СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Через просвещение к нравственности.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если мы посмотрим на себя как на воспитателей своих детей, то заметим, что все мы хотим от них одного и того же- чтобы они стали добрыми, честными, терпеливыми, благодарными. В этих представлениях и идеалах мы ничем не отличаемся от наших предков. Дело в том, что эти идеалы вытекают из одного источника- православной веры. Вера наших предков сегодня возвращается в нашу жизнь. Во всех школах введён новый предмет "Духовное краеведение Подмосковья"

Просмотр содержимого документа
«Через просвещение к нравственности.»

Через просвещение к нравственности.

Уроки «Духовное краеведение Подмосковья»

В лесу не в полночь бывает самое тёмное время, а перед

рассветом.

-Как темно!- скажет кто-нибудь.

И другой ему ответит, поднимая голову:

-Темно? Значит скоро будет светать.

М.Пришвин.

Течение времени не видит никто. Лишь только стрелки часов, да школьные звонки, да взрослеющие с каждым годом ученики напоминают нам о нём.

Время ощущается нами через зримые следы, образы, которые оно оставляет нам для осмысления и раздумий. Приметы и образы нашего времени безрадостны и тяжелы. Ребёнок с протянутой рукой, дети, живущие на вокзалах. Девочки, торгующие собой на улицах. Подростки и юноши, попавшие в сети наркомании, алкоголизма, ставшие добычей оракулов современных культов наживы, удовольствия, насилия. Тысячи несовершеннолетних преступников и правонарушителей. Бомж, сожженный у памятника павшим воинам, у вечного огня – вот символ нашего времени. Детское горе, не знающее границ. Нравственные и моральные болезни, эпидемия бездуховности, охватившая сегодня наше общество подобно моровой язве.

Читаешь эти строки и самой становится страшно: сумеем ли мы справиться с этой бедой, сумеем ли вернуть наше общество на правильный путь – путь духовности. Но приходишь в школу, видишь радостные, приветливые лица детей, слышишь их смех и понимаешь: нет, не всё ещё потеряно, мы сумеем сделать нашу жизнь лучше. Огромная роль в этом становлении принадлежит нам – учителям. И наш основной девиз - через просвещение к нравственности.

Если мы посмотрим на себя как на воспитателей своих детей, то заметим, что все хотим от них одного и того же – чтобы они стали добрыми, честными, терпеливыми, благодарными. В этих представлениях и идеалах мы ничем не отличаемся от наших предков. Дело в том, что эти идеалы вытекают из одного источника – православной веры, её Евангельских заповедей. Вся история русского просвещения есть история Церкви. Вера наших предков сегодня возвращается в нашу жизнь. В пошлом учебном году во всех школах Москвы и Московской области был введён новый учебный предмет «Духовное краеведение Подмосковья».

И у учеников , и у родителей сразу возникло много вопросов: зачем нужен в школе этот предмет? Нашлись даже такие родители, которые приходили в школу и просили освободить ребёнка от посещения занятий. «Я не хочу, чтобы из моей дочери монашку делали»-, это слова одной из родительниц . Приходилось объяснять, чем мы будем заниматься на этих уроках, чему учить наших детей. Приглашали на уроки, знакомили с программой. Постепенно страсти улеглись, мнение изменилось. В конце года было очень приятно услышать такую фразу: «Урок духовного краеведения ? Да это один из самых нужных нашим детям урок, пусть он обязательно будет.» Почему же этот урок стал самым важным и нужным, постараюсь объяснить на некоторых примерах.

Мы начинаем задумываться о том, что наши дети теряют корни в своём Отечестве, в русских храмах, монастырях музеях чувствуют себя иностранцами. Они не знают традиций, не помнят родство, не интересуются историей своей Отчизны. Но самое страшное заключается в том, что они не только оттенки добра и зла не умеют различать, но уже не видят разницы между самим добром и злом.

В 1655 году моровая язва, косившая город за городом на юге России, проникла в Вологду. Днём и ночью над многотысячным городом гудел соборный колокол. Улицы были пусты, лишь стаи крыс метались по дворам , да траурные повозки совершали свой скорбный путь на кладбище. Как спасти город от врага невидимого? И вспомнили люди старинный завет: если с первыми лучами солнца начать строить храм, успеть выстроить его и освятить до заката, болезнь отступит. Все, кто сумел подняться с постели, собрались на площади, и лишь только солнечный луч скользнул из-за горизонта, ударили топоры. К закату храм был построен и освящён. Отслужили торжественный молебен. Люди повалились с ног от усталости, засыпая прямо на ступеньках, на полу храма. И отступила болезнь.

