являются потенциально опасными для человека?
Для чего пчела строит соты?
- Какие продукты жизнедеятельности пчелиной семьи использует человек?
«Крестьянин и Змея»
«К Крестьянину вползла Змея
И говорит: «Сосед! Начнем жить дружно!
Теперь меня тебе стеречься уж не нужно;
Ты видишь, что совсем другая стала я
И кожу нынешней весной переменила».
7 класс «Класс Пресмыкающиеся».
- О каком явлении идет речь в данном отрывке?
- Что такое «выползок»?
Свинья под Дубом .
« Свинья под Дубом вековым
Наелась желудей досыта, до отвала;
Наевшись, выспалась под ним;
Потом, глаза продравши, встала
И рылом подрывать у Дуба корни стала.
«Ведь это дереву вредит, -
Ей с Дубу ворон говорит, -
Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». –
«Пусть сохнет, - говорит Свинья, -
Ничуть меня то не тревожит;
В нем проку мало вижу я;
Хоть век его не будь, ничуть не пожалею,
Лишь были б желуди: ведь я от них жирею».
6 класс «Корень»
- Какое значение в жизни растения имеет корень?
- Сможет ли растение образовывать плоды, если повреждены корни?
«Щука и Кот»
«Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошечье приняться ремесло.
Не знаю: завистью ль её лукавый мучил,
Иль, может быть, ей рыбный стол наскучил?
Но только вздумала Кота она просить,
Чтоб взял её с собой он на охоту,
Мышей в анбаре половить».
7 класс «Рыбы»
- Сможет ли щука жить на суше?
- Какие особенности строения рыб связаны с водной средой обитания?
- Анализ отрывков художественных произведений А.Н.Плещеев Травка зеленеет, Солнышко блестит, Ласточка с весною В сени к нам летит. Дам тебе я зерен, А ты песню спой, Что из стран далеких. Принесла с собой
- Ошибка: Ласточка- насекомоядная птица, а не зерноядна
- К.И. Чуковский. «Телефон» - Ох! Нелёгкая это работа – из болота тащить бегемота!
- Ошибка: не живут бегемоты в болотах. Бегемоты обитают в реках и озерах, предпочитая неглубокие водоемы с отлогими берегами и околоводной растительностью.
- М.Митчел, роман «Унесённые ветром» «…Эти люди занимались тем же, что и канюки, обгладывающие падаль. Они издали чуют место, где можно нажраться до отвала»
- Ошибка: канюк питается не падалью, а живыми мышами (ловит их), чем приносит пользу человеку.
- С.Есенин Выткался над озером алый цвет зари, На бору со звоном плачут глухари. Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло, Только мне не плачется - на душе светло…
- Ошибка : иволги не живут в дуплах, живут в кронах деревьев
А это веселая птица – синица,
Которая часто ворует пшеницу…
Ошибка: синица питается не пшеницей, а насекомыми
- Пьеса Р.Б. Шеридана «Школа злословия», где главные герои поют песенку: Голубок и горлица Никогда не ссорятся, Мирно живут, Целый день целуются.
- Ошибка: брачные пары создаются только между представителями одного вида; горлица не может быть «подружкой» голубя, так как это два разных вида (так же, как ворон и ворона)
- М.Ю.Лермонтов «Терек прыгает, как львица с косматой гривой на хребте»
- Ошибка: грива бывает только у самцов львов.
- И мальчик мне сказал боясь, Совсем взволнованно и тихо, Что там живет большой карась И с ним большая карасиха Ахматова
- Ошибка: Если карась большой, то это серебряный карась, который значительно крупнее золотого. Взрослые золотые караси в прудах имеют длину от 3 до 20 см - маленькие. Все серебряные караси, обитавшие до середины 20 века в Европейской части СССР были представлены только самками.
- Некоторые произведения можно использовать для изучения в курсе анатомии и физиологии человека Например, рассказ Ю.Григоровича “Гуттаперчевый мальчик” служит прекрасной иллюстрацией к теме
“ Железы внутренней секреции”, так как причиной столь необычной гибкости героя этого рассказа является, нарушение работы паращитовидных желез, при котором происходит усиление выработки кальцитонина, снижающего выработку кальция. Этот элемент “вымывается” из костей, которые в результате становятся непрочными, затем хрупкими, ломкими. На ранних же стадиях заболевания существенно возрастает подвижность суставов, что дает возможность больным принимать различные неестественные позы, “ закручивать” ноги и руки.
- При изучении функций щитовидной железы уместно будет вспомнить известную повесть А. Кронина “Цитадель”, в которой блестяще описывается заболевание, связанное с недостатком гормона щитовидной железы - тироксина: “ ...Это был тот же Имрис, но черты его лица как-то неуловимо погрубели и исказились. Лицо имело отечный вид, ноздри распухли, кожа приняла восковой оттенок... Весь он был какой-то вялый, точно сонный. Эндрью заговорил с ним. Имрис пробурчал в ответ что-то невнятное. Потом.... разразился какой-то бессмысленной враждебной тирадой”. Данное заболевание носит название микседема, что при дословном переводе с греческого означает “ слизистый отек ”.
