Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Осуществляемая деятельность учащихся | Формы организации взаимо-действия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежу-точный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1.Мотива-ция (самоопределение) к учебной деятельнос-ти. | Эмоциональ-ная, психологичес-кая и мотивацион-ная подготовка к усвоению изучаемого материала. | Вступительное слово учителя. - Давайте определим настрой на работу, свое настроение: 1. отличное; 2. хорошее; 3. не совсем готовы. Проверка домашнего задания. - Сегодня нам предстоит с вами интересная и непростая работа. Но для начала вспомним материал предыдущего урока. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Демонстрируют выполнение домашнего задания. | Фронталь-ная | Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникативные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретают новые знания, умения. | Листы обратной связи. |
2.Актуали-зация и пробное учебное действие. | Воспроизведение ранее изученного, установление преемствен-ных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Письменная работа. | Зрительный диктант по упражнению 456. - Объясните орфограммы, выделите корни с чередующими и безударными гласными. Взаимопроверка. | Выполняют письменные задания. | Фронталь-ная, индивиду-альная. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. | Устные ответы. Письменная работа. |
3.Выявле-ние места и причины затруднения | Ответы на вопросы, написание, чтение и комментирование диктанта. | Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся, выборочно проверяет диктанты. | Отвечают на вопросы учителя по заданию диктанта, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Групповая, индиви-дуальная. | Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению, проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. | Задают вопросы для уточнения информа-ции. |
| Физкульт-минутка | Буратино подтянулся, Раз – нагнулся, два – нагнулся, Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. | Выполняют движения в соответствии с текстом. | Фронталь-ная. | | Выполняют упражнения |
4.Целепологание и построение проекта выхода из затруднения | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Словесно-иллюстративный рассказ, эвристическая беседа по вопросам. Анализ языковых единиц. | Формулирует цель учебной деятельностью вместе с учащимися, принимающими ее на себя. - Ребята, поднимите руки те, кто любит сказки. А какие вам нравятся больше всего? Кто из вас слышал сказки о русском языке? - Именно с такой сказкой я хочу вас познакомить. В некотором царстве, в некотором государстве жили были буквы: гласные и согласные. Дружно живут согласные с гласными. Еще бы! Им без гласных никак со своей работой не справится. Вот и стараются не обижать своих певучих подружек. Но плохо гласной букве, когда перед ним окажется шипящий. - А какие шипящие согласные вам известны? - Что вы еще о них знаете? С буквами Я, Ю, Ы, Э шипящие вообще знаться не хотят. А уж как трудно с ними буквам О и Ё! То всем буквам подавай букву Ё. То такая соседка им не по душе, и они согласны стоять только рядом с О. Вот и приходится писать по-разному слова с О и Ё после шипящих. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке? - Теперь обратите внимание на экран, где нам предлагаются слова для анализа: пчёлка, шёлковый, шорты, щёчка, шоу, молодожёны, анчоус, чёлка, шёпот, шорох, крыжовник, жокей (на слайде). - Значение каких слов вам неизвестно? Пояснение незнакомых слов на слайде. - Что общего между этими словами? - Какой звук слышится после шипящих? -Почему же в словах пишутся разные буквы: и О, и Ё? Дополняет ответы, организует и сопровождает деятельность обучающихся. | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. | Фронталь-ная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников; систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач. | Задают вопросы для уточнения информа ции. Письменная работа. |
