СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чередующиеся гласные в корне

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

1) создать условия для повторения правил и формирования навыка правильной постановки букв А или О, Е или И в корнях с чередованием

2) формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля;

3) закрепить навык работы с тестовыми заданиями к  ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Чередующиеся гласные в корне»



Русский язык

10 класс

Тема: Безударные гласные и чередующиеся гласные в корне слова.

Цели урока:

1) создать условия для повторения правил и формирования навыка правильной постановки букв А или О, Е или И в корнях с чередованием

2) формировать у каждого ученика навыки самообучения и самоконтроля;

3) закрепить навык работы с тестовыми заданиями к ЕГЭ.

Задачи: 1) уметь устно объяснять орфограммы в корнях слов;

2) развивать умение видеть и находить в художественном тексте слова с изученной орфограммой;

3) подготовить учащихся к ЕГЭ

Тип урока: урок практического применения ЗУН

Вид урока: урок-практикум

Технология: личностно-ориентированная с использованием ИКТ

Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, мультимедийные материалы, дидактические материалы «Подготовка к ЕГЭ», рабочая тетрадь для подготовки к ЕГЭ.

















Ход урока.

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости. Сегодня на уроке мы продолжим постигать законы русского языка и применять его на практике. В правописании существует свой порядок и дисциплина. Например, когда имеешь дело с корнями, самое трудное – это правильно написать безударную гласную.

Но есть и такие корни, которые в одних словах пишутся, например, с О, а в других- с А. Происходит так называемое чередование гласных в корне. Что происходит со звуком? Редуцируется (уменьшение, ослабление чего- нибудь). Прежде, чем мы приступим к повторению и углублению этой темы, как обычно, в начале урока давайте сделаем с вами орфоэпическую разминку.

- Запишем в тетрадях сегодняшнюю дату, классная работа.

  1. Орфоэпическая минутка. (Слайд 1)

БичевАть, благоволение, выгарки, вычет, допоздна, дряхлеть, единичный, зарница, закалить, интеллигент, княжение, наковальня, нагородить, китовый, отраслевой, смягчение, старожил, ободренный, одеревенелый, пригарь, удалиться, уплотнить, щедрота ( щедроты мн. ч. ).

Задание : 1) Расставьте ударение в словах (проверить на слайде).

-Актуализация знаний

- Ребята, на ваших столах лежит карта самоанализа в течение урока вы

будете себя оценивать: если задание выполнено правильно, ставите «+», если ошиблись «-» ( У каждого уч-ся – карта самоанализа). Оцените свою первую работу.


Задание : 2) Объясните правописание безударных гласных.

(Чтобы не ошибиться в правописании безударного гласного, надо слово изменить так, чтобы этот гласный оказался под ударением).

2. Создание проблемной ситуации :

-В каких словах мы не можем проверить гласную ударением?

- От чего зависит написание гласной в корне и как можно проверить?


- Исходя из этих примеров, как можно сформулировать тему урока?


( Правописание безударных гласных и чередующихся гласных в корне слова.


-Запишите тему урока.

Нашей задачей и будет сегодня отработка навыка узнавания орфограммы написания гласной в корне слова, условий её выбора, правильного её графического обозначения и закрепления навыка работы с тестовыми заданиями к ЕГЭ.


-Чередование безударных гласных в корне всегда было одной из трудных тем в курсе русского языка, и поэтому наша задача – определить, каким законам подчиняются такие корни. В русском языке чаще всего чередуются А-О, Е-И. Каждой группе даны наборы слов с данной орфограммой, ваша задача – подумать, от чего зависит чередование.


В каждой группе свой руководитель, учащиеся под его руководством по очереди устно анализируют примеры слов.


1 группа.

Убираю – уберу, замереть – замираю, раздерет – раздираю, расстилаю – расстелю, блистать – блестеть, разжигать – разжечь, вычитать – вычесть, занять – занимать.


2группа.

Излагать – изложил, изложение; прикоснуться – касается; поплавок – пловец, плавает; вымокнуть – макает, обмакнуть; держать равнение – ровнять клумбы, уровень, сравнить, обрастет – приращение, выросли.


3группа.

Склониться – наклон, кланяется, преклонить; творение – творчество, отворить, утварь; сгореть – загар, догоравший, угар; озарить – зарница, зарево, заря; перескочить – выскочка, скакать.


-К какому выводу вы пришли, анализируя примеры?


