Урок русского языка в 5 классе
Тема: Число имён существительных.
Дата: 13.12.2017г.
Цели:
Обучающие:
- формировать умения определять число имен существительных, изменять имена существительные по числам;
- способствовать коррекции и развитию психических функций: внимания, кратковременной памяти на основе работы с текстом.
Развивающие:
-развивать речь, память, мышление;
Воспитывающие:
- воспитывать учебную мотивацию, коммуникативные навыки, нравственные качества.
Оборудование: карточки с текстами, карточки со словами, презентация.
Ход урока:
Организация учащихся (психологический настрой на урок)
Учитель: - Ребята, сегодня у нас не простой урок, к нам пришли гости. Поприветствуем их.
- Книжки, ручки и тетрадки,
Всё на партах? Все в порядке?
Итак, друзья, внимание.
Ведь прозвенел звонок
Садитесь поудобнее –
начнем скорей урок!
II. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
Учитель: - Ребята, закончите четверостишие:
- Что за праздник у ворот?
Песни, игры, хоровод,
Сказка, чудеса и вот
Наступает……..
- Правильно, Новый год!
Учитель: - Ребята, а кто главные герои любого новогоднего праздника?
Учитель: - Да, это Дед Мороз и Снегурочка.
Учитель: - Многие люди хотят узнать, где живут Дед Мороз и Снегурочка. Чтобы это узнать, они отправляются в интересное путешествие на специальном туристическом поезде «Зимний экспресс». А вы хотели бы узнать, где живет Дед Мороз?
Учитель: - Тогда я рада пригласить вас в увлекательное путешествие.
Сегодня на уроке мы отправимся на родину Деда Мороза. Во время путешествия мы закрепим материал, изученный на прошлом уроке. Также будем выполнять задания по теме «Число имен существительных».
А путешествовать отправимся мы на поезде. Итак, закройте глаза и представьте, что мы садимся в поезд. Проводник приветливо приглашает нас занять свои места. Закрывает вагон и поезд отправляется…
- Открываем глаза.
III. Воспроизведение необходимых знаний
Учитель: - Пока волшебный экспресс мчит нас на родину Деда Мороза, мы немного подготовимся к встрече с ним, запишем число, день недели, классная работа, тему урока в тетрадь и поработаем с текстом (слайд1).
Живет Дед Мороз в городе Великий Устюг, что на севере страны, в Вологодской области. Город удивительно красивый. Каждый желающий может взять конверт, написать письмо и отправить его Деду Морозу в Великий Устюг. Добрый волшебник обязательно получит его.
Учитель: - Кто мне скажет, почему слова Дед Мороз, Великий Устюг, Вологодская область пишутся с большой буквы?
Учитель: - Прочитайте выделенные слова и скажите, какого они числа? Почему?
Учитель: - Что обозначает единственное число? (обозначает один предмет).
А что – множественное число? (обозначает два или несколько предметов).
Учитель: - Ребята, пока мы выполняли работу, наш поезд прибыл на родину Деда Мороза.
Учитель: - Кто может повторить название города, где живет Дед Мороз?
(Вывешивается карточка с названием города Великий Устюг + изображение) - (слайд2).
Учитель: - Я приглашаю вас на экскурсию по этому старинному городу. Недалеко от города, в бору сосновом построил себе Дед Мороз терем узорчатый (слайд 3). Круглый год он там живет и нас ждет. А путешествие начинается у резных ворот.
IV. Практическая работа по закреплению знаний и умений.
Учитель: - Чтобы войти в ворота нам необходимо выполнить задание. На слайде у нас слова. Вам необходимо правильно их записать в тетрадь (карточки со словами) – слайд 4-5.
1 ряд – слова единственного числа, 2 ряд – слова множественного числа.
Шар – шары, ёлка – ёлки, подарок – подарки, рисунок – рисунки, улыбка – улыбки, звезда – звёзды.
Проверка выполнения: 1 ряд читает слова в единственном числе, а 2 ряд - множественного числа. Чтение слов парами.
Запишите свои пары.
Учитель: - С заданием вы справились. Идем дальше. И подходим к дому Деда Мороза. Дедушка с внучкой Снегурочкой гостям всегда рады. Каждого тепло встретят, добрым словом приветят (слайд 6).
(Изображение дома Деда Мороза и Снегурочки).
Учитель: - Ребята, Дед Мороз и Снегурочка приглашают вас в зимний сад.
(Изображение зимнего сада) – слайд 7.
В этом зимнем лесу они нам предлагают поиграть. А играть мы с вами будем в игру «Будь внимательным!».
Учитель называет имена существительные в единственном или во множественном числе.
Учащиеся поднимают полоску бумаги определенного цвета.
(белую, если существительное стоит в единственном числе,
синюю, если существительное стоит во множественном числе).
Яблоко, дерево, стол, парты, тетрадь, кружки, сказки, девочка, ребята, гуси, гора, реки, ручки, картина, карандаши, корзина.
