Открытый урок–путешествие по русскому языку по теме "Части речи. Обобщение знаний.
Цели: Обобщить и систематизировать грамматический материал по теме, повторить изученные ранее орфограммы.
-Развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание.
- Сплачивать детский коллектив, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса.
Предварительная работа: стихотворения про части речи (для итога урока).
Ход урока
Орг. момент. Сообщение темы и цели урока.
Психологический настрой
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
А теперь все повернитесь,
И друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям
И садитесь по местам.
(Запись числа, классной работы)
Сегодня у нас с вами не просто урок русского языка, а урок – путешествие.
Ребята, а кто может подсказать, что нужно для увлекательного путешествия?
А для нашего путешествия на уроке русского языка, как вы думаете, что необходимо?
Чтобы узнать, куда мы отправимся, вам необходимо соотнести цифру с номером буквы в алфавите.
- Посмотрите на карту. Мы с вами находимся в СТРАНЕ ЧАСТЕЙ РЕЧИ, где живут ….
Как вы думаете чему мы будем учиться на уроке?
Какая тема урока? Какая цель?
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве далеко-далеко была страна Частей речи.
Дворец Существительного был самым главным и богатым в этой стране. У него во дворце жила большая семья с многочисленными слугами, хранилось много золота и драгоценностей в бесчисленных сундуках.
Однажды в эту страну налетел ветер и всё перепутал.
Чтобы навести порядок, нужно исправить ошибки в словах.
Ласточьки, вада, дериво, ёш, динёк, шына, листя.
А что такое имя существительное?
Как изменяются имена существительные? (по числам)
Несмотря на то что Существительное был сказочно богат он был несчастен, потому что не мог даже сказать какой у него дворец, какими свойствами обладают его богатства. И король Существительное не раз думал: раз есть богатства, значит всё это можно описать, сосчитать, расставить по местам… И он вспомнил, как ему в детстве рассказали сказку о волшебниках, которые всегда всем помогают. И вот решил он искать этих волшебников. Как и в любой сказке, ему очень повезло. Недалеко от его дворца был маленький, но очень красивый замок Прилагательного, который и рассказал Существительному, что люди бывают умные, красивые, высокие, стройные, сильные, ловкие… Показал красивые цветы, чудесные моря и океаны, восхитительную роскошь дворцов и многое другое, что связано с Прилагательным.
На пороге входа в замок имени прилагательного стояли стражники, которые стали задавать вопросы:
Продолжите предложение имя прилагательное это – (самост часть речи)
В предложении имена прилагательные связаны – (с сущ)
Имена прилагательные в единственном числе изменяются – (по родам)
Имена прилагательные делают нашу речь -
А чтобы доказать что мы пришли с миром нам придётся выполнить задание.
Выпишите из текста словосочетание: имена прилагательные и существительное, укажите род, число.
Стоит жаркий день. Задремал сосновый лес. Солнечные лучи залили всю окрестность. Густая трава затянула лесное озеро. Прохладная вода манит к себе. Белая кувшинка тихо качается на воде. слайд
Поменялись тетрадями и проверили друг друга слайд
С этого замка Существительное ушёл радостный и весёлый, но решил не возвращаться в свой дворец, а продолжить свой путь по стране Частей речи.
Шёл он шёл и дошёл до замка Глагола. Этот замок был самым строгим и грозным в стране Частей речи. Глагол всегда узнавал от слуг, что сделали в государстве, что делают и даже, что думают сделать.
Что мы знаем о глаголе?
В этой стране нам тоже предстоит выполнить задание. С 116 упр. 2.
Глагол научил Существительное читать, писать, танцевать, играть, вести хозяйство и посоветовал посетить соседний замок Местоимения. У них были странные имена: Я, Ты, Он, Она, Мы, Вы, Они. Они были недоверчивы, всегда прятали свои настоящие имена. Они никому не доверяли и научили этому и Существительное: сундук – он, золото – оно, семья – она.
Продолжите предложения:
Местоимения – это слова, которые не называют людей, животных или предметы, а только …. (указывают на них).
Я знаю такие личные местоимения:
1 го лица (я, мы)
2 го лица (ты, вы)
3 го лица (он, она, оно, они). слайд
Прочитайте предложение. Выпишите местоимение и разберите как часть речи. (один учен у доски)
Аист жил у нас на крыше,
А в подполье жили мыши. слайд
(У) нас – н.ф. мы, мест., личное, 1 – е лицо, мн. ч.
И вот наконец Существительное добрался до своего замка. Он был очень усталый, но довольный – теперь он знал о своём дворце ВСЁ.
Вот такая есть сказка о Частях речи и, надеюсь, она тебя тоже многому научила и была при этом интересной.
4