- На какие 4 группы делятся чередующиеся гласные в корне?


- Закрепление (правила на слайдах)


Существует 4 причины чередования гласных в корнях (слайд 6)

1) написание зависит от суффикса -а, следующего за корнем; (слайд 7,8,9)

2) написание зависит от ударения в слове; (слайд 10,11)

3) написание зависит от согласной в корне; (слайд 12,13)

4) написание зависит от лексического значения слова. (слайд 14,15)


- Какой сделаем вывод?


Корни с чередующимися гласными нельзя проверять родственными словами.

3.Проверка и закрепление полученных знаний.


1. Словарный диктант.

(карточки)

Сл..жение, выр..стить, подр..сли, возл..гать, выр..щенный, отр..сль, р..сток, р..стение, г..рит, соприк..саются, уб..рала, заст..лает, выб..рать, з..рница, тв..ренье, пл..вующая, утв..рь,ск..чок, приск..кать,вым..кнуть,обм..кнуть,

р..вняйсь, заг..релый, р..внина, ур..вень, пром..кательный, накл..нить.


(проверка по цепочке с объяснением). Ставим себе (+), (-).


От чего же зависит выбор гласных в корне?


Во избежание ошибок составляем алгоритм:


  1. Вижу безударную гласную.

  2. Определяю морфему. Если корень, проверяю вид безударной гласной:

- проверяемая;

- непроверяемая;

- чередующаяся.

3. Вспоминаю условие написания для данного вида.

- Итак, мы продолжаем работать с гласными буквами в корнях слов.

2. Распределительный диктант


Апл..дировать, проб..рались, пром..кашка, осл..пительный, пр..зидент, инт..лл..гентный, осв..щать, нач..нать, п..сс..мизм, Р..стислав, объед..нение, подск..кать,оч..рование


( работа у доски 1 уч-ся)



Гласные

Проверяемые Непроверяемые Чередующиеся

(подобрать (запомнить) (запомнить

проверочное причину

слово) чередования)

ослепительный аплодировать пробирались

освещать президент промокашка

объединение интеллигент начинать

очарование пессимизм Ростислав

подскакать


Ставим себе (+), (-).


- Итак, мы продолжаем работать с гласными буквами в корнях слов.


3.Самостоятельная работа

Найди ошибку!


Отрадно бродить на зоре по кустам. Зеленой чертой лажится след ваших ног по расистой траве. Вы раздвинете мокрый куст – вас так и обдаст накопившимся теплым запохом ночи… Ещо свежее, но уже чуствуется близ ость жары. Голова кружится от избытка благоуханий. Зараслям кустарника нет конца… Лишь вдолеке жолтой полосой видна поспевающяя рожь.

Солнце поднемается все выше и выше. В далине быстро сохнет трава. Колючим зноем дышит неподвижный воздух. За лесом что-то зазвенело, заст онало, затрищало. Приблежалась гроза. Молния разъеденила небо на две части.


  1. Найди ошибку! (16 ошибок).

  2. Проверка по слайду ( Поставьте себе (+),(-) ).

3. Назовите слова с безударной гласной в корне ….., с чередующейся….


4.Работа с заданиями по форме ЕГЭ

-Переходим к работе с тестами ЕГЭ



Тест по форме ЕГЭ( Вар. с 7 по 11 задание 8 ). (Сборники для подготовки к ЕГЭ).


(7- подсказать- скажет, 8- роскошный- роскошь, 9- обогащение- богат, 10- парадокса…-парадокс, 11- примирение-мир ).


( Листок самоанализа).



5. Дифференцированная работа.


(1 вариант- уровень1(«3»), 2 вариант- уровень2(«4»), 3 вариант («5»). (проверка)



-Отметим получившийся результат в листе самоанализа.


Итог урока.


- Над чем мы сегодня работали на уроке?

- Как проверить безударную гласную букву в корне слова?

- Как отличить безударную гласную букву в корне слова от чередующейся?


- Подведение итогов по «Карте самоанализа».



  1. Домашнее задание. Сборники для подготовки к ЕГЭ, вар. с 12 по17 зад. 8.



























