Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков
Тип урока: комбинированный
Цели: сформировать представление учащихся о выражении в музыке образа морской стихии на примере темы «Чарующие картины моря» из оперы - былины «Садко».
Задачи:
Предметные: продолжить изучение былинного творчества русского народа на примере темы «Океан – море синее» из оперы - былины «Садко».
Метапредметные:
познавательные: развитие умения на основе анализа объектов делать выводы;
регулятивные: развитие умения передавать характер музыки через движения рук
коммуникативные: развитие умения слушать и слышать других.
Личностные: формирование желания выполнять учебные действия через мотивацию; развитие эстетических чувств.
Оборудование: художественный ряд из картин И.К. Айвазовского; портрет Н.А. Римского-Корсакова; презентация «Океан – море синее»; аудиозапись муз.отрывков из оперы – былины Римского Корсакова «Садко»; запись песен о море; видеозапись о содержании былины о Садко.
Ход урока:
Муз. приветствие
Словесный, наглядный
Актуализация знаний; постановка темы урока
- Ребята, просмотрите художественный ряд. Что изобразил художник на этих картинах?
- Какое море вы увидели?
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?
А нарисовал эти картины великий русский художник Айвазовский (слайд 1).
У него есть еще несколько картин с изображением моря (слайды 2, 3, 4, 5).
Посмотрите, везде море разное.
Так что же мы должны сегодня узнать?
- Сегодня мы познакомимся с «музыкой моря» знаменитого русского композитора Н.А. Римского – Корсакова.
(слайд 6).
Николай Андреевич был еще и морским офицером, часто бывал в море. Он сочинил оперу «Садко».
- что такое опера?
- У Римского-Корсакова 15 опер. Среди них: «Снегурочка», «Кощей Бессмертный», «Сказка о Царе Салтане…», «Золотой петушок» и др.
- На какие сюжеты написаны эти оперы?
- Поэтому Р-К называют – композитором – сказочником.
- (Слайд 7)
Опера «Садко» - не просто опера, а опера – былина.
- что такое былина?
- каких вы знаете былинных героев?
- Опера «Садко» написана по былине о новгородском певце-гусляре Садко.
Былина – от слова быль, было когда-то.
- Кто может кратко рассказать былину о Садко? (видео о содержании былины).
Кем еще он был?
Садко - мореплаватель, путешественник, купец.
Открытие новых знаний
(Слайд 8) –
Р-К сначала сочинил небольшую симфоническую картину «Океан-море синее», которая потом стала основной темой оперы и вступлением к ней.
- Как вы думаете, как музыка рисует картины моря?
С помощью чего?
- Давайте вспомним, что помогает композитору передать его замысел в музыке?
(ответы детей)
(Слайд 9)
- Какая музыка вырастет из этой интонации?
Слушание:
- Попытайтесь представить море в этой музыке. Как оно изменяется, как мы это слышим?
(Учитель даёт прослушать классу ½ часть вступления к опере)
- как море изменяется в музыке?
- как мы это слышим в музыке?
Физкульт. минутка
Дети выполняют.
Закрепление знаний
- Ребята, давайте мы ещё раз прослушаем фрагмент из вступления к опере Римского – Корсакова «Садко».
Но перед нами будет стоять задача: показывать изменение динамики и темпа музыки движениями рук.
Если море будет спокойное, то как будем показывать рукой? (показывает) –
Если море будет бурное, то как мы покажем?
(Идёт повторное прослушивание отрывка, учащиеся выполняют задания.)
- Молодцы. Вы справились с заданием.
Дети слушают, показывают (пластическое интонирование)
- дети выполняют задание.
Распевание
- Сегодня мы познакомимся с новой песней.
Но сначала подготовим голос к пению
(упражнение «Перебегали берега»).
Знакомство и разучивание песни.
слушание
- Слышали ли вы раньше мотив этой песни?
- О чем в ней поется ?
- Какая музыка по характеру?
Разбор текста
Рефлексия
Итак, ребята, сегодня копилка ваших музыкальных знаний пополнилась.
Вы познакомились с оперой – былиной «Садко» Римского–Корсакова. (Слайд 10).
Давайте проверим свои знания.
Слайды 11 – 15.
Итак, ответим на главный вопрос: Может ли музыка рисовать картины моря?
- что вам запомнилось на уроке?
Выполняют проверочные задания (вопросы на слайдах).
Домашнее задание
Слайд 17
Р-К с помощью музыкальных красок нарисовал море. А вы дома с помощью красок, карандашей и фломастеров нарисуйте то море, которое вам больше всего запомнилось.
Слайд 18 - спасибо за урок.
До свидания!