Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 4
Читательская культура школьников:
проблемы и пути их решения.
Учитель начальных классов
МБОУ «ОЦ № 4 Майкопского района» Республики Адыгея
Ударцева Е.В.
Одной из целей обучения является воспитание высоконравственной, духовно богатой личности, с развитыми интеллектуальными, творческими способностями, чувством уважения к русскому языку, истории, культуре, традициям русского и других народов, живущих в нашей стране. В этих условиях книге, чтению принадлежит особая роль, ведь именно литература отражает ментальные особенности того или иного народа, достижения его культуры, способность к уважению толерантного общения с культурами других народов.
Наша республика многонациональна, на её территории соседствуют представители разных языковых семей. Язык, чтение выступают главным средством передачи социального и культурного опыта. Способом передачи и усвоения знаний и духовных ценностей. Именно через чтение, книгу учитель, библиотекарь вводит ребенка в мировую и национальную культуру, в социальную среду общества через межкультурные коммуникации в организации чтения обучающегося.
Актуальная проблема читательского развития школьников, в том, что сегодня не все дети любят читать, не надо спорить с реальностью, с этим надо считаться. В течение ряда лет словесники и библиотекари наблюдают следующую картину: абсолютное большинство подростков читает только программный материал, да и то под руководством взрослых. Низок процент обучающихся, читающих дополнительную литературу по своему интересу. Такая ситуация объясняется несколькими причинами. Во-первых, утеряна традиция семейного чтения, весь домашний досуг сводится к просмотру телевизионных передач. Во-вторых, сегодня компьютерные игры и Интернет забирают основное продуктивное время подростка. В-третьих, резкое изменение общественной жизни, возросло количество семей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребенка через чтение. В-четвертых, современные дети просто не умеют читать! Конечно, речь идёт не о складывании слогов в слова, а о понимании того, что читаешь. Следовательно, акцент в обучении чтению необходимо делать на понимании того, что дети читают, и тут учитель и библиотекарь должен быть им верными помощниками.
В ФГОС ОО особое внимание уделяется формированию читательской компетентности учащихся.
Для начального образования это:
овладение навыками смыслового чтения текстов;
осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных и научно-популярных текстов.
Для основного образования это:
Воспитание квалифицированного читателя сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его письменно и устно.
Что такое смысловое чтение? Способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширить свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Чтение в современной культуре все еще является приоритетным для развития личности, но в контексте происходящих в современном обществе изменений, распространения новых информационных технологий трансформируются его характер, содержание и функции. В данное время чтение рассматривается не только как творческий процесс, ориентированный на формирование и развитие социокультурных компетенций у обучающихся, но и как мощный ресурс развития русского языка.
Основные проблемы современного русского языка:
тотальная безграмотность;
засорение русского языка иностранными словами;
сквернословие, использование нецензурной лексики;
низкий уровень культуры речи;
бездумное использование слов и выражений;
разрушение норм русского литературного языка;
засорение русского языка жаргонизмами.
Именно через чтение, книгу учитель русского языка, литературы и библиотекарь вводит ребенка в мировую и национальную культуру, в социокультурную среду общества, таким образом, осуществляя задачи трансляции культуры, межпоколенческой передачи культурного опыта.
Фактически литературное образование столкнулось сегодня с серьезным вызовом – поиском внутренней мотивации для привлечения детей и подростков к чтению, к литературе, выработкой аргументации и методик для повышения интереса к знакомству, как с русской классикой, так и с наиболее значительными произведениями современной литературы (на русском и родном для школьника языке).
Освоение ребенком классической и современной литературы нуждается во вдумчивом сопровождении взрослыми (учителями, библиотекарями, родителями), необходимо повышение внимания взрослых к самому процессу взаимодействия читателя-школьника и литературы.
«Очень рано дети различают два рода книг: один, который они читают, другой, который им велят читать» - эти слова А. Герцена актуальны и в современном мире. У школьников определились категории – досуговое (свободное) и учебного чтения, которые часто противопоставляются друг другу.
