СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Час занимательного русского языка

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для данного мероприятия был взят из журнала "Русский язык в школе"  в разделе "Внеклассная работа"

Просмотр содержимого документа
«Час занимательного русского языка»

ЧАС ЗАНИМАТЕЛЬНОГО РУССКОГО ЯЗЫКА

  1. Прочитайте стихотворение А. Яшина.

За что поэт любит свой родной язык?



Русский язык.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он — язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете

За круглым столом

Разговаривайте на нем:

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.



  1. А. И. Куприн нашел такие слова для описания человеческого языка:


Вот скрипнула калитка... Вот прозвучали шаги под окнами... Я слышу, как он открывает дверь. Сейчас он войдет, и между нами произойдет самая обыкновенная и самая непонятная вещь в мире: мы начнем разговари­вать. Гость, издавая звуки разной высоты и силы, будет выражать свои мысли, а я буду слушать эти звуковые колебания воздуха... И его мысли станут моими...

Какая наука изучает язык? Из каких разделов она состоит?


  1. Чтобы правильно произнести эти стихи, надо верно вставить пропущенные слова. Попробуйте сделать это.

На бахче у нас растет.

Как разрежешь — сок течет,

Свеж и сладок он на вкус,

Называется ... (арбуз).

Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный ... (каталог).

  1. В каком слове сорок а? (Сорока.)

  2. В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, стоп.)

  3. Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол — в топливо, шест — в число? (Сделать мягким конечный согласный.)

  4. Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека? (Сделать к звонким.)

  5. Почему любопытный слоненок из сказки Р. Киплинга (в русском переводе), когда крокодил схватил его за нос, закричал: — Пустите бедя, бде очень больдо!

  6. Как можно превратить слово семя в слово семья?

  7. Прочитайте басню. Попробуйте разрешить спор знаков. Нужны ли они и где должны стоять?

  • Не чересчур ли ты добряк? —

Так знаку Мягкому промолвил

Твердый знак.—

Слова и буквы ты всегда смягчить

стремишься.

Нет, в алфавит ты не годишься!

  • Кто б говорил, но ты б уж помолчал! —

  • Знак Мягкий Твердому на это отвечал.—

Ты тверд и груб,

Как суковатый дуб.

Давным-давно пора, как букву Ять,

Тебя из азбуки изъять...

  • Друзья! Ваш разговор —

никчемные слова,—

Услыша этот спор, сказала буква А,

- Вы оба хороши, достойны оба чести,

Когда стоите в нужном месте.

  1. В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота.)

  2. Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Анна, Алла.)

  3. Какое правило зашифровано в стихотворной строчке?

Ударение над гласной Может сделать букву ясной.

  1. Вопросы-шутки.

  1. Чем кончается день и ночь? (ь)

  2. Что стоит посередине земли? (м)

  3. Чем кончается лето и начинается осень? (о)

  1. Загадки-складки.

Он на вокзале есть всегда,

К нему приходят поезда,

Двойное р содержит он,

А называется ... (перрон).

Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через два к.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я... (хоккей).

На большие расстояния Мчится он без опоздания,

Пишется в конце два с,

Называется ... (экспресс).

  1. В каком глаголе нет слышится сто раз? (Стонет.)

  2. Загадки-складки.

  1. Простое слово промежуток:

В театре несколько минуток,

Пока начнется новый акт,

Мы называем все... (антракт);

На время что-то прекратив,

Мы объявляем ... (перерыв);

В борьбе, в труде устали слишком —

Дают уставшим ... (передышку);

После урока непременно

Нужна ребятам ... (перемена).

  1. Я антоним к слову зной,

Я в реке, в тени густой,

И в бутылке лимонада

А зовут меня ... (прохлада).

  1. Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я ... (конец).

  1. Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука,

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна.

Называюсь ... (тишина).

  1. Загадки.

  1. Я от солнца, от огня,

Яркий луч несет меня,

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной. (Свет.)

  1. Я — все то, что есть на свете,

Все народы на планете,

Мой омоним — враг войны,

Друг труда и тишины. (Мир.)

3) В тетради я бываю Косая и прямая;

В другом своем значении Я — планка для черчения,

И, наконец, порою В шеренгу вас построю. (Линейка.)

19. Загадки-шутки.

  1. Какой город летает? {Орел.)

  2. Какая земля никогда не старится? (Новая Земля.)

  3. Какое государство можно носить на голове? (Панама.)



(Из журнала «Русский язык в школе» № 3, 1998 г.)