На уроках духовного краеведения мы начали строить храм в душе наших детей. Успеем ли мы выстроить и освятить его до заката? Осознаём ли всю важность этого дела? Если сможем, если осознаем, то все наши беды и болезни отступят. У писателя Азарова есть замечательные слова: Не борись с тьмой. Чтобы победить тьму, надо зажечь свет». Так будем зажигать огоньки веры и любви в сердцах наших детей, и тогда все современные «эпидемии» исчезнут.

На первом уроке духовного краеведения я предлагаю ребятам вспомнить выражения со словом душа. Они называют несколько: «жить душа в душу», «на душе легко», «покривил душой». Разобрав смысл этих фраз, мы обращаемся к вопросу: что же такое душа? Дети сами приходят к выводу, что душа есть у каждого человека, хотя её нельзя увидеть, найти, потрогать. Но именно она болит, когда человеку плохо. Вспоминаем сказку А.С.Пушкина о мёртвой царевне и семи богатырях. Там есть эпизод, где царица смотрится в зеркало, любуется собой, радуется, что она красива. А душа её? А в душу свою она заглядывала. Лицо красавицы, а душа злая, чёрная, некрасивая, безобразная. А можно ли душу сделать красивой? Существует такое выражение «труд души». У Заболоцкого есть стихотворение «Не позволяй душе лениться…», написанное за шесть дней до его кончины. Читая его, учащиеся приходят к мысли, что , для того чтобы стать душевно красивым человеком, надо много трудиться.

Заканчивая первый урок, мы приходим к мысли о том, что на уроках духовного краеведения мы будем трудиться над тем, чтобы обрести духовность, чтобы сделать красивой, чистой душу, а тогда особым светом , особой красотой озарятся и лица, и поступки, и вся наша жизнь. Вот такой удивительной силой обладает душевная, духовная красота человека.

В нашей школе на уроках духовного краеведения мы совершаем экскурсии в многочисленные храмы нашего города и района, узнаём историю создания и восстановления этих храмов, любуемся прекрасной природой нашей местности. Ребятам очень нравятся такие поездки, ведь во всех храмах нас встречают очень хорошо, иногда кормят обедом в трапезной, дарят на память сувениры. Частый гость в нашей школе отец Михаил, настоятель храма в деревне Рожново. Он сам очень много знает, очень интересно рассказывает. Как горят глаза детишек, когда отец Михаил рассказывает о том, какой должна быть семья. В семье главный – мужчина, муж, жена должна уважать его и во всём слушаться. Мальчишки сразу гордо выпрямляются – они главные. Девчонки улыбаются – как хорошо, если бы так было во взрослой жизни. А как интересно слушать о поездках по маршрутам духовного краеведения в храмы нашей области и страны. Сразу все начинают спрашивать: «А мы поедем?» Конечно, поедем, не сразу, но обязательно постараемся узнавать как можно больше нового и интересного, путешествовать по родному краю, узнавать его прошлое, будем учиться любить родной край, нашу страну.

Поэтому можно сделать вывод, что уроки «Духовное краеведение Подмосковья» были введены очень своевременно, они помогут нам через просвещение вернуться к нравственности, прислушаться к своему сердцу, пробудить совесть.



























Поездка в Рожново.



Ученица 8 класса

Мендюкинской средней школы

Кудрявцева Екатерина.

Руководитель учитель русского языка

и литературы Назина С.О.



Мы живём в небольшом, но очень красивом городе Зарайске. Удивительно богата история культуры нашего города и района. А много ли мы знаем о ней? Почему так назван наш город, откуда пошло название различных деревень? Мы часто не понимаем смысла названий улиц, не знаем выдающихся деятелей русской истории и культуры, которые жили совсем недалеко от нас. Если мы не поймём, чем жили, во что верили и что любили люди, создавшие русскую культуру, мы не сможем вполне понимать их творчество. Не зная истории культуры родной земли, невозможно стать культурным человеком. Что-то новое и интересное можно узнать, поехав на экскурсию или в поездку. Мне очень запомнилась поездка в деревню Рожново , о которой я и хочу рассказать.

