СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бухгалтерская отчетность организации. Инвентаризация.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

09.04.20

Изучаем лекцию. Выполняем задания после темы.

Срок выполнения до 10.04.20

Просмотр содержимого документа
«Бухгалтерская отчетность организации. Инвентаризация.»

Группа 731

Тема: Бухгалтерская отчетность организации. Инвентаризация.

План:

  1. Виды и назначение бухгалтерской отчетности.

  2. Состав бухгалтерской отчетности, принципы и порядок ее составления.

  3. Сущность и значение инвентаризации.

  4. Порядок проведения инвентаризации и отражение ее результатов в учете


Вопрос 1.

  1. Понятие отчетности

Отчетность составляется на основе данных всех видов текущего учета: бухгалтерского, статистического и оперативного, поэтому обеспечивает возможность всестороннего отражения хозяйственной деятель­ности организации.

Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности работы ор­ганизации, а также для проведения экономического анализа в самой организации. Кроме того, отчет­ность необходима для руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последу­ющего планирования.

Отчетность может содержать количественные и качественные характеристики, а также стоимостные и натуральные показатели. При этом отчетные данные, сгруппированные в учетных регистрах, не могуч содержать оборотов, которых не было в текущих учетных записях. Между бухгалтерским учетом и от­четностью необходима взаимосвязь, при которой получаемые в учете итоговые данные входят в соответ­ствующие отчетные формы в виде синтезированных показателей.

Организации составляют отчеты по формам и инструкциям, утвержденным Минфином России и фе­деральным органом статистики по единой форме.

Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отрас­лям, экономическим районам и в целом по народному хозяйству.

Состав, содержание, требования и методологию составления бухгалтерской отчетности организаций регламентирует ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации».

назад

  1. Классификация отчетности

назад

  1. Виды отчетности

Отчеты организаций подразделяются по трем основным признакам:

  1. периодам, охватываемым отчетностью;

  2. объему сведений, включаемых в отчеты;

  3. назначению отчетов.

  1. По периодичности отчетность бывает:

  • периодической (текущей);

  • годовой.

Периодическая (текущая) отчетность составляется на внутригодовую дату. Периодические отчеты формируются регулярно через определенные промежутки времени (ежедневная, еженедельная, ежеме­сячная, квартальная и полугодовая).

Годовой отчет составляется по окончании года. Он представляется собственникам, налоговым органам, органам государственного управления, органам статистики.

Срок представления годового отчета — в течение 90 дней по окончании года, квартального — не позднее 30 дней по окончании отчетного квартала.

  1. По объему содержащихся в отчетах сведений различают:

  • частную отчетность (включает информацию о работе отдельного структурного подразделения организации);

  • общую отчетность (характеризует хозяйственную деятельность организации в целом).

  1. По назначению отчетность подразделяется следующим образом:

  • внешняя;

  • внутренняя.

назад

  1. Требования, предъявляемые к отчетности

При составлении годового отчета организации руководствуются следующими принципами ведения бухгалтерского учета:

  • соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики организации;

  • полнота отражения за отчетный год всех хозяйственных операций в отчетном году;

  • правильность отнесения доходов и расходов к отчетному периоду;

  • разграничение в отчете текущих затрат на производство и капитальных вложений;

  • тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

В бухгалтерских отчетах не допускаются никакие подчистки и помарки.

Надежность выводов, полученных внешними пользователями бухгалтерской отчетности, подтверждается результатами аудиторской проверки на соответствие отчетности действующим требованиям национальных стандартов.

Финансовые отчеты должны быть доступны для понимания.

Отчетная информация считается уместной, если она способна повлиять на стоимостную оценку или решение, принимаемое в настоящее время.

На уместность информации, представленной в бухгалтерской отчетности, оказывают влияние следующие основные факторы:

  • своевременность;

  • значимость;

  • ценность для прогнозирования.

Для пользователей наиболее ценной является своевременная информация, которую они получают в нужный момент. Запоздалая информация не имеет большого практического значения.

На достоверность оказывают влияние следующие факторы:

  • правдивость представляемых данных;

  • преобладание содержания над формой;

  • нейтральность;

  • осмотрительность.