- Другое отклонение в деятельности щитовидной железы может быть проиллюстрировано рассказом И. Тургенева из “ Записок охотника” “ Живые мощи”
- Внешность одного из персонажей этого рассказа , крестьянки Лукерьи, претерпевает сильные изменения. Из молодой красивой женщины она за короткий промежуток времени превращается в странного вида существо, в котором даже трудно узнать человека: “ ... Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая - ни дать ни взять икона старинного письма; губ почти не видать - только зубы белеют и глаза
- Причиной этих изменений стала полученная Лукерьей травма головы, после которой и появились определенные симптомы: “ ...стала я сохнуть, чахнуть, чернота на меня нашла; трудно мне стало ходить... и ни пить, ни есть не хочется...”. Сочетание указанных признаков позволяет предположить, что нарушение работы гипофиза привело к гиперфункции щитовидной железы, выразившейся в таком заболевании как гипертиреоз.
- К примеру, разбирая с учениками такое понятие, как иммунитет , следует обратить их внимание на то, что к теме инфекционных заболеваний, и прежде всего к таким, как оспа и холера,. обращались многие русские писатели. Об этих заболеваниях упоминается в пьесе “На дне”, повести “ Фома Гордеев” и “ Детство” М. Горького, в “Братьях Карамазовых” Ф. Достоевского . Наибольшего же интереса заслуживает повесть Н.А. Лескова “Несмертельный Голован”, в которой мы сталкиваемся с примером врожденного иммунитета: “ ...Может быть, это была сибирская язва, может быть, какая-нибудь другая язва, но только она была губительна и беспощадна...... Голован не вылечивал....но зато велика была его услуга больным и здоровым в том отношении, что он безбоязненно входил в зачумленные лачуги и поил зараженных. Язва Голована не касалась”.
Отрывки из литературных произведений.
а) Проза:
- Акимушкин И. Причуды природы. — М., 1992.
- Бернар Н. Следы невидимых зверей. — М., 1990.
- Бианки В. Лесная газета. — Л., 1982.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона. — М., 1994.
- Верзилин Н.М. Тропинка в лес. — М., 1990.
- Леонов Л.М. Мысли о родной природе. — М., 1983.
- Паустовский К.Г. Телеграмма. Дождливый рассвет. Мещерская сторона: Рассказы.
- Пришвин М.М. Рассказы. — М., 1981.
- Соколов-Микитов И.С. Звуки весны. — М., 1982.
- Талызин Ф.Ф. Секреты природы. — М., 1986.
- Тургенев И.С. Записки охотника. — М., 1992.
- Лонгфелло. Песнь о Гайавате. — М., 1996.
б) Поэзия:
- Ломоносов М.В. «Солнце» (в учебнике по естествознанию Г.С. Калиновой).
- Гомер «Гимн Солнцу» (в учебнике по естествознанию Г.С. Калиновой).
- Греков И. Приметы осени.
- Берестов В. Дети леса.
- Быков В. Семена на снегу.
- Ефимов Г. Зерно.
- Курлат И. Зеленая ода.
- Набоков В.В. Другие берега.
- Солоухин В. Созерцание чуда: Сборник.
- Солоухин В. Имеющий в руках цветы: Сборник.
- Усова Г. Австралия.
- Крылов И.С. Листы и корни.
- Плотников А. Баллада о золотом зерне.
- Шпунт А.А. У края пропасти: Сборник.
- Хейну Эрхард «Баллада об одуванчике».
- Лисовский К. Цветы.
- Некрасов Н.А. Перед дождем.
- Тютчев Ф.И. Есть в осени первоначальной...
- Блок А. Россия.
- Собрание сочинений А.С. Пушкина.
Пейзажное искусство (альбомы репродукций):
- Левитан И.И. «Озеро», «Сумерки», «Золотая осень», «Март», «Одуванчики», «Луг на опушке»
- Шишкин И.А. «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Дубы», «Корабельная роща», «Первая зелень», «Полевые цветы»
- Саврасов А.К. «Грачи прилетели» и др.
- Рылов А.А. «Зеленый шум»
- Куинджи А.И. «Березовая роща», «Пятна лунного света в лесу»
- Грабарь И.Э. «День инея», «Белая зима», «Грачиные гнезда»
- Васильев Ф.А. «Облака», «Перед дождем», «Осень. Болото в лесу»
- Яблонская Т.Н. «Хлеб» и т.д.
Музыкальные произведения:
- Римский-Корсаков Н.А. «Сказка о царе Салтане».
- Скрябин Н. «Поэма огня».
- Чайковский П.И. «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик», «Времена года», «Май. Белые ночи».
- Ильин В. «В космическую даль».
- «Звуки природы» (сборник).
- «Колыбельная для кита»
- Бетховен «Лунная соната».
- Глинка М. «Жаворонок».
- Зиринг В. «В лесу».
- «Голоса птиц в природе» (серия грамзаписей, аудиозаписей).
Сделайте свои уроки биологии интересными и запоминающимися!