Ситуация Успеха
Ситуация успеха — это сочетание условий, которые обеспечивают успех. Это результат продуманной, подготовленной деятельности, это то, что способен организовать педагог.
Главный смысл деятельности педагога состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся ситуацию успеха.
Алгоритм создания ситуаций успеха
Снятие страха
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться». «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения». «Сегодняшняя работа довольно легкая, мы с вами это проходили»
Авансирование успешного результата
Помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что его обучающийся обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в своих силах и возможностях.
«Я верю, у вас обязательно получится.» «Я даже не сомневаюсь в успешном результате».
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности
Помогает ребенку
избежать поражения.
Достигается путем
намека, пожелания.
«Возможно, лучше всего начать
с…»
«Выполняя работу, не забудьте
о…»
Условия, способствующие созданию ситуации успеха:
• Оптимальный темп деятельности;
• Соответствие материала по сложности;
• Учет психофизического развития обучающегося;
• Ориентация на зону «актуального» развития (опора на имеющиеся знания, учащийся может выполнить сам) и зону «ближайшего» развития (учащийся еще не может делать самостоятельно, но способен вместе со взрослым);
• Межпредметные связи;
• Индивидуальный и дифференцированный подход;
• Использование здоровье сберегающих технологий;
• Создание положительного психологического климата на занятии.
Ситуация успеха, обеспечивая реализацию образовательных задач
на мотивационном этапе является основой для формирования положительных эмоций к предстоящей деятельности
на организационном - создает условия успешного выполнения задания, делая этот процесс эмоционально и интеллектуально привлекательным для учащегося
на итоговом усиливает активное отношение к учению, обращая его в мотив новой деятельности, или корректирует сформировавшееся негативное отношение.
Система методов создания ситуации успеха на занятии
Методы дифференцированного обучения
Использование педагогом в учебно-воспитательном процессе коллективных форм обучения
Сочетание репродуктивных, проблемно – поисковых и творчески – воспроизводящих методов обучения.
Проектный метод.
Постулаты Успеха
Если после занятия у воспитанника возникли вопросы, которые он хотел бы обсудить, поспорить, значит, занятие не оставило детей равнодушными.
Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты снижают ощущение успеха. Стремитесь видеть реальные изменения, достоинства и реальные сдвиги в поведении детей, вовремя поддержать детей.
Успех педагога начинается с признания его детьми. Авторитет, личность педагога, его разнообразные интересы и достоинства являются залогом успеха его воспитанников.
Залогом успеха является благоприятный психологический климат, обстановка жизнерадостности, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов при организации деятельности воспитанников на занятии.
Педагог должен уметь удивлять детей.
Педагог должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, высказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.
Педагог должен знать личные особенности каждого ребенка и группу детей в целом.