Требования, предъявляемые к формированию бухгалтерской отчетности,
соответствуют требованиям, предъявляемым к ведению текущего бухгалтерского учета

назад

  1. Этапы формирования годового отчета

Первый этап – инвентаризация имущества и обязательств

Второй этап – закрытие учетных регистров

Третий этап – заполнение форм отчетности

Четвертый этап – составление пояснительной записки

Пятый этап – отражение изменений в учетной политике организации

Шестой этап – проведение аудиторской проверки

Седьмой этап – рассмотрение и утверждение годового отчет


Вопрос 2.

В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (от 21.11.96 г. № 129-ФЗ) и Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением отчетности бюджетных организаций, состоит из:

- бухгалтерского баланса (ф. 1);

- отчета о прибылях и убытках (ф. 2):

- приложений к ним:

- отчета об изменении капитала (ф. 3):

- отчета о движении денежных средств (ф. 4);

- приложения к бухгалтерскому балансу (ф. 5);

- отчета о целевом использовании полученных средств (ф. 6);

 пояснительной записки;

- аудиторского заключения (в случаях обязательного аудита);

- специализированные формы годовой бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций.

Бухгалтерский баланс состоит из двух частей: актива и пассива, итоговые значения которых должны быть равны между собой. В активе баланса отражаются дебетовые, а в пассиве соответствующие кредитовые сальдо синтетических счетов. Остатки, сформированные на счетах на конец отчетного периода, вносят в форму №1 из Главной книги.

Основные средства и нематериальные активы отражаются в балансе по остаточной стоимости; сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тару, запасные части и другие материальные ресурсы – по фактической себестоимости; готовую и отгруженную продукцию – в зависимости от порядка списания общехозяйственных расходов и использования счета 40 «Выпуск продукции, работ, услуг» - по полной или неполной фактической производственной себестоимости и по полной или неполной нормативной (плановой) себестоимости продукции.

В отчете о прибылях и убытках выручка от продажи продукции, товаров, поступления от выполненных работ, оказанных услуг, отдельных фактов хозяйственной деятельности отражается за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на реализацию горюче-смазочных материалов, налога с продаж.

Итоговые строки содержат информацию о прибыли до налогообложения, налогах и чистой прибыли, сформированной после уплаты всех налогов прибыли предприятия.

В отчете об изменении капитала отражение источников формирования осуществляется построчно в разрезе двух лет: года, предыдущему отчетному, и года, по результатам которого составляется отчет. В первой строке отчета указывается сальдо на начало года, предшествующего отчетному, в последней – остаток на конец отчетного года. Последний столбец в отчете представляет собой итоговые суммы остатков капиталов и резервов, сформированных на предприятии, а также источников их формирования.

В справках указываются данные о чистых активах на начало и конец отчетного года и о полученных из бюджета и внебюджетных фондов средствах на расходы по обычны видам деятельности и на расходы по капитальным вложениям во внеоборотные активы. Сельскохозяйственные предприятия дают расшифровку о полученном финансировании в разрезе отраслей.

При формировании данных отчета о движении денежных средств следует различать поступление средств по текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.

Текущей деятельностью считается деятельность организации, основной целью которой является извлечение прибыли или не имеющая извлечение прибыли в качестве такой цели в соответствии с предметом и целями деятельности (производство промышленной продукции, выполнением строительных работ, сельским хозяйством, продажей товаров, оказанием услуг общественного питания, заготовкой сельскохозяйственной продукции, сдачей имущества в аренду и др.).

Инвестиционная деятельность связана с капитальными вложениями в связи с приобретением земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных и других внеоборотных активов, а также их продажей, с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций и других ценных бумаг долгосрочного характера и т.п.

Финансовая деятельность связана с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытием ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п.

Результатом каждого из разделов формы №4 являются строки, представляющие сальдо на конец отчетного периода и включающие суммы чистых денежных средств, полученных в результате всех трех видов деятельности, остающихся на балансе предприятия.

Форма №6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» предназначена для отчетности некоммерческих предприятий по расходованию средств, поступающих в счет целевого финансирования для обеспечения выполнения задач, поставленных перед такими организациями. Все данные приводятся за отчетный год и для сравнения – за предыдущий год.

Отчет заполняется на основе данных регистров по учету движения денежных средств с учетом корреспонденции счетов по конкретным каналам поступления и расходования средств.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности характери­зует деятельность предприятия, в которой:

- сопоставляются данные за отчетный и предшествующий ему годы;

- указываются основные показатели деятельности и факторы, повлиявшие в отчетном году на хозяйственные и финансовые результаты пред­приятия;

- решения по итогам рассмотрения годовой бух­галтерской отчетности и распределения прибыли, остающейся в рас­поряжении предприятия.