Задание 3. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.
1. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя.
2. С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает всё доступное для глаза.
3. В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя заря, и на плечо богатыря лицо спокойное склонила.
4. Когда разговор касался симпатичных ей поступков, чёрные глаза загорались радостным блеском и щёки озарялись ещё сильнее пылающим румянцем.
5. Из-за деревьев виднелась светлая крыша оранжереи, и из-под оврага поднимался растущий туман.
6. Кошевой и старшины сняли шапки и раскланялись на все стороны казакам.
7. Оливковые жуки-плавунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков.
8. Садовник насыпал земли в колясочку, пошлёпал сверху лопатой, чтобы уровнять, и прибавил ещё.
9. На станции и в вагонах запрещено было зажигать свет: даже по вспыхнувшей спичке стреляли.
10. Сотворив человека по своему образу и подобию, Бог вложил в него "духовный навигационный прибор" - совесть - и пустил человека в самостоятельное плавание.























Задание 4. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от согласной на конце корня.
1. Касаясь трёх великих океанов, страна лежит, раскинув города.
2. Юные туристы предполагали добраться до озера к восьми часам, но их предположение не оправдалось.
3. Шофёр был рослый, медно загоревший, даже волосы на его руках выгорали за лето до белизны.
4. Почти все друзья, приятели, товарищи, знакомые и коллеги вернулись откуда-то загорелые, хотели видеться, хотели делиться впечатлениями.
5. Поравнявшись с художником, она остановилась, вздохнула и задумалась, опираясь на посох.
6. Всё, к чему приходилось прикасаться, - топор, котелок, ветки, - было ледяное и обжигало пальцы.
7. В самом деле тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок.
8. Поезд проскакивал мимо горячих, блещущих маслом паровозов.
9. Цветов росло так много: журавлиного горошку, кашки, колокольчиков, незабудок, полевых гвоздик.
10. Поезд, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом, останавливался.






















Задание 5. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от суффикса А.
1. Если нечаянно порежете палец, не прикасайтесь к ранке невымытой рукой: ранку можно загрязнить, тогда получится нарыв.
2. Белка забавно скачет по веткам, замирает, наклоняет голову вниз и - прыг, зарывается в снег.
3. Борьба пловцов в финальном заплыве обычно бывает крайне напряжённой.
4. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
5. В своих прогулках с ребятами мы установили правило: покидая стан, убирать за собой.
6. Кишкин подтянул опояской свою старенькую шубёнку, крытую серым вытершимся сукном.
7. Звено единогласно решило, что бывшие друзья должны помириться.
8. Зайцы-песчаники довольствуются влагой, которую поглощают с корнями и стеблями растений, иногда увлажнённых росой.
9. Ненастный день потух, ненастной ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой; как привидение, за рощею сосновой луна туманная взошла.
10. Стеклянно позеленело небо, и в нём заблистала серебряной точкой Венера; вскоре она станет шестигранником, полным яркого, холодного света.

























Задание 6. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения.

1. Затем, сложив крылья, стремглав бросались книзу, но, едва коснувшись травы, снова быстро взмывали вверх.
2. Поравнявшись с пограничной вышкой, Сашук задирает голову и долго присматривается.
3. И когда я буду плавать в той далёкой стороне , хоть разочек, хоть немножко погрустите обо мне.
4. Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.
5. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении равновесие руками.
6. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыгоревших улиц города.
7. И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей.
8. Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России.
9. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предлагает его направо и налево.
10. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выровнялся.

















Давайте проверим!
Задание 1
1 группа - загорелся, сотворение, наклонился, заря, сплавлять
2 группа - предлагать, заскочить, растение, сложение, выросли, скакать, выращенный
3 группа - предлагать, выбирать, заперли, блестит, прикосновение, сложение, расстилается, вычитать, касание, умирать, сдерёт, протирать, выжег
4 группа - намочил, подровнять, непромокаемый, обмакнуть, сравнять
Обратите внимание: слова предлагать и сложение можно отнести и ко 2-ой группе, и к 3-ей, так как правописание гласной в корнях -лаг-, -лож- зависит либо от согласной на конце корня, либо от суффикса А.