Эта экскурсия проводилась на уроке духовного краеведения Подмосковья. В тёплый сентябрьский денёк мы сели на школьный автобус и поехали в деревню Рожново в храм Успения Божьей Матери. Здесь нас уже встречал настоятель этого храма отец Михаил.

Служба уже закончилась, отец Михаил ждал нас возле храма. Видно было, что здесь ещё ведутся восстановительные работы, но основная часть этой трудной работы уже проделана. Отец Михаил рассказал нам, что этот храм до революции был очень красивым. Но после революции в годы советской власти ему пришлось несладко. Сначала из храма стали выкидывать все иконы. Бабушки потихоньку уносили и прятали их, но большая часть погибла. Конечно, сшибли крест, повредив красивый купол. В этом здании

разместили мельницу, сюда стали возить зерно, складывать мешки. А в колокольне стали хранить удобрения. Шум, грохот, пыль столбом – вот что долгие годы видел многострадальный храм. После войны, когда построили новую мельницу и склады, храм вообще забросили. Долгих лет сорок стоял он в запустении, крыша обрушилась, всё пришло в негодность, заросло травой. И лишь только лет пять назад и для этого храма нашёлся хозяин, который решил вернуть ему былую красоту и славу. Это отец Михаил Сокрутов, который стал настоятелем этого храма. За несколько лет он проделал огромную работу: нашёл средства, рабочих, и работа закипела. Теперь храм уже почти восстановлен, теперь здесь красивые голубые купола, которые видны на всю округу, на колокольне появились колокола. Внутри, конечно, ещё много недоделок, но храм уже работает, там проходит служба. Отец Михаил так интересно и увлекательно умеет рассказывать, что в этот храм приезжают люди из разных деревень и даже городов. Вот и мы приехали на экскурсию.

Рассказав нам о восстановлении храма, отец Михаил пригласил нас в церковь. Мы вошли, девочки покрыли голову платочками. С интересом стали разглядывать новый иконостас. Ведь иконы собирали с миру по нитке: какие-то принесли бабушки, какие-то попали в храм загадочно. Особенно мне запомнилась история, связанная с иконой архангела Михаила. Её привезли издалека, из разрушенного храма. По дороге эти люди решили остановиться ночевать у знакомых, и икону занесли в этот дом. Все легли спать, но одному из людей как бы привиделся старец, который просил их уйти из этого дома. Он послушался этого старца, разбудил всех, они взяли икону и ушли в другой дом. Каково же было их удивление, когда начался пожар именно в том доме, где они остановились сначала. Они могли бы погибнуть, но икона спасла их. Казалось бы, ничем не приметная икона, грубо нарисованная на холсте. Её привезли в Рожново. А когда мастер стал её реставрировать, то смыл слой краски, а под ним оказалась старинная икона архангела Михаила. Вот какую историю рассказал нам батюшка. Он много нам рассказывал об иконах, об их значении. Все ребята слушали внимательно, потому что это было интересно.

Потом отец Михаил пригласил нас подняться на колокольню. Это довольно высоко, лестница ещё не до конца восстановлена. Но все ребята поднялись на колокольню. Какой же красивый вид открывается сверху на всю округу: разноцветные леса в золотом уборе осени, убранные поля, готовящиеся к зиме, перелески, рощи, реки, пруды. Как же красив наш родной край, вроде всё просто, а красота, аж дух захватывает. Отец Михаил показал ребятам, как нужно звонить в колокола, и самые смелые мальчишки попробовали это сделать сами.

Мы вышли из церкви, и батюшка пригласил нас на горячий обед. Чем нас только не угощали: очень вкусные щи, картошка с рыбой, самые разнообразные салаты, виноград, дыни, конфеты. Нас встречали как самых дорогих гостей. А какие добрые женщины работают в столовой.

Эта поездка нам всем очень понравилась, ребятам не хотелось уезжать. Мы решили обязательно приехать ещё, тем более что нас приглашали. Мы узнали много нового, интересного, пообщались с прекрасными людьми, увидели красоту своего родного края.

У всех было прекрасное настроение. Небольшое путешествие по своей малой Родине, но именно такие поездки научат нас ценить историю своих предков, беречь святыни родной земли и гордиться славной историей и культурой своей страны.