«Буряад арадай ёhо заншал» гэhэн туршалгын элективнэ курсын программа
Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Традиции и обычаи бурятского народа» составлена на основе:
федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) ГБОУ «Республиканский бурятский национальный лицей-интернат №1».
Принцип построения и система преподавания способствует активному приобретению детьми культурного богатства бурятского народа. Без знания корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека. Содержание, принцип построения и система преподавания способствуют активному приобретению детьми культурного богатства бурятского народа. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней и традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Приобщение к ценностям народной культуры должно начинаться с колыбели и красной нитью пронизывать все слои образования.
В настоящее время в детско-юношеской среде происходит постепенное размывание духовно-нравственных ценностей, на смену которым приходит культ силы, богатства, получения удовольствия любыми средствами. Причины многих бед, настроений в жизни детей и подростков заключается в незнании ими смысла жизни, в неумении отделить хорошее от плохого, в неумении определить нравственные ценности жизни. Сейчас, когда современная цивилизация постоянно разрушает многие культурно-нравственные ценности нашего народа, знание бурятских традиций дает возможность подрастающему поколению по-новому взглянуть не только на историческое прошлое своих предков, но и очиститься от всего фальшивого.
Данная программа призвана обогатить знания, расширить кругозор воспитанников в области исторического прошлого бурятского народа, воспитать их на примерах мудрости нашего народа, а также развить интеллектуальные способности обучаемых, чувство коллективизма.
Цель: формирование национального самосознания и развитие духовно-нравственных ценностей на основе изучения народных праздников, обрядов и традиций бурятского народа.
Задачи:
- способствовать развитию личной культуры как основы любви к Родине;
- способствовать развитию интереса к прикладному творчеству, фольклорному искусству, основанному на народных традициях;
- расширить словарный запас учащихся;
- помочь в определении выбора дальнейшего направления своей деятельности.
Обучение проводится в двух направлениях:
усвоение теоретических знаний – раскрытие темы происходит через беседы, лекции, экскурсии;
формирование практических навыков – участие в мероприятиях национально-регионального компонента (доклады, выступления и т.д.).
Результаты обучения и усвоения содержания:
- учащиеся приобретут знания по бурятской народной культуре;
- повысят профессиональное самоопределение;
- сформируются качества бурятского народа: трудолюбие, честность, смекалку и коллективизм;
- повысят интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем;
- расширят знания об истории и традициях своего народа, формируют чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
- помогут овладению навыками исследовательской и проектной деятельности.
Количество учебных часов:
Программа элективного курса «Традиции и обычаи бурятского народа» ориентирована на учащихся 10 класса. Программа рассчитана на 34 учебных часа из расчета один час в неделю.
Формы и средства контроля:
Текущий контроль осуществляется в форме устных ответов учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос) и практических работ (доклады, рефераты); выполнение тестовых заданий.
Итоговый контроль – зачет.
Тематический план
(1 час в неделю, всего 34 часа)
Оролто хэшээл. «Түрэл хэлэн- түшэг хэлэмнай». «Буряад хэлэн-манай баялиг»
Түрэлхи хэлэнэй хүгжэлтэдэ үзүүлдэг нүлөө, ажабайдалда дүүргэдэг үүргэ, уран hайханайнь шэнжэ шанар тухай…
Манай түрэhэн дайда-Буряад орон
Хүн боложо, хүлөө шоройдоhон газарhаа үнэтэй юумэн энэ дэлхэй дээрэ үгы гэhэн ойлгосо үргэдхэлгэ.
Һайхан минии Буряад
Дэлхэйн шэмэг, гайхал боложо мүндэлhэн Байгал далайн оёоргүй гүнзэгы, тунгалаг hайхан уhан, тойроод байhан байгаали тухай…
Оршон тойронхи байгаали. Байгаали, сагай уларилые шэнжэлэлгэ. «Улаан ном»
Байгаалидаа гамтайгаар хандажа, арьбадхажа ябаха тухай…
Арадай аман зохёолой абдарhаа… «Балжан хатан тухай домог», «Бабжа Барас тухай домог»
Домогууд соо алдаршаhан хүнүүд тухай.
Тус домогуудта адлирхуу удхатай домогуудтай танилсуулга.
«Гэсэр» - түб Азиин арадуудай эрдэни зэндэмэни
«Гэсэр» - элитэ ехэ эпос.
Эпосэй байгуулга, хэлэн, уран арганууд, лирическэ зүйлнүүдтэнь анхаралаа хандуулха. Үльгэрэй гол удха элирүүлхэ.
«Монголой нюуса тобшо» - бүхы монгол угсаатанай хэлэнэй ниитэ дурасхаалта памятник
750 жэлэй саана мүндэлhэн, монгол угсаатанай гайхамшаг дурасхаал «Нюуса тобшо» шудалхадаа, угайнгаа баялиг ойлгохо, үндэhэн хэлэ, соёл шэнжэлхэ.
Эрдэни Хайбзан Галшиев «Бэлигэй толи» - хубисхалай урдахи буряад литературын дурасхаалта бэшэг (памятник)
Тон гүнзэгы удхатай hургаал заабаринууд.
Буряад зоной ажабайдалтай нягта холбоое, тэрэнэй онсо маягые харуулха.
