ЧТО МОЖЕТ КАРТИНА, ПОДАРИТЬ ЗРИТЕЛЮ?
( дети 9 – 10 лет ).
Мы смотрим на рисунок, картину, скульптуру, и удивляемся, радуемся, восхищаемся, или наоборот грустим, печалимся, сожалеем. А может быть, ничего этого с нами не происходит, просто смотрим и всё, и никаких особых чувств не испытываем. Вобщем, понимаем так, как понимаем и у каждого зрителя это происходит по-своему. Но наш разговор, будет о том зрителе, который получает от изобразительного искусства удовольствие, о том кто любит его и ценит, кто считает, что оно ему необходимо. Что же даёт искусство такому зрителю? Это очень важный и обширный вопрос и поэтому давайте попытаемся на него ответить, хотя бы на какую-то его часть.
Итак, представьте, что перед нами картина знаменитого русского художника Карла Павловича Брюллова « ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ПОМПЕИ». Картина очень известная, экспонируемая, вот уже в течение многих лет в залах Государственного Русского музея. Зрители подолгу смотрят на неё, рассматривая, довольно большое по размерам изображение, наполненное изрядным количеством самых разных деталей: от фигур человеческих до архитектурных и природных явлений. Я уже не говорю о том большом количестве поз, жестов, движений, присутствующих в картине. Вся её композиция, заполнена движением до такой степени, что даже самый первый взгляд, даёт ощущение изобилия этого движения. Движется почти всё: группы людей, летящие и падающие части зданий, надвигающаяся на город стена огня. И вдруг, в этом динамичном изображении, взгляд зрителя, останавливает неподвижная сцена, группа из двух фигур – матери и ребёнка. Останавливает, заставляет испытывать боль, от того, что, смотрящий, догадывается, что произошло и это не может на него не подействовать. Но по истечении какого-то времени, он снова возвращается к рассматриванию всего полотна и понимает, как много изобразил художник, как наполнил он свою картину, персонажами, действием, драматургией. Брюллов очень старался и очень хотел убедить зрителя в том, что произошедшее в первом веке нашей эры с Помпеей – ужасная человеческая драма. Как будто страшная сцена из спектакля разворачивается перед, смотрящим. Но эта сцена безмолвна и недвижима, она говорит на своём языке, языке живописи. А зритель, пытается его понять, прочитать, оценить его художественный смысл. Он вглядывается в фигуры, лица, позы, жесты. Он выстраивает свои догадки, предположения. Он сочувствует, жалеет, переживает. Он ещё и ещё раз, внимательно всматривается в картину.
А теперь, немного истории. Когда-то, в далёком 1833 году, живший и работавший в Италии, известный русский художник Карл Брюллов увидел раскопки древнего города, погибшего после извержения вулкана. Увиденное, породило мысли, а они, породили желание написать картину. А дальше, начинается главное, начинается придумывание – сочинение на плоскости с помощью красок, того события, которое произошло почти 18 веков тому назад. Именно из придумывания и рождается художественный смысл, то есть то, как событие будет осмыслено и изображено художником. Это очень важный момент в любом виде искусства, не только в изобразительном. Потому, что мы никогда не должны с вами забывать, что всё искусство, любой его вид, это ПРИДУМЫВАНИЕ, придумывание автором идеи и, её реальное воплощение – создание художественного произведения.
Итак, художник Брюллов, подарил зрителю картину, на которой он создаёт изображение явления далёкой истории, в соответствии со своим, собственным
- 2 -
художественным представлением об этом реальном историческом факте и желанием выразить этот факт так, а не иначе. И теперь уже картина, начинает отдавать себя зрителю в виде явления искусства, которое он, зритель, должен осмыслить, понять,
почувствовать. Напоминаю, что речь идёт о заинтересованном зрителе, о том, кто любит искусство.
Что же может подарить зрителю картина? К сожалению, у меня нет точного ответа на этот вопрос. Наверное, тут могут быть самые разные мнения, но я, в данном случае, хочу высказать следующую точку зрения.
Она может подарить зрителю впечатление. Впечатление, в котором есть самые разные чувства, ощущения, эмоции. Оно, как бы создаёт в душе зрителя особое состояние, которое присуще ему уже не просто, как человеку, но именно как зрителю. Он обретает в этот момент особое качество, позволяющее ему проникать в тайны природы изобразительного искусства. Картина заставляет его думать и размышлять, искать ответы на самые разные вопросы, она призывает его с чем-то согласиться, а с чем-то, может быть, нет, она призывает его к сотворчеству с художником, то есть заставляет зрителя участвовать в процессе понимания того, что хотел сказать художник, как он это сделал и, как это воздействует на него, зрителя, как это волнует его, вызывает в нём желание смотреть картину.
Это очень сложный процесс – восприятие произведения изобразительного искусства. В нём участвуют две стороны – художник и зритель. Художник, творит, зритель, воспринимает его творение. Между ними происходит своеобразное общение. В нашем примере, великий русский художник предлагает свою художественную версию гибели Помпеи. Версию очень драматичную, полную мужества, человеческого достоинства, любви к близким и, всё же не побоюсь этого слова – страшную. Зритель, смотря на эту версию, анализирует её и выстраивает в сознании, своё представление о картине. И это мне хочется подчеркнуть, именно о картине, то есть о выражении исторического явления посредством искусства. Не само явление перед нами, а его отражение в образах. Вот это очень важно помнить всегда. Далёкое прошлое, исторический факт, осмыслен художником. А это значит, что всё, что присутствует на полотне имеет отношение к творческой фантазии автора и как бы не хотелось поверить, что именно всё так и было на самом деле, как изображено в картине, сделать мы с вами этого не сможем. Нам всегда будет мешать то самое ПРИДУМЫВАНИЕ, о котором говорилось выше. И какие бы сильные впечатления и эмоции мы не получали, оно всегда будет отправлять наши мысли к автору, к тому, кто всё это сочинил. Мы всегда будем помнить об этом, так уж устроено искусство, его природа.
А ещё, так мне кажется, картина дарит зрителю радость открытия. Открытия тайны, тайны художника, тайны его художественного сочинения. Он, художник, работая над картиной, искал её и нашёл, для себя и теперь, он предлагает найти её зрителю, понять его, автора, быть может, почувствовать то, что он ощущал. Он, как бы просит зрителя: « Не спешите, не торопитесь, посмотрите внимательнее и Вы, может быть, поймёте и почувствуете то, о чём я говорю. Картина не любит спешки, она, результат времени, а время надо осмыслить».
Да, уважаемый читатель, когда мы с вами становимся зрителями, то тут надо думать, думать и думать.
Брюллов, подарил зрителю своё представление о том страшном историческом событии, он написал полотно в присущей ему академической манере, в соответствии с его взглядами на характер и качество живописи.
Но в огромном мире изобразительного искусства такое великое разнообразие живописных манер, породивших такое великое множество картин, что вопросы их восприятия зрителем, будут возникать всегда и, ответы на них, будут всегда
- 3 -
скрываться в тайнах души и чувства самого зрителя, в его любви и желании смотреть и понимать картину. Я не знаю, что дарит картина, каждому конкретному зрителю. Но если человек хочет смотреть, любит смотреть и получает от этого удовольствие то, наверное, это и будет главный её подарок. И пусть он смотрит всё, что хочет, разные картины, разных художников, пусть получает свои впечатления, высказывает свою точку зрения, пусть душа его, работает во благо его самого, ведь наверное и для этого, художники пишут картины.
В. Пискурёв. Март 2005г.