СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Число имён существительных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 5 классе по русскому языку в СКОУ 8 вида.

Просмотр содержимого документа
«Число имён существительных.»

Урок русского языка в 5 классе

Тема: Число имён существительных.

Дата: 13.12.2017г.

Цели:

Обучающие:

- формировать умения определять число имен существительных, изменять имена существительные по числам;

- способствовать коррекции и развитию психических функций: внимания, кратковременной памяти на основе работы с текстом.

Развивающие:

-развивать речь, память, мышление;

Воспитывающие:

- воспитывать учебную мотивацию, коммуникативные навыки, нравственные качества.

Оборудование: карточки с текстами, карточки со словами, презентация.

 

Ход урока:

  1. Организация учащихся (психологический настрой на урок)

Учитель: - Ребята, сегодня у нас не простой урок, к нам пришли гости. Поприветствуем их.

- Книжки, ручки и тетрадки,

Всё на партах? Все в порядке?

Итак, друзья, внимание.

Ведь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее –

начнем скорей урок!

II. Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

Учитель: - Ребята, закончите четверостишие:

- Что за праздник у ворот?

Песни, игры, хоровод,

Сказка, чудеса и вот

Наступает……..

- Правильно, Новый год!

Учитель: - Ребята, а кто главные герои любого новогоднего праздника?

Учитель: - Да, это Дед Мороз и Снегурочка.

Учитель: - Многие люди хотят узнать, где живут Дед Мороз и Снегурочка. Чтобы это узнать, они отправляются в интересное путешествие на специальном туристическом поезде «Зимний экспресс». А вы хотели бы узнать, где живет Дед Мороз?

Учитель: - Тогда я рада пригласить вас в увлекательное путешествие.

Сегодня на уроке мы отправимся на родину Деда Мороза. Во время путешествия  мы  закрепим материал, изученный на прошлом уроке. Также  будем выполнять задания по теме «Число имен существительных».

А путешествовать отправимся мы на поезде. Итак, закройте глаза и представьте, что мы садимся в поезд. Проводник приветливо приглашает нас занять свои места. Закрывает вагон и поезд отправляется…

- Открываем глаза.

III.  Воспроизведение необходимых знаний

Учитель: - Пока волшебный экспресс мчит нас на родину Деда Мороза, мы немного подготовимся к встрече с ним, запишем число, день недели, классная работа, тему урока в тетрадь и поработаем с текстом (слайд1).

 

Живет Дед Мороз в городе Великий Устюг, что на севере страны, в Вологодской области. Город удивительно красивый. Каждый желающий может взять конверт, написать письмо и отправить его Деду Морозу в Великий Устюг. Добрый волшебник обязательно получит его.


Учитель: - Кто мне скажет, почему слова Дед Мороз, Великий Устюг, Вологодская область пишутся с большой буквы?

Учитель: - Прочитайте выделенные слова и скажите, какого они числа? Почему?

Учитель: - Что обозначает единственное число? (обозначает один предмет).

А что – множественное число? (обозначает два или несколько предметов).

Учитель: - Ребята, пока мы выполняли работу, наш поезд прибыл на родину Деда Мороза.

Учитель: - Кто может повторить название города, где живет Дед Мороз?

(Вывешивается карточка с названием города Великий Устюг + изображение) - (слайд2).

Учитель: - Я приглашаю вас на экскурсию по этому старинному городу. Недалеко от города, в бору сосновом построил себе Дед Мороз терем узорчатый (слайд 3). Круглый год он там живет и нас ждет. А путешествие начинается у резных ворот.

IV. Практическая работа по закреплению знаний и умений.

Учитель: - Чтобы войти в ворота  нам необходимо выполнить задание. На слайде у нас слова. Вам необходимо правильно их записать в тетрадь (карточки со словами) – слайд 4-5.

 1 ряд – слова единственного числа, 2 ряд – слова множественного числа.

Шар – шары, ёлка – ёлки, подарок – подарки, рисунок – рисунки, улыбка – улыбки, звезда – звёзды.

Проверка выполнения: 1 ряд читает слова в единственном числе, а 2 ряд - множественного числа. Чтение слов парами.

Запишите свои пары.

Учитель: - С заданием вы справились. Идем дальше. И подходим к дому Деда Мороза. Дедушка с внучкой Снегурочкой гостям всегда рады. Каждого тепло встретят, добрым словом приветят (слайд 6).

(Изображение дома Деда Мороза и Снегурочки).

Учитель: - Ребята, Дед Мороз и Снегурочка приглашают вас в зимний сад.

(Изображение зимнего сада) – слайд 7.

В этом зимнем лесу они нам предлагают поиграть. А играть мы с вами будем в игру «Будь внимательным!».

Учитель называет имена существительные в единственном или во множественном числе.

Учащиеся поднимают полоску бумаги определенного цвета.

(белую, если существительное стоит в единственном числе,

синюю, если существительное стоит во множественном числе).

Яблоко, дерево, стол, парты, тетрадь, кружки, сказки, девочка, ребята, гуси, гора, реки, ручки, картина, карандаши, корзина.


Физминутка.

Если назову имя существительное в единственном числе – приседаете, если во множественном числе – подпрыгиваете.

