РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
На начальном этапе упражнения выполняйте в медленном темпе, перед зеркалом.
Количество повторов каждого упражнения от 2 до 10-15 раз. Главное, чтобы упражнение выполнялось правильно.
Можно использовать механическую помощь, если у ребенка не получается какое-либо движение (шпатель, ручка чайной ложки или просто чистый палец).
Если для ребенка утомительно выполнять все упражнения подряд, можно разбить гимнастику на блоки по несколько упражнений и выполнять их в течение дня.
Зеркало можно убрать, когда ребенок научиться правильно выполнять движения.
Выполняйте комплекс гимнастики несколько раз в день.
Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "У меня тоже не получается, сейчас вместе попробуем и научимся".
Подойдите к делу творчески, чтобы ребёнок хотел с вами заниматься.
Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится.
ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!
Зачем тренировать язык?
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными.
Язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, важные при произнесении звуков.
Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эти проблемы не возникли у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше.
Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее освоить правильное звукопроизношение.
Дети пяти, шести лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
МБДОУ – д/с № 72 «Солнечный круг»
Консультация для родителей
Составила: учитель-логопед
Мячева Е.О.
Организация проведения
артикуляционной гимнастики
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
Прежде, чем приступить к выполнению упражнений, обязательно прочтите рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики!
ЧИСТИМ ЗУБКИ
• улыбнуться, открыть рот
• кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы
Ч
АШЕЧКА
• улыбнуться
• широко открыть рот
•
высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки" (т. е. слегка приподнять кончик языка)
ЗАБОРЧИК
• улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
МАЛЯР
• губы в улыбке
• приоткрыть рот
• кончиком языка погладить ("покрасить") нѐбо
ЛОШАДКА
• вытянуть губы
• приоткрыть рот
• поцокатъ "узким" языком (как цокают копытами лошадки)
СЛОНИК ПЬЁТ
• вытянув вперѐд губы трубочкой, образовать "хобот слоника"
•
"набирать водичку", слегка при этом причмокивая
ИНДЮКИ БОЛТАЮТ
• языком быстро двигать по верхней губе - "бл -бл -бл -бл..."
КАЧЕЛИ
• улыбнуться
• открыть рот
• кончик языка за верхние зубы
• кончик языка за нижние зубы
Ч
АСИКИ
• улыбнуться, открыть рот
• кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
В
КУСНОЕ ВАРЕНЬЕ
• улыбнуться
• открыть рот
• широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу
ПАРАШЮТИК
• на кончик носа положить ватку
• широким языком в форме "чашечки", прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
ЖЕЛОБОК
•
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются, по средней продольной линии языка образуется впадина.
• Язык в таком положении удерживается под счёт от 1 до 10.
•
Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.
ГАРМОШКА
• улыбнуться
•
сделать "грибочек" (т. е. присосать широкий язык к нёбу)
• не отрывая языка, открывать и закрывать рот (зубы не смыкать)
ОРЕШКИ
• рот закрыт
• кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
• на щеках образуются твердые шарики - "орешки"
ШАРИК
• надуть щеки
• сдуть щеки