Бизнес-план предприятия
Внимание к деталям в огромной степени определяет успешную реализацию бизнес-идей.
Ричард Брэнсон
Цели
- Сформировать у обучающихся представление о бизнес – планировании.
- Изучить разделы бизнес-плана
- Рассмотреть особенности разделов бизнес - плана
План:
- Понятие и сущность бизнес- плана
- Задачи бизнес - плана
- Разделы бизнес – плана
- Характеристика разделов бизнес – плана
Зачем нужен бизнес-план?
Бизнес-план позволяет объективно оценить возможности бизнеса, эффективно выстроить его работу.
Благодаря бизнес-плану можно понять окупаемость проекта, заранее спланировать основные вызовы и риски.
1.Понятие и сущность бизнес- плана
Бизнес-план (англ. business plan ) — план осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащий сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Бизнес-планирование — это определение целей и путей их достижения, посредством каких-либо намеченных и разработанных программ действий, которые в процессе реализации могут корректироваться в соответствии с изменившимися обстоятельствами.
Бизнес - план создается в пределах 5 лет, причем первые два года расписываются по месяцам, кварталам, полугодие, год.
2. Задачи бизнес - планирования
- изучить емкость и перспективы развития будущего рынка;
- дать оценку затратам, необходимым для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с теми ценами, по которым можно продавать свои товары, чтобы определить возможные прибыли;
- выявит возможные риски, подстерегающие начатое дело в первые годы функционирования;
- определить перечень показателей, по которым можно будет регулярно выявлять динамику бизнеса.
3. Разделы бизнес – плана
- Резюме.
- Информация о компании.
- Анализ рынка.
- Организация и менеджмент.
- Финансовые параметры.
- Описание продукта (услуги).
- Маркетинг и продажи.
- Финансирование.
- Прогнозы.
- Приложения.
4. Характеристика разделов бизнес – плана
Резюме - является одной из основных частей бизнес-плана, где кратко изложена информация о компании или проекте и описано обоснование успешности бизнес-идеи.
Информация о компании Раздел включает детальное описание деятельности компании, ее миссию и принципы. В нем содержатся данные о местоположении организации, направлении текущей деятельности, стратегии и перспективах развития, а также конкурентных преимуществах.
Анализ рынка предусматривает детальное описание отрасли, в которой работает или собирается работать бизнес.
Здесь необходимо отразить информацию об объеме рынка, его особенностях и тенденциях развития.
При анализе, в частности, важно определить потенциальную долю компании на рынке, механизмы ценообразования и, как следствие, доходность бизнеса. Также важно провести конкурентный анализ, то есть выявить основных конкурентов бизнеса.
Организация и менеджмент В данном разделе содержится информация о юридической и организационной структуре компании, ее собственниках и корпоративном управлении.
Здесь детально излагаются такие данные, как форма собственности, состав участников (акционеров) и руководства (менеджеров), количество сотрудников, банковские реквизиты.
Финансовые параметры Здесь нужно представить основные финансовые расчеты: себестоимость, издержки, смету расходов на проект.
Также в этом разделе можно привести таблицу расходов и доходов бизнеса и описать затраты подготовительного и основного периодов проекта. При возможности стоит добавить отчет о прибыли и убытках, данные по налоговым платежам, затраты, связанные с обслуживанием долговой нагрузки. Необходимо описать основные финансовые расчеты и издержки, провести калькуляцию себестоимости и описать смету расходов на проект. Также описать источники финансовых средств, привести таблицу расходов и доходов и описать движение наличности.
Описание продукта (услуги) Здесь нужно уделить внимание описанию нового продукта, включая информацию об авторских правах, патентах, проведенных или планируемых научно-исследовательских работах, критериях отнесения данных к коммерческой тайне.
В этой части бизнес-плана особенно важно рассказать о преимущества нового продукта и его привлекательности для будущих покупателей.
Маркетинг и продажи В данном разделе приводится: - стратегия проникновения бизнеса на рынок; стратегия развития, в том числе: внутреннее развитие — увеличение объемов бизнеса, численности персонала, развитие франшизы; - горизонтальная интеграция — приобретение другой компании того же направления; - вертикальная интеграция — расширение сфер деятельности за счет приобретения новых активов; - сбытовая стратегия; - PR-стратегия.
Финансирование Этот раздел необходим, если инициатор проекта ищет финансирование для своего бизнеса.
Сюда включаются имеющиеся и потенциальные потребности в капитале, планы по использованию привлеченных средств и предполагаемые способы их возврата.
Прогнозы В раздел включаются финансовые показатели компании за предыдущие годы, финансовые прогнозы в будущих периодах.
Также для наглядности в раздел следует включить анализ финансовой информации с графическими приложениями и таблицами.
Приложения Приложения в бизнес-плане нужны для его большей репрезентативности. Сюда можно включить исследования рынка, экспертные публикации, юридические документы, лицензии, инфографики и фотографии.
Задание
- Придумайте бизнес – идею
- Сформируйте бизнес – план
- Презентуйте свой бизнес - план