Буряад арадай суута хүнүүд. Доржо Банзаров - Буряадай түрүүшын эрдэмтэдэй нэгэн
Доржо Банзаровай бага наhан, эдир наhан, Казанска гимнази дүүргэhэн тухай, эрдэмтын научна бүтээлнүүд тухайнь…
Агваан Доржиев - цанид хамба…
Агваан Доржиевай буряад арадтаа хэhэн үйлэ хэрэгүүд болон научна хүдэлмэринүүд тухайнь…
Пётр Бадмаев - зүүн зүгые шэнжэлэгшэ, түбэд аргаар эмшэлэгшэ
Пётр Бадмаевай Петербургска университедтэ хүдэлhэн тухайнь, зүүн зүгые шэнжэлхэ талаар ехэ үүргэ дүүргэhэн тухай…
Гомбожаб Цыбиков зүүн зүгые шэнжэлэгшэ, аяншалагша, профессор
Гомбожаб Цыбиковэй Ородой географическа бүлгэмэй туhаламжаар Түбэд гараhан тухай…
Базар Барадин - уран зохёолшо, аяншалагша, эрдэмтэн
Базар Барадинай Ородой академиин даабаряар буряад арадай аман зохёол, этнографиин зүйлнүүдые суглуулhан тухай.
Түүхын баримтанууд дээрэ үндэhэлжэ, бэшэhэн зохёолнуудайнь удха харалга.
Цыбен Жамсарано - эрдэмтэн- шэнжэлэгшэ
Цыбен Жамсарано эрдэмтэн-шэнжэлэгшэ, арадай аман зохёол суглуулагша гэhэн ойлгосо үргэдхэлгэ.
Элбэг-Доржо Ринчино – эрдэмтэн, ниитэ политическэ ажаябуулагша
Монгол орониие шэнжэлхэдэ хабаадалсаhан тухайнь. «Монголой үнэн» газетын алхам хэлгэдэ Ринчиногой туhа, үүргэ тухай.
Хэблэгдэhэн зохёолнууд тухайнь.
Жэл соо үзэhэнөө бүридхэлгэ
Жэл соо үзэhэнөө бүридхэлгэ.
Жэлэй дүн гаргалга.
№ | Программна материал | часууд |
1 | Оролто хэшээл. Түрэл хэлэн - түшэг хэлэмнай. Буряад хэлэн-манай баялиг | 1 саг |
2 | Манай түрэhэн дайда - Буряад орон | 1 саг |
3 | Һайхан минии Буряад | 1саг |
4 | Оршон тойронхи байгаали. Байгаали, сагай уларилые шэнжэлэлгэ. «Улаан ном» | 1 саг |
5-6 | Арадай аман зохёолой абдарhаа… «Балжан хатан тухай домог», «Бабжа Барас тухай домог» | 2 саг |
7-12 | «Гэсэр» - түб Азиин арадуудай эрдэни зэндэмэни | 6 саг |
13-16 | «Монголой нюуса тобшо» - бүхы монгол угсаатанай хэлэнэй ниитэ дурасхаалта памятник | 4 саг |
17-20 | Эрдэни Хайбзан Галшиев «Бэлигэй толи» - хубисхалай урдахи буряад литературын дурасхаалта бэшэг (памятник). | 4 саг |
21-22 | Буряад арадай суута хүнүүд. Доржо Банзаров - Буряадай түрүүшын эрдэмтэдэй нэгэн. | 2 саг |
23-24 | Агваан Доржиев-цанид хамба… | 2 саг |
25-26 | Пётр Бадмаев-зүүн зүгые шэнжэлэгшэ, түбэд аргаар эмшэлэгшэ. | 2 саг |
27-28 | Гомбожаб Цыбиков - зүүн зүгые шэнжэлэгшэ, аяншалагша, профессор | 2 саг |
29-30 | Базар Барадин - уран зохёолшо, аяншалагша, эрдэмтэн | 2 саг |
31-32 | Цыбен Жамсарано – эрдэмтэн, шэнжэлэгшэ | 2 саг |
33-34 | Жэл соо үзэһэнѳѳ бүридхэлгэ. Хэшээл- зачёт. | 2 саг |
Хэрэглэгдэhэн литература:
Бахлаев С. Гэсэрэй замаар, Шэнэ сагай үльгэр. Нарhата., 1994 он.
Буряад арадай түүхэ домогууд, Улаан-Үдэ, 1990 он.
Буряад хэлэнэй сахим hураха ном, Улаан-Yдэ, 2006 он.
Выдающиеся бурятские деятели 18 нач. 20 в.в., Улан-Удэ, 1966 г.
Галшиев Э-Х. Бэлигэй толи, Улаан-Үдэ, 1993 он.
Дамдинов Н. Г. Шүлэгүүд, поэмэнүүд, Улаан- Үдэ. 1982 он.
Неизвестные страницы истории Бурятии, Улан-Удэ, 1991 г.
Улзытуев Д. Ая гангын орон, Улаан- Үдэ, 1982 он.
Цыденжапов Ш-Н. Мүнхэ тэнгэриин заяагаар, Улаан-Үдэ, 1992 он.
Чойбонов М. Сэнхир хадаг, Улаан-Үдэ, 1991 он.