СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читаю в поисках смысла

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса

Просмотр содержимого документа
«Читаю в поисках смысла»

ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП НОО


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

с углубленным изучением английского языка

г. Жуковского Московской области




«Утверждаю»

Директор МОУ школа № 3

____________В.А.Рыбина

Приказ № от 01.09.2022г.









Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Читаю в поисках смысла»

1 класс










Составитель программы:

Коровина Е.С.
















2022 – 2023 учебный го

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности по курсу «Читаем в поисках смысла» предназначена для реализации на начальном уровне образования и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и примерной основной образовательной программой начального общего образования (ПООП НОО).

Обучение смысловому чтению разработано с целью углубленного изучения предмета «Литературное чтение», формирования метапредметных УУД и всестороннего развития личности ребёнка.

Для реализации данного курса используется комплект учебных пособий, входящих в предметную линию «Школа России».

Методологическая основа программы — системно-деятельностный подход

Рабочая программа составлена на основе ООП НОО, годового календарного графика работы школы, положений и  требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования.

На изучение курса внеурочной деятельности «Читаю в поисках смысла» в 1 классе согласно учебному плану отводится 1 час в неделю (всего 33 часа в год).

Цель программы: формирование личности обучающегося, владеющего основными стратегиями чтения, направленными на достижение читательской грамотности, которая включает в себя умение поиска и анализа информации в тексте, его понимание и интерпретацию, оценку и формирование суждения о тексте.

Задачи программы:

Обучающие:

-расширение и углубление программного материала;

-совершенствование навыков анализа различных фактов языка;

-пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;

-коррекция речи младших школьников посредством проведения упражнений, способствующих общему речевому развитию детей:

обогащению словарного запаса, совершенствованию грамматического строя речи и др.


Воспитательные:

-воспитание любви и уважения к великому русскому языку;

-воспитание чувства патриотизма;

-повышение общей языковой культуры учащихся;

-выявление одарённых в лингвистическом отношении учеников, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

Развивающие:

-развитие интереса к языку как учебному предмету;

- общего языкового развития младших школьников;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные:

обучающихся будут сформированы:

  • понимание того, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, умение находить подтверждение этому в читаемых текстах, пословицах и поговорках;

  • умение называть произведения, фамилии и имена писателей/поэтов (5-6),

пишущих о своей Родине, в том числе и зарубежных;

  • умение предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к Родине;

  • способность делиться чувствами, в том числе и негативными в корректной форме, искать причины своих негативных чувств, объяснять, почему то или иное высказывание собеседника вызывает раздражение или агрессию, предлагать способы выхода из конфликтных ситуаций;

умение пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на уроке; способность осознавать, что свобода всегда связана с ответственностью за свои поступки, что быть свободным, это значит выбирать из многих альтернатив на основе морали и нравственных принципов;

  • способность сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается;

  • умение понимать назначение изобразительно-выразительных средств в литературных произведениях, в частности сравнений и эпитетов.

Обучающиеся получат возможность для формирования

  • способность осознавать эстетическую ценность каждого изучаемого произведения; проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения (взгляда на жизнь, на её проявления, события и пр.);

  • способность применять морально-нравственные понятия к реальным жизненным ситуациям, соотносить с вариантом нравственного выбора, который делает литературный герой какого-либо произведения;

  • умение строить морально-этическое суждение из 7-8 предложений на основе моральных понятий и норм о поступке того или иного персонажа произведения;

  • способность проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач;

  • умение применять в своих высказываниях пословицы и поговорки, отражающие суть бесконфликтного поведения, показывать на их примерах эффективность такой модели поведения;

способность осознавать ценность здоровья для своего будущего, более успешного достижения учебных целей;

Метапредметные:

Регулятивные

  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.);

  • составлять план работы по решению учебной задачи занятия в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока;

  • выбирать вместе с группой (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии оценивания результатов;

  • оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (шкалы, лесенки, баллы и пр.);

  • определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока.

Познавательные

  • считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений;

  • анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

  • замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты;

  • сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ);

сравнивать литературное произведение или эпизод из него с фрагментом музыкального произведения, репродукцией картины художника; подбирать к тексту репродукции картин художника и фрагменты музыкальных произведений из дополнительных источников;

  • отбирать из ряда пословиц (поговорок) нужные для фиксации смысла произведения;

  • сравнивать мотивы героев поступков из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива.

Коммуникативные

  • строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы;

  • осознавать цель своего высказывания;

  • пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;

  • строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;

  • строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме;

  • проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения оппонента; объяснять сверстникам способы конструктивности и продуктивности бесконфликтной деятельности;

  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения;

  • выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении;

опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.