В пояснительной записке также необходимо отразить данные о дохо­дах, расходах и обязательствах, выявленных после даты составления годовой бухгалтерской отчетности до ее представления и существенно влияю­щих на оценку имущественного и финансового положения предприятия, включая принятие решения о распределении прибыли.

Специализированные формы годовой бухгалтерской отчетности сельскохозяйственных организаций содержат расширенную информацию о производстве и реализации сельскохозяйственной продукции, ее себестоимости, ценах реализации, а также данные о поголовье скота, численности работающих, движении продукции, государственной поддержки, балансе продукции, сельскохозяйственной технике и энергетике.



Вопрос 3.

Инвентаризация - это способ определения фактического наличия товарно-материальных ценностей на предприятии и сверка их с данными учета.
Термин «инвентаризация» происходит от латинского слова «инвентарь» (лат. inventarium - роспись, опись) и означает опись имущества (вещественных ценностей и расчетов). Однако в настоящее время в организациях возникли другие новые объекты бухгалтерского учета, которые не имеют натурально-вещественной формы, но подлежат также инвентаризации. К ним относятся нематериальные активы. Поэтому инвентаризация в современных условиях имеет иной смысл, так как инвентаризации подвергаются не только вещественные ценности и расчеты, но и такие новые объекты бухгалтерского учета как: нематериальные активы, ценные бумаги, финансовые вложения в паи, займы, уставные капиталы других организаций и др.

Основные задачи инвентаризации:
выявление фактического наличия имущества на предприятии;
контроль за сохранностью имущества путем сопоставления фактического наличия

имущества с данными бухгалтерского учета;
выявление неиспользуемого имущества;
проверка соблюдения правил и условий хранения имущества;
проверка реальности стоимости учтенного в балансе имущества.
Инвентаризация является одним из основных элементов метода бухгалтерского учета, а также методологическим приемом фактического контроля при проведении ревизии, аудита и др.
Инвентаризация представляет собой проверку объектов бухгалтерского учета в натуре органолептическим путем, т.е. способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета.
Сущность инвентаризации состоит в том, что в наличие тех или иных объектов устанавливается с помощью их визуального изучения путем осмотра, обмера, взвешивания и пересчета. При инвентаризации данные наличия хозяйственных средств фиксируется в инвентаризационных описях и сличительных ведомостях сводятся с данными бухгалтерского учета с целью установления (выявления) недостач или излишков средств. Инвентаризации подвергаются также дебиторские и кредиторские задолженности организации с целью установления их достоверности. При помощи инвентаризации устанавливают состояние и правильность оценки имущества в бухгалтерском учете и отчетности.
В основу классификации инвентаризаций положены два признака: полнота охвата ценностей, назначение и характер проверки.
В зависимости от полноты охвата ценностей инвентаризации подразделяются на полные, частичные, выборочные и сплошные.
Полная инвентаризация - это проверка в натуре всего имущества организации и ее обязательств на определенную дату. Она проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при реорганизации экономического субъекта и распространяется на все без исключения материальные ценности и денежные средства, расчеты и другие статьи баланса.
Частичной инвентаризацией является каждая отдельная проверка в натуре объектов определенных видов и охватывает какой-либо один вид имущества предприятия, например, только денежные средства в кассе или только материалы на определенном складе.
Выборочная инвентаризация касается только части определенного вида имущества предприятия. Она может проводиться по переоценивающимся материальным ценностям. Выборочные инвентаризации снижают трудоемкость контрольных работ и позволяют сократить время проведения этих работ. Однако они не гарантируют безусловной объективности результатов проверки в натуре, а в случае причинения материального ущерба выборочные инвентаризации не позволяют определить полностью размер ущерба. В этих условиях необходимо проводить сплошную инвентаризацию.
Сплошная инвентаризация проводится одновременно во всех структурных подразделениях предприятия.
В зависимости от назначения и характера различают два вида инвентаризаций: плановые (периодические) и внеплановые. (1, 485)
Плановые инвентаризации проводятся в соответствии с планом контрольно-ревизионных работ органа внутрихозяйственного контроля (ревизионной комиссии, внутреннего аудита) и учетной политики организации, а также тогда, когда проведение инвентаризации обязательно согласно законодательству (например, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности организации и т.д.). 
Внезапные (внеплановые) инвентаризации (проведение которых не предусмотрено в учетной политике и плане контрольно-ревизионных работ, а также их проведение не носит обязательный характер) проводятся внешними аудиторами при проведении аудита (обязательного или инициативного) в данной организации, внутренними ревизорами ревизионной комиссии, аудиторами аудиторской службы, инвентаризационной комиссией организации при выявлении фактов нарушений законности, по сигналам персонала, при обнаружении сомнительных хозяйственных операций и др. Таким образом, внезапные инвентаризации проводят по мере необходимости (смена материально-ответственных лиц, стихийные бедствия, хищения, требования аудитора, судебных органов и др.) по распоряжению руководителя, вышестоящих органов и по требованию органов дознания судебных органов, прокуратуры. Также может быть проведена повторная инвентаризация в случае сомнений в достоверности, объективности, качестве проведенной инвентаризации.
В соответствии с положением о бухгалтерском учете предприятия самостоятельно определяют количество инвентаризаций в отчетном периоде, даты их проведения. Кроме этого обязательно проводятся инвентаризации в следующих случаях:
при передаче имущества предприятия в аренду, выкупе, продаже, а также преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия в акционерное общество;
перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года); инвентаризация основных средств может проводится один раз в три года;
при смене материально-ответственных лиц (на день приема-передачи дел);
при установлении фактов хищений, а также порчи ценностей - немедленно после установления фактов;
в случае пожара или стихийных бедствий;
при реорганизации или ликвидации организации;
при переоценке имущества;
при бригадной материальной ответственности проведение инвентаризации обязательно при смене бригадира, при выбытии более 50% его членов, а также по требованию одного из членов бригады;
в других случаях, предусмотренных законодательством РФ. 
 1. СУЩНОСТЬ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ
1.1 Понятие и виды инвентаризации
Стандартом бухгалтерского учета № 24 "Организация бухгалтерского учета" (СБУ 24) предусмотрен порядок инвентаризации различного рода имущества и обязательств. Периодичность, сроки проведения инвентаризаций, состав инвентаризационной комиссии утверждают в учетной политике, разрабатываемой каждым хозяйствующим субъектом.
Для проведения инвентаризационной работы на каждом предприятии создают постоянно действующую инвентаризационную комиссию. При большом объеме работ для проведения инвентаризации имущества на складах, в цехах и других подразделениях предприятия, а также проверки финансовых обязательств создаются рабочие комиссии; при малом объеме работ проведение инвентаризации допускается возлагать на ревизионную комиссию. 