Задание 2
1. Лишнее слово - растение (т.к. правописание гласной А в корне -раст- зависит от согласной на конце корня, а в словах отдеру и блистательный правописание гласной в корне зависит от суффикса А)
2. Лишнее слово - заскочил (т.к. правописание гласной О в корне -скоч- зависит от согласной на конце корня, а в словах намочил и выровненный - от лексического значения корня)
3. Лишнее слово - загорается (т.к. правописание гласной О в корне -гор- зависит от ударения, а в словах коснуться и зажигать - от суффикса А)
4. Лишнее слово - перила (т.к. правописание гласной Е в корне -пер- зависит от суффикса А, а в словах озарение и наклонился - от ударения)
5. Лишнее слово - вытирать (т.к. правописание гласной И в корне -тир- зависит от
суффикса А, а в словах выплавлять и вытворять - от ударения)

Задание 3
Предложение № 3 - заря, склонение
Предложение № 4 - загорались, озарялись
Внимание! В предложении № 6 в слове расклАнялись гласная А в корне -клан- стоит под ударением, а, по заданию, нужно найти "...слово с чередующейся безударной гласной в корне...", поэтому данное слово не подходит.
Предложение № 7 - жуки-плавунцы
Предложение № 10 - сотворив. Внимание! Слово плАвания не подходит по той же причине, что и в предложении № 6.

Задание 4
Предложение № 2 - предполагали, предположение
Предложение № 7 - вырасти
Внимание! В предложении № 8 в слове проскАкивал гласная А в корне -скак- стоит под ударением, а, по заданию, нужно найти "...слово с чередующейся безударной гласной в корне...", поэтому данное слово не подходит.
Предложение № 9 - росло
Предложение № 10 - проскочить

Задание 5
Предложение № 1 - не прикасайтесь
Предложение № 2 - замирает
Предложение № 5 - убирать
Предложение № 6 - вытершимсяВнимание! В предложении № 7 слово помириться не подходит, так как гласная в корне -мир- не чередующаяся, а проверяемая ударением (от слова МИР).
Внимание! В предложении № 9 слово стЕлется не подходит, так как гласная Е в нём стоит под ударением.
Предложение № 10 - заблистала

Задание 6
Предложение № 2 – поравнявшись Предложение № 4 - обмакнул
Предложение № 5равновесие Предложение № 8 - непромокаемые
Предложение № 10 - выровнялся


















































Рабочий лист ученицы 10 класса ______________________________________

Тема: Чередующиеся гласные в корне слова

  1. Расставить в словах ударение (25 баллов)

Аэропорты, баловать, балованный, включим, вручит, донельзя, жалюзи, завидно, звонит,

избалованный, исчерпать, каталог, красивее, налита, намерение, насорит, обеспечение,

облегчить, принудить, согнутый, средствами, столяр, черпать, шарфы, торты

  1. Расставить пропущенные буквы, графически объяснить орфограмму (тетрадь с.90, №1) (25 баллов)______________________________________________________



  1. Онлайн – Тесты. ЕГЭ 2013 А.14 (18 баллов)_________________________________


_________________________________________________________________________


  1. Normaluchenik. (Правописание гласных в корне № 35 – 37) (72 балл)__________



__________________________________________________________________________


  1. Сайт Е.А.Захарьиной. Онлайн-тесты (20 баллов)______________________________



__________________________________________________________________________


  1. Найти в тексте слова на изученные орфограммы (задание 3, 4, 5, 6) (21 балл) __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________









ИТОГО: ____181_____балл оценка



Карточка 1.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

Скл..нение существительных, прид..раться по пустякам, вым..кнуть под д..ждем, сильно встр..хнуть, газовая г..релка, решить ур..вне­ние, почтенный возр..ст, ок..заться рядом, прол..гать путь, п..тно на одежде, прот..реть зерк..ло.


Карточка 2.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

Отл..жить все д..ла, испуганно см..лкать, соб..рательный образ, быстро прибл..жаться, легко уг..варить, неприк..сновенный запас, прозрачно нам..кать, широкая р..внина, пром..кательная бумага, сг..реть со стыда, хорошее нач..нание, острый пл..вник.


Карточка 3.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

Прекл..няться перед талантом, знаменитый п..вец, предл..жить погулять, р..вноправные партнеры, сл..гка заг..реть, загл..нуть к друзьям, пож..нать пл..ды, м..кать сухари в мол..ко, ст..новить­ся взрослым, начинающие пл..вцы, серьезные оп..сения, выр..сли в саду.


Карточка 4.

Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните написание слов с пропущенными буквами.

Отр..сль промышленности, ср..внение вел..чин, тв..рить д..бро, пол..жительный момент, зар..внять участок, непром..каемый плащ.., в..селая з..рница, покл..ниться з..мле-матушке, проск..чить во двор, х..роший з..гар, распл..вить металл.