Избыточным становится обязательный список литературы для каникулярного и внеклассного чтения. В связи с этим хотелось бы представить такой вид работы как дневник чтения, который ведут дети с начальной школы. Ценность этой работы состоит в том, что ребёнок не только прочитывает то, что ему рекомендует учитель, но он осуществляет самостоятельный выбор объекта чтения из того, что предложено и имеет право дополнить своим выбором, свободного прочтения. Далее, он выступает в роли критика того, что им прочитано, он составляет отзыв о произведении. Таким образом, являясь создателем своего дневника, ребёнок выполняет роль автора текста, художника-иллюстратора, редактора. Все эти роли помогают сформировать ответственное отношение к чтению как к важной составляющей жизни человека. А вместе с тем, шлифуется умение формулировать свои мысли, оттачивается письменная речь. Такой опыт можно перенести и в средние классы.
Досуговое чтение в рамках внеурочной деятельности способствует расширению читательского кругозора учащихся. Важной составляющей в развитии интереса к чтению в этом возрасте могут стать литературные праздники и литературные игры, викторины, ребусы, кроссворды, олимпиады, конкурсы, в основе которых содержится соревновательный эффект. В основе литературных игр лежат художественные произведения русских и советских детских писателей: А.П.Чехова, Чуйковского, Маршака, Михалкова и т.д. Подготовка к игре захватывает детей порой больше, чем сама игра, иногда ученики готовят инсценировку литературного произведения. Можно отметить, что ребятам очень нравиться принимать участие в таких мероприятиях. И в средней школе литературная игра и проведение акций (Свидание вслепую с книгой) остается одной из самых интересных форм вовлечения ученика в мир книг.
В рекомендуемых списках литературы для прочтения школьниками не всегда уделяется должное внимание произведениям современной литературы (в том числе таких, которые адресованы конкретным возрастным группам), рассказывающим о жизни и проблемах современных детей и подростков. Опыт чтения и обсуждения такой литературы со сверстниками и взрослыми очень важен для школьника и может плодотворно дополнить его читательский опыт, приобретенный при чтении произведений из «золотого канона» русской классики, которые в обязательном порядке присутствуют в школьных программах.
Для решения этой проблемы ученикам старших классов проводятся различные семинарские занятия, защита проектов, литературное анкетирование. Семинарское занятие создает условия для презентации своего мнения, своей позиции, своего читательского интереса. Данная форма работы позволяет каждому обучающемуся подготовить собственное выступление, высказать свою точку зрения, дать критическую оценку прочитанным произведениям. «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты!». Ключевым ядром урока стали представления-презентации самых ярких, запомнившихся, впечатливших книг, которые прочли ребята в последнее время. Проводя такие исследования, можно отметить, что читательский интерес учеников возрос, ведь заметное влияние на досуговое чтение оказывает мода на определенные книги или рекламная «раскрутка». Хорошей рекламой книг являются встречи с писателями и выставки книг.
Выразительное чтение художественных текстов – обязательная составляющая литературного образования. Чтение наизусть фрагментов эпических произведений, лирики, монологов из драматических произведений. В школе реализуется проект по организации и проведению конкурсов чтецов поэзии и прозы различной тематики.
В школе проводятся специальные мероприятия по продвижению чтения:
- привлечение к чтению школьников учителями в рамках предметной деятельности; популяризация научно-популярной литературы;
- проведению мероприятий, посвященных Дню русского языка, Всемирному Дню поэзии, Всемирному Дню книги, День славянской письменности и культуры и т.д.
- проведение в школах литературных конкурсов;
-формирование положительного общественного мнения о ценности и значимости чтения (причины, по которым надо читать книги).
Ещё одна проблема, затронутая в Концепции: несоответствие изучаемых произведений возрастным особенностям учащихся – одна из ключевых проблем школьной педагогики: детям и подросткам, как правило, предлагают для освоения книги, написанные для взрослых. «Чтение на вырост» возможно и оправданно, если оно посильно для читателя. На преодоление психологических и когнитивных барьеров юному читателю сегодня требуется всё больше и больше времени и сил.