1.2 Состав инвентаризационной комиссии и ее обязанности/
Персональный состав инвентаризационных комиссий утверждается приказом руководителя предприятия. В их состав должны включаться представители руководства предприятия, работники бухгалтерской службы, инженеры, экономисты, техники и т.д. В состав комиссий можно включать представителей службы внутреннего и внешнего аудита предприятия. Действия центральной инвентаризационной комиссии считаются правомочными при полном ее составе, утвержденном приказом руководителя предприятия.
 Инвентаризация - способ бухгалтерского учета, представляющий собой регламентную процедуру периодической проверки и документального подтверждения наличия, состояния и оценки имущества и обязательств организации, производимую для подтверждения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности .
Не относятся к регламентной процедуре инвентаризации проведение ревизий, аудиторских проверок, текущих операций по учету ценностей, требующих проверки их наличия и определения их количества, процедуры учета имущества в целях управления (управленческая инвентаризация).

Согласно п. 1.3 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утвержденных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49) "инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств. Кроме того, инвентаризации подлежат производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам". 


Вопрос 4

Порядок проведения инвентаризации имущества организации включает в себя следующие стадии: Издание приказа. Проверка и опись. Документальное оформление. Сопоставление данных. Составление заключения. Приказ. Он должен быть принят заблаговременно, чтобы организация инвентаризации имущества не стала для сотрудников и ответственных лиц неожиданностью и они смогли бы к ней подготовиться. В приказе указывается состав комиссии, ее председатель, объекты, в отношении которых будет осуществляться ревизия, ее сроки. Документ можно составить по форме, приведенной в методических указаниях. Приказ регистрируется в книге контроля.