Предметные:

  • осознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовится к национальным праздникам; составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу;

  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

  • рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; предлагать свои варианты разрешения конфликтных ситуаций и нравственных

  • дилемм

  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя

(учебника).

  • осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;

  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

  • пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке;

сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой; писать небольшие по объему сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека, по пословице, по аналогии с прочитанным текстом повествованием.

  • пересказывать содержание произведения выборочно и сжато.

  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте.

  • осмыслять специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства различия и сходства.

  • находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение,

олицетворение).


Содержание курса внеурочной деятельности «Читаю в поисках смысла» с указанием форм организации и видов деятельности

1 класс


п/п

Содержание

Виды деятельности


Формы организации


1.

Стихотворение И.Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь»

Прогнозирование содержания стихотворения. Формирование эмоциональной оценки. Анализ средства художественной выразительности: сравнение. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка.

Беседа-рассуждение

2.

Стихотворение В.Степанова «Что мы Родиной зовём?» Готовимся к выразительному чтению стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовем?»

Прогнозирование содержания стихотворения. Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Анализ идейного содержания. Развитие технической стороны чтения. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка.

Дискуссии

3.

Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи»

Анализ содержания сказки. Творческое задание – придумать свой финал сказки. Словарная работа.

Беседа-рассуждение

4.

Научно-познавательные тексты «Бурый медведь» и «Белый медведь». Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи».

Анализ содержания научно-познавательных текстов. Сравнение текстов разных типов. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение сказки по ролям. Взаимная оценка.

Беседа-рассуждение

5.

Чувашская сказка «Почему зелёные ёлка с сосной?»

Анализ содержания сказки. Определение главной мысли сказки. Восстановление последовательности событий. Логические упражнения.

Беседа-рассуждение

6.

Научно-познавательные текст В. Сивоглазова «Вечнозелёные растения». Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с сосной?»

Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Извлечение нужной информации из научно-познавательного текста. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Выразительное чтение отрывка сказки по ролям.

Дискуссии

7.

Рассказ Н.Сладкова «Рыцарь». Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь».

Актуализация знаний об авторе. Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания рассказа. Анализ средства художественной выразительности: описание. Определение главной мысли рассказа. Развитие технической стороны чтения. Выразительное чтение отвка рассказа.

Беседа-рассуждение

8.

Рассказ Г.Скребицкого «Лесное эхо»

Анализ содержания рассказа. Пересказ по плану. Выявление и обсуждение средства художественной выразительности: описания.

Беседа-рассуждение

9.

Научно-познавательные текст «Эхо». Готовимся к выразительному чтению рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо»

Сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Извлечение нужной информации из научно-познавательного текста Развитие технической стороны чтения. Выразительное чтение отрывка рассказа. Взаимная оценка.

Беседа-рассуждение

10.

Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к чтению по ролям рассказа В.Осеевой «Сторж»

Актуализация знаний об авторе. Анализ содержания рассказа. Словарная работа. Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение отрывка из рассказа. Взаимная оценка

Беседа-рассуждение

11.

Рассказ В. Осеевой «Навестила». Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила»

Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка. Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Инсценировка отрывка из рассказа

Беседа-рассуждение

12.

Рассказ Е. Пермяка «Кто?». Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?»

Анализ содержания рассказа. Составление плана текста. Пересказ по плану. Взаимная оценка. Формирование нравственной оценки поступков героев рассказа. Восстановление последовательности событий рассказа. Составление вопросов к тексту. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Инсценировка отрывка из рассказа. Взаимная оценка

Беседа-рассуждение

13.

Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания рассказа. Словарная работа. Логические упражнения

Беседа-рассуждение

14.

Экскурсия в библиотеку

Работа со словарями. Поиск словарей в каталоге. Поиск нужной информации в словаре

Экскурсия в библиотеку

15.

Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля»

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Инсценировка рассказа

Беседа-рассуждение

16.

Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился

Актуализация знаний об авторе и его произведениях. Прогнозирование содержания произведения. Анализ содержания рассказа. Определение главной мысли рассказа. Характеристика героя. Логические упражнения

Беседа-рассуждение

17.

Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился»

Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение рассказа по ролям

дидакти ческая игра

18.

Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!»

Формирование эмоциональной оценки стихотворения. Определение главной мысли стихотворения. Словарная работа. Развитие технической стороны чтения. Сопровождающее чтение. Развитие интонационного строя речи. Выразительное чтение стихотворения. Взаимная оценка

Беседа-рассуждение


Календарно-Тематическое планирование

1а класс 33 часа)

п/п

Темы занятий

ЦОР

Кол-во часов

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные сроки про-хождения

I триместр (11 часов)


1.

