СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час занимательного русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Час занимательного русского языка»

Тема: Час занимательного русского языка.

  1. Цели: проверить знания учащихся по русскому языку, прививать интерес к русскому языку;

воспитывать умение работать в коллективе, ответственность за порученное дело;

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, проектор, слайдовая презентация.

Ход игры

1.Вступительное слово учителя

Добрый день дорогие ребята! Сегодня в рамках проведения декады русского языка мы с вами собрались на « Час занимательного русского языка». (Слайд 1.)

-Наше жюри будет следить за ходом турнира. (Представление жюри).

За каждый правильный ответ вы будете получать 5 баллов. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, является победителем и знатоком русского языка. Итак, начнём!

1тур. Представление команд. Приветствие.

2тур. «Разминка».


1.Прочитайте стихотворение А.Яшина. За что поэт любит свой родной язык? (Слайд 2)

Русский язык.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он- язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

(Слайд 3)

  1. А.И.Куприн нашел такие слова для описания человеческого языка:

Вот скрипнула калитка…. Вот прозвучали шаги под окнами… Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнем разговаривать. Гость, издавая звуки разной высоты, и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха… И его мысли станут моими.

- Какая наука изучает язык? Из каких разделов она состоит?

3. Чтобы правильно произнести эти стихи, надо верно вставить пропущенные слова. Попробуйте сделать это. (Слайд 4)

На бахче у нас растет,

Как разрежешь – сок течет,

Свеж и сладок он на вкус,

Называется …(арбуз).


Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог, В ней бывает картотека,

Специальный …(каталог)

4.Вопрос- ответ.

1.В каком слове сорок а? (сорока)

2.В каких словах по сто согласных? (стол, стог, стоп)

3.Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол – в топливо, шест – в число? (Сделать мягким конечный гласный)

4.Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (Сделать «к» звонким)

5.Почему любопытный слоненок из сказки Р.Киплинга (в русском переводе) , когда крокодил схватил его за нос, закричал: - Пустите бедя, бде очень больно!

6.Как можно превратить слово семя в слово семья?

5. Прочитайте басню. Попробуйте разрешить спор знаков. Нужны ли они и где должны стоять? (Слайд5)


- Не чересчур ли ты добряк? –

Так знаку мягкому промолвил

Твердый знак. –

Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

-Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –

Знак Мягкий Твердому на это отвечал.-

Ты тверд и груб,

Как суковатый дуб.

Давным-давно пора , как букву Ять,

Тебя из азбуки изъять…

- Друзья! Ваш разговор – никчемные слова,-

Услыша этот спор, сказала буква А, -

Вы оба хороши, достойны оба чести, Когда стоите в нужном месте.

6. Вопрос- ответ.

1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота.)

2. Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Анна, Алла.)

3. В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)


4. Какое правило зашифровано в стихотворной строчке?

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной.

5. Чем кончаются день и ночь? (ь)

6. Что стоит посередине земли? (м)

7. Чем кончается лето и начинается осень? (о)

8.Какой город летает? (Орел.)

9. Какая земля никогда не стареет? (Новая Земля.)

10.Какое государство можно носить на голове? (Панама.)


7. Загадки-складки. (Слайд 6-8)

Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда,

Двойное р содержит он,

А называется …(перрон).


Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два к.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я …(хоккей).


На большие расстоянья

Мчится он без опозданья,

Пишется в конце две с,

Называется…(экспресс).

(Слайд 9 -12)

1. простое слово промежуток:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт,

Мы называем все …(антракт);

На время что-то прекратив,

Мы объявляем …(перерыв);

В борьбе, в труде устали слишком –

Дают уставшим …(передышку);

После урока непременно

Нужна ребятам …(перемена).

2.Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада

А зовут меня…(прохлада).

3.Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я ...(конец).

4.Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь…(тишина.).

8.Загадки.

Я от солнца, от огня,

Яркий луч несет меня,

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной. (Свет.)


Я – все то, что есть на свете,

Все народы на планете,

Мой омоним – враг войны,

Друг труда и тишины. (Мир.)


В тетради я бываю

Косая и прямая;

В другом своем значении

Я планка для черчения,

И ,наконец, порою

В шеренгу вас построю. (Линейка)

9. Итоги мероприятия. Слово жюри. Награждение команд.