СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Числовые неравенства

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале собрана теория о сравнении чисел, записанных в разном представлении, а также примеры для самостоятельного решения.

Просмотр содержимого документа
«Числовые неравенства»

Числовые неравенства


Неравенство, в котором используются только числа, называется числовым.

Например,


Рассмотрим сравнение чисел в разном представлении:

  1. Целые числа.

Целые числа сравнивают по разрядам, продвигаясь от наибольшего к наименьшему.

Например,


  1. Десятичные дроби.

При сравнении десятичных дробей сначала сравнивают целые части (правило 1), а затем десятичные части, при этом, необходимым условием является уравнивание количества знаков после запятой, добавляя необходимое количество нулей в конце числа.

Например, сравнить . Так как целые части равны, то уравниваем количество знаков после запятой:


  1. Обыкновенные дроби.

Здесь есть несколько вариантов:

  • Если дроби имеют одинаковый знаменатель, то больше будет та дробь, у которой числитель больше ;

  • Если дроби имеют одинаковый числитель, то больше будет та дробь, у которой знаменатель меньше ;

  • Если дроби имеют разные знаменатели (и разные числители), то такие дроби сначала приводим к общему знаменателю, а затем сравниваем дроби с одинаковыми знаменателями ;

  • Правильная дробь всегда меньше 1 ;

  • Неправильная дробь всегда больше 1 ;

  • Неправильная дробь всегда больше правильной (независимо от знаменателя) .

  1. Смешанные числа.

При сравнении смешанных чисел, сначала сравнивают целые части, а затем дробные.

Например, сравнить и . Так как целые части равны, то приводим к общему знаменателю дробные части, получаем: . Значит, .


  1. Числа с разными знаками.

Из двух чисел с разными знаками, всегда больше положительное число.

Например, .

  1. Отрицательные числа.

  2. Из двух отрицательных чисел больше то, которое имеет меньший модуль; или, другими словами, больше то, которое на координатной прямой расположено ближе к нулю.

Например, , так как , или число находится ближе к нулю, чем число.

  1. Сравнение с нулём.

  • Отрицательное число всегда меньше нуля ;

  • Положительное число всегда больше нуля .

  1. Дроби в разном представлении.

Если дроби записаны в разном представлении (одна обыкновенная, другая десятичная), то сначала необходимо представить их в одном виде: либо обе в десятичном, либо обе в виде обыкновенной дроби.

Например, сравнить дроби и . Представим вторую дробь в десятичном виде: и сравним . Значит, .


Мы разобрали 9 возможных случаев. Все они подчиняются одному и тому же правилу:

Если разность чисел а и b положительна, то а b.

Если разность чисел а и b отрицательна, то а b.

Если разность чисел а и b равна нулю, то а = b.

Например, , так как

, так как

, так как .

Разберём ещё такой пример:

Доказать, что при любом значении переменной верно неравенство

Доказательство: составим разность левой и правой части:

. Значит, каким бы ни была переменная а, разность левой и правой части всегда будет равна -9, поэтому левая часть меньше правой, ч.т.д.


Напомним, что среднее арифметическое чисел а и b равно .

Среднее геометрическое чисел а и b равно .

Среднее гармоническое чисел а и b равно .

При положительных а и b верно неравенство:















  1. Поставить вместо * знак =, или

  2. Из данных чисел выписать те, при подстановке которых вместо х получится верное неравенство:


  3. Из данных чисел выписать те, при подстановке которых вместо х получится верное неравенство:


  4. Сравнить значения выражений:

  5. Верно ли неравенство:



  1. Сравнить с нулём значение выражения:


  2. Расположить в порядке возрастания числа:

  3. Расположить в порядке убывания числа:



  1. Не выполняя вычислений, сравнить значения выражений:

  2. Подберите какое-либо число, которое больше одного из данных чисел и меньше другого (результат запишите в виде двойного неравенства):

  3. Существует ли треугольник, у которого стороны равны:

  1. Сравнить числа:

  2. Доказать, что при любых значениях переменной верно неравенство:





3