Классный час
Тема: «Честность и совесть рядом живут»
Цели и задачи классного часа:
- воспитывать этические качества личности учащихся
- способствовать осознанию детьми такой важной нравственной категории, как честность, верность слову и обещаниям.
Ход классного часа.
Информация для размышления
Обсуждение рассказа о честности
Учитель: Честный человек не обманывает никого. Каждый человек должен быть правдивым, ибо честный человек достоин самого глубокого уважения.
Затем учитель читает рассказ:
«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Саша учился хорошо, а Миша немного хуже, особенно по математике. У Миши долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать её. И вот в это время по математике должна быть контрольная. Учитель вошёл в класс, записал задание на доске, дети начали работать. Саша быстро справился с работой, и, видя, что Миша не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Миша, увидев шпаргалку, быстро поднял её прочитал- вся задача была решена…»
Учитель: Выскажите своё мнение по поводу того, что же произойдёт дальше. Выслушав мнение ребят, продолжить чтение.
«…Долгое время Миша не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал работу и сдал тетрадь. Целый день у Миша было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учитель стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу, особенно она была довольна Мишей: «Ты очень меня порадовал, Миша», - сказала учитель и отдала ему тетрадь. Миша взял тетрадь, но посмотреть в глаза учителю не смог, стыдно было ему. А за соседней партой тихо всхлипывала девочка Юля, она получила за контрольную работу «2». Урок уже почти закончился, Миша вдруг встал, подошёл к учителю и сказал: «Ирина Михайловна, поставьте мне «2», пятерка- это не моя оценка, я работу списал». Учительница посмотрела добрыми, ласковыми глазами и сказала:» За правду спасибо, Миша, это очень хорошо, что ты понял всё». Она исправила оценку на «2», а Миша нёс тетрадь так, будто он получил «5», а не «2».
Учитель предлагает учащимся вопросы:
1. Как вы оцениваете поступок Миша?
2. Почему Миша решился на нечестный поступок? оправдать его поступок
3. Можно ли болезнью матери?
4. Как вы оцениваете признание в своей ошибке?
5. Всякий ли школьник может поступить так, как Миша?
6. Почему? (Ответы учеников)
(Чтение и обсуждение рассказа Е. Мари «Ложка», рассказа об А. Гайдаре и его вере в слово «Арбузы и волки»)
Обсуждение пословиц о честности и долге:
Учитель предлагает учащимся несколько пословиц:
- Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.
- Нет большего позора, как не выполнить уговор.
Учитель: Объясните, что означают эти пословицы? (Ответы детей)
-Приведите пословицы о честности и долге.
Подведение итогов классного часа
Классный руководитель делает вывод, что человек в любых жизненных ситуациях должен быть честен, всегда отвечать за данное честное слово. Ложь всегда, рано или поздно, будет обнаружена окружающими людьми. Честный человек, «человек слова» чаще всего бывает уважаемым в обществе.