5.Творчес-кая практичес-кая деятель-ность по реализации построен-ного проекта. | Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности обучающихся. Наблюдение и анализ языковых единиц, составление связных рассказов об изученных нормах. Письменная работа. | - Давайте запишем предложенные слова в два столбика: с буквой Ё и буквой О после шипящих – и подберем к каждому однокоренное слово. - Какую особенность вы заметили? - Сформулируйте самостоятельно правило. - Давайте познакомимся с правилом из учебника и сравним их. - Ребята, с Буратино недавно произошла неприятная история. Послушайте ее и попробуйте найти в ней слова на изучаемое правило. В сад пришел на Буратино, А в саду крыжовник рос. Он услышал тихий шорох За кустом цветущих роз. Сразу стало интересно. Он накинул капюшой. Кто ж за розой? Неизвестно? Но не испугался он. Он вперед шагнул бесстрашно. Треск!.. И разорвался шов. «Мой капюшон! О, так ужасно!» И Буратино был таков. - Какие слова вам встретились в этом стихотворении? Обратите внимание на слова крыжовник, шов, шорох, капюшон (на слайде). Прочитайте в слух. Поставьте ударение в этих словах. Какая гласная пишется под ударением? Вывод: есть такие слова, в которых гласная после шипящих под ударением пишется так же, как слышится. Это гласная О. Такие слова называются словами-исключениями. Их написание нужно запомнить. Составьте с этими словами словосочетания. | Отвечают на вопросы, под руководством педагога составляют план работы над заданием, распределяют слова, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы, работают с учебником. | Фронталь-ная, индивиду-альная. | Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников. Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы. | Задают вопросы для уточнения информа-ции. Письменная работа. |
6.Первичное закрепление с комменти-рованием во внешней речи. | Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Составление связных рассказов об изученных нормах, подбор своих примеров, иллюстри-рующих природу изучаемого языкового явления, письменная работа. | - Чтобы не ошибиться в написании слов с этой орфограммой, можно воспользоваться следующим планом ответа-рассуждения (план на слайде): 1. Определить часть слова; 2. Если орфограмма в корне, то подобрать однокоренное слово с Е. 3. Можно подобрать такое слово – пишем Ё. 4. нельзя подобрать такое слово – пишем О. - Давайте поработаем с этим планом, рассуждая по плану. Слова для анализа: черный, шоссе, желтый, шоколад. - Но существует одна особенность в этом правиле: если слова с корнем –жёг-//-жог- являются существительными – пишем О, если глаголом – пишем Ё. - Посмотрите на слайд. Давайте разберемся с этим текстом, вставьте пропущенные буквы и докажите свою точку зрения: Преступник ночью дом поджёг, Но, совершив такой поджог, Он и лицо себе обжёг. Так получив большой ожог, Он был наказан за поджог. Самостоятельное выполнение разных по сложности упражнений, подобранных учителем в соответствии с уровнем подготовки класса. | Отвечают на вопросы, выполняют упражнения. | Индиви-дуальная. | Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Устные ответы. |
7. Самосто-ятельная работа с самопровер-кой по эталону. | Обобщение и систематиза-ция знаний и формирова-ние рациональных способов применения их на практике. Выполнение разноуро-вневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения. | Творческое задание. - Составьте небольшой текст (3-4 предложения), используя предложенные слова: крыжовник, пчелы, шорох, шепот, шорты, шелковый. Создает условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке. | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний. | Индиви-дуальная, групповая. | Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. | Письменная работа. |
8.Включе-ние в систему знаний и повторение. | Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание деятельности на уроке. | - Какую орфограмму мы выучили? - Выполнили ли мы работу согласно цели? Выслушивает варианты ответов учащихся. | Отвечают на вопросы. Определяют уровень приобретенных знаний. | Индиви-дуальная, групповая. | Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания на практике и в повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу, объясняют и исправляют свои ошибки. | Оценивание работы обучаю-щихся на уроке. |
9.Домашнее задание | | - Запишите на дом упр. 459, § 86. | Записывают домашнее задание. | | | |
10.Реф-лексия учебной деятель-ности на уроке. | Заключитель-ная беседа по вопросам. | Карточки с вопросами. 1.Какие трудности у вас появились в процессе работы? 2.Как вы их преодолевали? 3.Понравилось ли вам на уроке? 4.Какое настроение у вас сейчас? | Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений. | Индиви-дуальная. | Познавательные: приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания. | Листы обратной связи. |
Подпись:___________________ Дата: 22.02.2018 год.