Физминутка.
Если назову имя существительное в единственном числе – приседаете, если во множественном числе – подпрыгиваете.
Фонарики, кони, снег, туча, автобус, олени, поезд, герой, волшебник, песни, танцы, хоровод.
Самостоятельная работа. (слайд 8)
Работа по карточкам. Задание: Спиши. Определи число у выделенных существительных.
Учитель: - Ребята, нам пора возвращаться в класс. Попрощаемся с Дедом Морозом и Снегурочкой. (слайд 9)
- Итак, закройте глаза и представьте, что мы садимся в поезд. Проводник приветливо приглашает нас занять свои места. Закрывает вагон и поезд отправляется.
Учитель: - Мы снова в классе. Открываем наши учебники на странице 98. Повторим правила (стр.98).
Работа с учебником.
Упр. 245 , стр.98. Инд. задание: упр.251, стр.101.
-Проверка выполнения.
V. Домашнее задание (слайд 10).
Упр.250, стр.101.
VI. Итог урока
Учитель: - Дед Мороз – волшебник же и он дал нам возможность вернуться в лето. Давайте соберем с вами картинку. (Презентация)
Учитель: - Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Дед Мороз за вами наблюдал, как вы работаете на уроке, как выполняете задания, как ведете себя на уроке, и он остался доволен и передает вам жетон-оценку. (Изображение Деда Мороза с оценкой).
Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.
Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.
Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.
Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.
Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.
Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.
Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.
Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.
Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.
Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.
Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.
Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.
Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.
Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.
Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.
Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.
Спиши. Определи число у выделенных существительных.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Плещеев.)
Помним наши рощи золотые,
Помним степи, горы, берега.
(А.Жаров.)
Спиши. Определи число у выделенных существительных.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Плещеев.)
Помним наши рощи золотые,
Помним степи, горы, берега.
(А.Жаров.)
Спиши. Определи число у выделенных существительных.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Плещеев.)
Помним наши рощи золотые,
Помним степи, горы, берега.
(А.Жаров.)
Спиши. Определи число у выделенных существительных.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Плещеев.)
Помним наши рощи золотые,
Помним степи, горы, берега.
(А.Жаров.)
Спиши. Определи число у выделенных существительных.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Плещеев.)
Помним наши рощи золотые,
Помним степи, горы, берега.
(А.Жаров.)
Спиши. Определи число у выделенных существительных.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Плещеев.)
Помним наши рощи золотые,
Помним степи, горы, берега.
(А.Жаров.)
Спиши. Определи число у выделенных существительных.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Плещеев.)
Помним наши рощи золотые,
Помним степи, горы, берега.
(А.Жаров.)
Спиши. Определи число у выделенных существительных.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Плещеев.)
Помним наши рощи золотые,
Помним степи, горы, берега.
(А.Жаров.)
Спиши. Определи число у выделенных существительных.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Плещеев.)
Помним наши рощи золотые,
Помним степи, горы, берега.
(А.Жаров.)
Спиши. Определи число у выделенных существительных.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Плещеев.)
Помним наши рощи золотые,
Помним степи, горы, берега.
(А.Жаров.)
Спиши. Определи число у выделенных существительных.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Плещеев.)
Помним наши рощи золотые,
Помним степи, горы, берега.
(А.Жаров.)
Спиши. Определи число у выделенных существительных.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Плещеев.)
Помним наши рощи золотые,
Помним степи, горы, берега.
(А.Жаров.)
Спиши. Определи число у выделенных существительных.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Плещеев.)
Помним наши рощи золотые,
Помним степи, горы, берега.
(А.Жаров.)
Спиши. Определи число у выделенных существительных.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Плещеев.)
Помним наши рощи золотые,
Помним степи, горы, берега.
(А.Жаров.)
Спиши. Определи число у выделенных существительных.
Травка зеленеет,
Солнышко блестит,
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
(А.Плещеев.)
Помним наши рощи золотые,
Помним степи, горы, берега.
(А.Жаров.)
Закрепление
Задание на интерактивной доске: образуйте множественное число, выделите окончание. Ребята выполняют задание в тетради.
тетрадь -
книга -
стол -
помидор -
береза -
дом -
лес -
калош -
Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг у друга.
Вывод: имена существительные в русском языке имеют два числа - единственное и множественное.
Создание проблемной ситуации
Напишите данные существительные в два столбика, сгруппировав их по числам
мороз
сосулька
здоровье
хоккей
снежки
варежки
санки
коньки
Устно поставим слова 1 столбика в форму множественного числа, а слова 2 столбика в форму единственного числа.
Какая возникла проблема?
(слова здоровье и хоккей нельзя поставить в форму множественного числа, а слова санки и коньки нельзя поставить в форму единственного числа)
Выход из затруднения
- Давайте попробуем сделать вывод:
(в русском языке есть слова, которые употребляются только в форме единственного числа, или только в форме множественного числа) (Слайд )