Комиссия в качестве ее членов могут выступать административные работники, бухгалтеры, прочие специалисты, которые имеют соответствующую компетенцию и профессиональные навыки для оценки состояния обязательств и имущества предприятия. В случае отсутствия хотя бы одного из назначенных членов результаты ревизии могут быть признаны недействительными. Это особенно актуально в случаях, когда организация инвентаризации имущества направлена на выявление виновных в краже, порче материальных ценностей, проверка осуществляется при смене материально-ответственных лиц, а также при передаче заключения в суд. При большом количестве объектов проверки могут формироваться рабочие комиссии. Они находятся в подчинении председателя постоянно действующей основной группы ревизоров. В задачи рабочих комиссий входит не только проверка состояния и наличия материальных ценностей. Они вправе вносить предложения по улучшению контроля, хранения, приемки, отпуска имущества.

Сдача материалов Организация инвентаризации имущества предполагает определение остатков материальных ценностей и существующих задолженностей по документам. Для этого члены ревизионной комиссии изучают все приходно-расходные ведомости, отчеты о движении объектов и средств. Председателем визируются все документы, которые приложены к реестрам. При этом делается отметка с указанием даты инвентаризации. Это выступает в качестве основания для определения бухгалтерией остатков материальных ценностей к началу процедуры.

Проверка материальных ценностей как правило, она выполняется сплошным методом. Он предполагает пересчет абсолютно всех ценностей. Данный процесс достаточно трудоемок.

В акты и описи инвентаризации вносятся данные по фактическому наличию имущества и реально принятых на учет обязательств. За обеспечение полноты и точности внесения информации отвечает ревизионная комиссия. Каждая опись составляется как минимум в 2 экземплярах.

Ответственность Сведения бухгалтерской отчетной документации могут признаваться недостоверными, если инвентаризация была проведена не по правилам или ее результаты были задокументированы с нарушениями требований. Это обнаруживается, например, в случаях, когда предприятие решит наложить взыскание на материально-ответственного сотрудника через суд. В качестве обоснования своей позиции организации придется представить уполномоченной инстанции инвентаризационные документы. В соответствии с общим правилом инспекция ФНС не может наложить на предприятие штраф за то, что им не была осуществлена ревизия, несмотря на существующую обязанность. В законодательстве вообще не установлено никаких санкций за непроведение инвентаризационных мероприятий. Предприятия должны понимать важность и необходимость осуществления этой процедуры. Ведь именно по результатам инвентаризации формируется достоверное представление о состоянии своего имущества и существующих задолженностей.

Отражение результатов инвентаризации в бухгалтерском учете происходит в месяце, в котором закончилась инвентаризация. Результаты инвентаризации за год указываются в годовом бух отчете (п. 5.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств).

Если во время проверки выявлены излишки, то бухгалтер сформирует проводку:

Дт 08, 10, 41, 43, 50 Кт 91 — оприходованы ценности, обнаруженные при инвентаризации.

Если же обнаружена недостача, то сначала следует сделать проводку по дебету сч. 94 в корреспонденции со счетом недостающих ценностей. Если это естественная убыль, то далее следует проводка:

Дт 20, 23, 44  Кт 94 — списана стоимость ТМЦ в пределах норм естественной убыли.

Если же размер недостачи больше норм естественной убыли либо для объекта такие нормы не установлены, а виновник недостачи работает в компании, то бухгалтер делает в бухучете запись:

Дт 73 Кт 94 — недостача отнесена на матответственное лицо.

Убыток можно удерживать из зарплаты сотрудника — но не более 20% зарплаты за месяц (ст. 138 ТК РФ):

Дт 70 Кт 73 — недостача удержана из зарплаты материального лица.

Виновное лицо может самостоятельно внести деньги в кассу компании для погашения долга:

Дт 50 Кт 73 — материальное лицо внесло деньги в кассу для погашения долга.

Если же виновник недостачи не обнаружен либо суд не разрешил компании взыскивать с него деньги, делается запись:

Дт 91-2 Кт 94 — списан убыток от недостачи в связи с отсутствием виновного лица или отказе от взыскания.


.

Вопросы для самоконтроля:

    1. Что такое собственный капитал, пассивный капитал, активный капитал?

    2. Сальдо какого счета указывает на размер уставного капитала, зафиксированного в учредительных документах организации?

    3. Что такое прибыль от продажи продукции?

    4. Что такое инвентаризация?

    5. Какие стадии включает проведение инвентаризации в организации?

    6. Как отражаются результаты инвентаризации в бухгалтерском учете?


Задания для закрепления темы:

№1. Составьте план лекции.


№2. Дайте определение следующим бухгалтерским терминам: подотчетные лица, поставщик, раздел бухгалтерского баланса,  сальдировать, реквизит,  себестоимость полная,  тара, таксировка, финансовый учет.