Также растет несоответствие речевого опыта современных школьников и языка литературных произведений. Часто дети и подростки сталкиваются с различными вариантами непонимания литературных текстов: ими не опознаются некоторые грамматические формы и категории, им неизвестны значения многих слов (они были понятны их сверстникам еще недавно), неясен смысл и подтекст бытовых ситуаций, обычаев, жизненных установок героев, живущих в иных социокультурных условиях.
Глубоко понять прочитанное – вот что должно стать устремлением каждого ученика. Это устремление зависит от степени эстетического, историко -культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развить их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения. Здесь нам помогают поисковые формы обучения: лабораторная работа с текстом, составление словаря, мини-исследование. Тем более что нашим детям необходимо освоить тексты, очень далеко отстоящие по времени. Хорош в этом смысле приём составления словаря к какому-либо произведению (русской классики, фольклорному или национальному).
Необходимо объединение усилий сотрудников разных культурных организаций в целях создания единого поля освоения русского языка и литературы, осознанное согласование школьных педагогических стратегий с использованием образовательных и культурных ресурсов музеев, театров, библиотек, работающих в конкретном регионе (в том числе, усилия школьных библиотек). На примере нашего образовательного центра, мы тесно сотрудничаем с библиотеками сельских домов культуры п.Удобного и п.Победы. Реализуются мероприятия по урочной и внеурочной деятельности, создание системы поддержки образовательного процесса и развитие читательской культуры школьников.
При изучении русского языка следует использовать всё разнообразие текстов художественной литературы (классической и современной) и нехудожественные тексты разных функциональных типов.
Соответственно, необходимо комплектовать фонды школьных библиотек художественной литературой с учетом возрастных, гендерных, этнокультурных особенностей восприятия школьников. И это одна из главных проблем современных школьных библиотек. Если с учебной литературой (учебниками) обеспечение происходит ежегодно на федеральные инвестиции, то с художественной литературой (классической, современной и детской) и региональной художественной литературой адыгейских писателей, поэтов дело обстоит очень плачевно. Школа проводит своими силами благотворительные акции «Подари книгу школе», но это не решает основную проблему комплектования художественной литературой.
Необходимо формировать культуру использования информационно-коммуникационных инструментов и ресурсов ( включая бумажные источники и электронные, программы орфографического контроля, поисковые системы и устного ввода). Навыки такого рода следует развивать на всех этапах образования. Проводить модернизацию системы библиотечно-информационного обслуживания. Библиотека должны быть современными, инновационными, обеспечены современной техникой и свободным доступом в Интернет.
Невозможно как игнорировать проблему не чтения в школе, так и перекладывать ответственность за (не)чтение на плечи детей и их родителей, сводить к минимуму адресованную тем и другим специальную психолого-педагогическую поддержку.
Прежде всего, сам учитель и школьный библиотекарь должен знать психологические особенности современных детей и подростков и быть готовыми работать с разными их группами (как одаренными, так и слабо мотивированными; с детьми мигрантов; детьми с особенностями развития и т.п.) и обучающимися разных читательских потребностей. Проводя такие работы можно отметить, что читательский интерес учеников возрос, помимо этого ребята проявляют свои творческие способности (создают собственные иллюстрации к литературным произведениям, сочиняют стихи, пишут сказки, рассказы).
Можно сделать вывод, что деятельность общеобразовательного учреждения в популяризации чтения и читательской культуры школьников должна быть целенаправленной и комплексной и отражать взаимодействие всех участников образовательного процесса (школьников, классных руководителей, учителей-предметников, администрации, родителей, учреждений дополнительного образования, общественных организаций); использование традиционных и инновационных форм и методов работы; информационно-рекламную деятельность школьной библиотеки; научно-методическое обеспечение данного вида деятельности.