Тема: Час занимательного русского языка.
Цели: проверить знания учащихся по русскому языку, прививать интерес к русскому языку;
воспитывать умение работать в коллективе, ответственность за порученное дело;
Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, проектор, слайдовая презентация.
Ход игры
1.Вступительное слово учителя
Добрый день дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения декады русского языка мы с вами собрались на « Час занимательного русского языка». (Слайд 1.)
-Наше жюри будет следить за ходом турнира. (Представление жюри).
За каждый правильный ответ вы будете получать 5 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начнём!
1тур. Представление команд. Приветствие.
2тур. «Разминка».
1.Прочитайте стихотворение А.Яшина. За что поэт любит свой родной язык? (Слайд 2)
Русский язык.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он- язык луны и планет,
Наших спутников и ракет,
На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
(Слайд 3)
А.И.Куприн нашел такие слова для описания человеческого языка:
Вот скрипнула калитка…. Вот прозвучали шаги под окнами… Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнем разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты, и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха… И его мысли станут моими.
- Какая наука изучает язык? Из каких разделов она состоит?
3. Чтобы правильно произнести эти стихи, надо верно вставить пропущенные слова. Попробуйте сделать это. (Слайд 4)
На бахче у нас растет,
Как разрежешь – сок течет,
Свеж и сладок он на вкус,
Называется …(арбуз).
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека,
Специальный …(каталог)
4.Вопрос- ответ.
1.В каком слове сорок а? (сорока)
2.В каких словах по сто согласных? (стол, стог, стоп)
3.Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число? (Сделать мягким конечный гласный)
4.Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (Сделать «к» звонким)
5.Почему любопытный слоненок из сказки Р.Киплинга (в русском переводе) , когда крокодил схватил его за нос, закричал: - Пустите бедя, бде очень больно!
6.Как можно превратить слово семя в слово семья?
5. Прочитайте басню. Попробуйте разрешить спор знаков. Нужны ли они и где должны стоять? (Слайд5)
- Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил
Твердый знак. –
Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
-Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Мягкий Твердому на это отвечал.-
Ты тверд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора , как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять…
- Друзья! Ваш разговор – никчемные слова,-
Услыша этот спор, сказала буква А, -
Вы оба хороши, достойны оба чести, Когда стоите в нужном месте.
6. Вопрос- ответ.
1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота.)
2. Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Анна, Алла.)
3. В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)
4. Какое правило зашифровано в стихотворной строчке?
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной.
5. Чем кончаются день и ночь? (ь)
6. Что стоит посередине земли? (м)
7. Чем кончается лето и начинается осень? (о)
8.Какой город летает? (Орел.)
9. Какая земля никогда не стареет? (Новая Земля.)
10.Какое государство можно носить на голове? (Панама.)
7. Загадки-складки. (Слайд 6-8)
Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда,
Двойное р содержит он,
А называется …(перрон).
Загадка эта нелегка:
Пишусь всегда через два к.
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я …(хоккей).
На большие расстоянья
Мчится он без опозданья,
Пишется в конце две с,
Называется…(экспресс).
(Слайд 9 -12)
1. простое слово промежуток:
В театре несколько минуток,
Пока начнется новый акт,
Мы называем все …(антракт);
На время что-то прекратив,
Мы объявляем …(перерыв);
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим …(передышку);
После урока непременно
Нужна ребятам …(перемена).
2.Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой,
И в бутылке лимонада
А зовут меня…(прохлада).
3.Не бываю без начала,
Близкий родственник причала,
Делу всякому венец,
Называюсь я ...(конец).
4.Я антоним шума, стука,
Без меня вам ночью мука,
Я для отдыха, для сна,
Да и в школе я нужна.
Называюсь…(тишина.).
8.Загадки.
Я от солнца, от огня,
Яркий луч несет меня,
Но бывает смысл иной:
Весь огромный шар земной. (Свет.)
Я – все то, что есть на свете,
Все народы на планете,
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины. (Мир.)
В тетради я бываю
Косая и прямая;
В другом своем значении
Я планка для черчения,
И ,наконец, порою
В шеренгу вас построю. (Линейка)
9. Итоги мероприятия. Слово жюри. Награждение команд.