Введение. Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь»

https://resh.edu.ru/


1

01.09-02.09


2.

Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». Готовимся к выразительному чтению стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём»


1

05.09-09.09


3.

Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи»


1

12.09-16.09


4-5.

Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь». Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи»


2

19.09-23.09

26.09-30.09


6-7.

Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной


2

03.10-07.10

17.10-21.10


8-9.

Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с сосной


2

24.10-28.10

31.10-03.11


10-11

Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь»


2

07.11-11.11

14.11-18.11


II триместр (11 недель)


12-13

Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо


2

28.11-02.12

05.12-09.12


14-15

Научно-познавательный текст «Эхо». Готовимся к выразительному чтению рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо»


2

12.12-16.12

19.12-23.12


16-17

Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож»


2

26.12-30-12

09.01-13.01


18-20

Рассказ В. Осеевой «Навестила». Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила


3

16.01-20.01

23.01-27.01

30.01-03.02


21

Рассказ Е. Пермяка «Кто?». Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?»


1

06.02-10.02


22

Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»


1

13.02-17.02


III триместр (11 недель)


23-24

Экскурсия в библиотеку


2

27.02-03.03

06.03-10.03


25-27

Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля»


3

13.03-17.03

20.03-24.03

27.03-31.03


28-29

Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился»


2

10.04-14.04

17.04-21.04


30-32

Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился»


3

24.04-28.04

02.05-05.05

08.05-12.05


33.

Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!


1

15.05-19.05




1б класс 33 часа)

п/п

Темы занятий

ЦОР

Кол-во часов

Плановые сроки

прохождения

Скорректированные сроки про-хождения

I триместр (11 часов)


1.

Введение. Стихотворение И. Токмаковой «Сентябрь». Готовимся к выразительному чтению стихотворения И. Токмаковой «Сентябрь»

https://resh.edu.ru/


1

01.09-02.09


2.

Стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём». Готовимся к выразительному чтению стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём»


1

05.09-09.09


3.

Ненецкая сказка «Бурый и белый медведи»


1

12.09-16.09


4-5.

Научно-познавательные тексты «Белый медведь» и «Бурый медведь». Готовимся к чтению по ролям ненецкой сказки «Бурый и белый медведи»


2

19.09-23.09

26.09-30.09


6-7.

Чувашская сказка «Почему зеленые ёлка с сосной


2

03.10-07.10

17.10-21.10


8-9.

Научно-познавательный текст В. Сивоглазова «Вечнозеленые растения». Готовимся читать по ролям чувашскую сказку «Почему зелёные ёлка с сосной


2

24.10-28.10

31.10-03.11


10-11

Рассказ Н. Сладкова «Рыцарь». Готовимся к выразительному чтению рассказа Н. Сладкова «Рыцарь»


2

07.11-11.11

14.11-18.11


II триместр (11 недель)


12-13

Рассказ Г. Скребицкого «Лесное эхо


2

28.11-02.12

05.12-09.12


14-15

Научно-познавательный текст «Эхо». Готовимся к выразительному чтению рассказа Г. Скребицкого «Лесное эхо»


2

12.12-16.12

19.12-23.12


16-17

Рассказ В. Осеевой «Сторож». Готовимся к чтению по ролям рассказа В. Осеевой «Сторож»


2

26.12-30-12

09.01-13.01


18-20

Рассказ В. Осеевой «Навестила». Готовимся к постановке рассказа В. Осеевой «Навестила


3

16.01-20.01

23.01-27.01

30.01-03.02


21

Рассказ Е. Пермяка «Кто?». Готовимся к постановке рассказа Е. Пермяка «Кто?»


1

06.02-10.02


22

Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»


1

13.02-17.02


III триместр (11 недель)


23-24

Экскурсия в библиотеку


2

27.02-03.03

06.03-10.03


25-27

Готовимся к постановке рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля»


3

13.03-17.03

20.03-24.03

27.03-31.03


28-29

Рассказ Л. Каминского «Как Петя ленился»


2

10.04-14.04

17.04-21.04


30-32

Готовимся к чтению по ролям рассказа Л. Каминского «Как Петя ленился»


3

24.04-28.04

02.05-05.05

08.05-12.05


33.

Стихотворение А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!». Готовимся к выразительному чтению стихотворения А. Рахимова «Каникулы!!! Ура!!!


1

15.05-19.05







«Согласовано»

на заседании ШМО учителей –

__________________________________

Председатель ШМО_________________/_____________/

Протокол №__________от _________________________


«Согласовано»

Зам.директора по УВР

___________________________________/_____________/

_________________________________________________




12