Фонарики, кони, снег, туча, автобус, олени, поезд, герой, волшебник, песни, танцы, хоровод.


Самостоятельная работа. (слайд 8)

Работа по карточкам. Задание: Спиши. Определи число у выделенных существительных.

Учитель: - Ребята, нам пора возвращаться в класс. Попрощаемся с Дедом Морозом и Снегурочкой. (слайд 9)

- Итак, закройте глаза и представьте, что мы садимся в поезд. Проводник приветливо приглашает нас занять свои места. Закрывает вагон и поезд отправляется.

Учитель: - Мы снова в классе. Открываем наши учебники на странице 98. Повторим правила (стр.98).

Работа с учебником.

Упр. 245 , стр.98. Инд. задание: упр.251, стр.101.

-Проверка выполнения.


V.  Домашнее задание (слайд 10).

Упр.250, стр.101.


VI. Итог урока

Учитель: - Дед Мороз – волшебник же и он дал нам возможность вернуться в лето. Давайте соберем с вами картинку. (Презентация)

Учитель: - Ребята, вам понравилось наше путешествие?

Дед Мороз за вами наблюдал, как вы  работаете на уроке, как выполняете задания, как ведете себя на уроке, и он остался доволен и передает вам жетон-оценку. (Изображение Деда Мороза с оценкой).

























Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.


Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.


Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.


Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.


Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.


Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.


Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.


Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.


Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.


Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.


Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.


Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.


Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.


Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.


Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.


Шар, шары, ёлка, ёлки, подарок, подарки, рисунок, рисунки, улыбка, улыбки, звезда, звёзды.


Спиши. Определи число у выделенных существительных.

  1. Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(А.Плещеев.)

  1. Помним наши рощи золотые,

Помним степи, горы, берега.

(А.Жаров.)


Спиши. Определи число у выделенных существительных.

  1. Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(А.Плещеев.)

  1. Помним наши рощи золотые,

Помним степи, горы, берега.

(А.Жаров.)


Спиши. Определи число у выделенных существительных.

  1. Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(А.Плещеев.)

  1. Помним наши рощи золотые,

Помним степи, горы, берега.

(А.Жаров.)



Спиши. Определи число у выделенных существительных.

  1. Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(А.Плещеев.)

  1. Помним наши рощи золотые,

Помним степи, горы, берега.

(А.Жаров.)



Спиши. Определи число у выделенных существительных.

  1. Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(А.Плещеев.)

  1. Помним наши рощи золотые,

Помним степи, горы, берега.

(А.Жаров.)



Спиши. Определи число у выделенных существительных.

  1. Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(А.Плещеев.)

  1. Помним наши рощи золотые,

Помним степи, горы, берега.

(А.Жаров.)



Спиши. Определи число у выделенных существительных.

  1. Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(А.Плещеев.)

  1. Помним наши рощи золотые,

Помним степи, горы, берега.

(А.Жаров.)



Спиши. Определи число у выделенных существительных.

  1. Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(А.Плещеев.)

  1. Помним наши рощи золотые,

Помним степи, горы, берега.

(А.Жаров.)



Спиши. Определи число у выделенных существительных.

  1. Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(А.Плещеев.)

  1. Помним наши рощи золотые,

Помним степи, горы, берега.

(А.Жаров.)



Спиши. Определи число у выделенных существительных.

  1. Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(А.Плещеев.)

  1. Помним наши рощи золотые,

Помним степи, горы, берега.

(А.Жаров.)



Спиши. Определи число у выделенных существительных.

  1. Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(А.Плещеев.)

  1. Помним наши рощи золотые,

Помним степи, горы, берега.

(А.Жаров.)


Спиши. Определи число у выделенных существительных.

  1. Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(А.Плещеев.)

  1. Помним наши рощи золотые,

Помним степи, горы, берега.

(А.Жаров.)



Спиши. Определи число у выделенных существительных.

  1. Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(А.Плещеев.)

  1. Помним наши рощи золотые,

Помним степи, горы, берега.

(А.Жаров.)



Спиши. Определи число у выделенных существительных.

  1. Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(А.Плещеев.)

  1. Помним наши рощи золотые,

Помним степи, горы, берега.

(А.Жаров.)



Спиши. Определи число у выделенных существительных.

  1. Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

(А.Плещеев.)

  1. Помним наши рощи золотые,

Помним степи, горы, берега.

(А.Жаров.)



Закрепление

Задание на интерактивной доске: образуйте множественное число, выделите окончание. Ребята выполняют задание в тетради.

тетрадь -

книга -

стол -

помидор -

береза -

дом -

лес -

калош -

Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг у друга.

Вывод: имена существительные в русском языке имеют два числа - единственное и множественное.

Создание проблемной ситуации

Напишите данные существительные в два столбика, сгруппировав их по числам

мороз

сосулька

здоровье

хоккей

снежки

варежки

санки

коньки

Устно поставим слова 1 столбика в форму множественного числа, а слова 2 столбика в форму единственного числа.

Какая возникла проблема?

(слова здоровье и хоккей нельзя поставить в форму множественного числа, а слова санки и коньки нельзя поставить в форму единственного числа)

Выход из затруднения

- Давайте попробуем сделать вывод:

(в русском языке есть слова, которые употребляются только в форме единственного числа, или только в форме множественного числа) (Слайд )