СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буква и звук. Алфавит.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Буква и звук. Алфавит".

Просмотр содержимого документа
«Буква и звук. Алфавит.»

Буква и звук. Алфавит.

Цели:

- Повторить изученный в начальных классах материал по алфавиту, звукам речи и соотношению звуков и букв;

- Развивать артикуляцию учащихся, умение различать гласные и согласные звуки, умение работать с материалом учебника.

- Воспитывать патриотизм и гражданственность.


Оборудование: учебник, аудиозапись.


Ход урока

I. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!».

«Доброе утро – солнцу и птицам»,

«Доброе утро – улыбчивым лицам».

Пусть каждый становится добрым, доверчивым

И доброе утро длится до вечера!


Эпиграф к уроку: «Верьте в свои силы, и вы сможете открыть любую дверь!»


II. Проверка домашнего задания


III. Введение в тему. Целеполагание

1) Обратите внимание на картинки, которые вы видите:

Телефон; микрофон; магнитофон

- Как вы думаете, что между ними общего? Запишите названия этих предметов в столбик. Все эти слова заканчиваются на –фон. Почему?

Дело в том, что все эти предметы – это аппараты, передающие звук. В переводе с греческого «фон» - это «звук». Отсюда и появилось название раздела русского языка Фонетика.

Таким образом, фонетика – это раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Но изучение фонетики невозможно без параллельного изучения и других разделов русского языка, таких как графика, орфоэпия и орфография. Что это за разделы и чем они отличаются, нам предстоит узнать из материала учебника на стр. 14.

Первый раз учащиеся читают определения шепотом, второй раз вслух

цепочкой, третий раз учитель задает вопросы:

- что изучает орфоэпия?

- что называется графикой? (в переводе с греческого означает «пишу»). Это система знаков, с помощью которых устная речь передается на письме. Буквы – графические знаки, обозначающие звуки речи на письме. Буквы мы видим и пишем.

- что такое орфография?



2) - А сейчас закройте глаза и внимательно прислушайтесь.

(Звучат звуки дождя, раскаты грома, шум моря, пение птиц)

- Что вы услышали? (Услышали звуки)

- Совершенно верно, наша жизнь полна звуков. Большое количество звуков окружает нас. Всё это звуки природы.

- А теперь сосредоточьте свое внимание на следующих звуках.

(Звучат звуки речи из русского и английского алфавита)

- Что вы услышали на этот раз? (Звуки речи)

- А чем отличаются звуки природы от звуков речи? (Тем, что звуки речи образуют слова)

3) Чтение учебника стр 14



IV. Работа над темой урока

1) «Мозговая атака»:

- что такое звуки речи? Звуками речи называются наименьшие единицы языка, из которых состоят слова. Звуки мы слышим и произносим.

- на какие группы делятся звуки в русском языке? (гласные и согласные)

- сколько в русском языке гласных звуков? (6)

- сколько согласных звуков? (36)

- как называется гласный звук, если на него падает ударение? (ударный или в сильной позиции)

- как называется слог с ударным гласным? (ударный)

- как называется гласный слог без ударения? (безударный)

- из чего состоят слова, которые мы слышим? (из звуков)

- из чего состоят слова, которые мы пишем и читаем? (из букв)

- сколько в русском языке букв? (33)

- а сколько звуков в русском языке? (42)

- почему количество звуков и букв в русском языке не совпадает?

Буквы Е, Ё, Ю, Я - дают 2 звука в следующих случаях:

Когда эти буквы находятся в начале слова: яблоко – [й] [а] , ёлка – [й] [о]

Когда пишутся после любой гласной буквы: пиявка – [й] [а] , каюта – [й] [у], баян - [й] [а] и т.д.

Когда пишутся после Ъ и Ь знаков: деревья – [й] [а], зелье – [й] [э] , вьюга – [й] [у]



2) Упражнение 19 (письменно)

Утка; овес; ромашка; пион; клен;

Гусь; лебедь; рожь; тополь; сирень



3) После такой мозговой атаки, я думаю, нужно отдохнуть не только нашим мозгам, но и мышцам. Физразминка:

Я буду называть вам слова, а вы будете делать наклоны головы и туловища вправо, если в слове больше согласных звуков, влево, если в слове больше гласных, вперед, если гласных и согласных поровну.



Конь; лес; молоко; йод; заяц; стол; пес; лебедь; машина; мышь

Я буду называть слова, в которых будут встречаться буквы е, ё, ю, я. Когда эти буквы будут обозначать 1 звук - хлопнете над головой 1 раз и опустите руки вниз. Когда буквы будут обозначать 2 звука - хлопнете впереди 2 раза и вернётесь в исходное положение.



Еда; утюг; кресло; ёж; юла; ястреб; мясо



4) А теперь, ребята, отгадайте загадку о слове, которое состоит из 7 букв, а объединяет в себе более трёх десятков букв:

Сели на страничку 33 сестрички,

Сели рядом – не молчат,

Нам загадки говорят.

В строгом порядке построены в ряд,

Буквы – значки, как бойцы на парад.

Каждый в условленном месте стоит

И называется …алфавит.

Все они стоят красиво,

По порядку, посмотри!

Ну а ты теперь сумеешь

Повторить все 33?



  1. Исследование алфавита:

Итак, ещё раз повторим, что такое алфавит?

- как ещё иначе называется алфавит? (азбука)

- Кто создал азбуку для славян? (Кирилл и Мефодий)

- сколько в русском алфавите букв? (33)

- сколько в нем гласных букв? (10)

- сколько согласных? (21)

- какие из них не обозначают звуков? (ь; ъ)

- В каком слове 7 букв я?

- В каких словах сто согласных?



5)Изучение опорной схемы:


АЛФАВИТ - буквы, обозначающие звуки


гласные согласные

глухие звонкие


твердые мягкие


6) Я предлагаю сейчас прослушать стихотворение Я. Козловского и определить, какая особенность звуков использована в нем.

Зевнул наборщик на работе и вместо «И» поставил «О».

Поймете вы, когда прочтете, что получилось у него.

Маляр повесил кисть на гвоздь, глядит:

Пред ним не кИсть, а кОсть.

В ведре не сУрик, а сУрок,

В углу не венИк, а венОк.

(Замена лишь одного звука приводит к образованию слова с новым лексическим значением)


Парные согласные: б/п, в/ф, г/к, д/т, з/с,

Новое р, л, м, н, - сонорные

Й - всегда!!! - согласный, мягкий, непарный, звонкий, сонорный

Ё – всегда находится под ударением!!!


V. Рефлексия

- для меня было важным и интересным…

- по этому вопросу я получил конкретную информацию…

- мне было трудно (или не понравилось)…

- я надеюсь на то, что…

- хочу ещё узнать…


VI. Домашнее задание

Упражнение 25; 26