
Составила воспитатель МБДОУ№58 Литвиненко И. П.
Содержание:
Всех труднее в 1 – класс, потому что в первый раз! А родители детей, которые идут в первый класс, не только знают, но и опасаются ее превращения в реальность. Как сложатся отношения с первой учительницей, с одноклассниками; будет ли ребенок с удовольствием посещать школу, получит ли он необходимые знания – вопросы, волнующие мам и пап будущих школьников.

Что должен уметь будущий первоклассник?
Вопрос о том, должен ли ребенок, идущий в первый класс, уметь читать и писать, беспокоит многих родителей. Официально руководство средней школы не имеет права отказать в приеме в первый класс, ссылаясь на неумение будущего первоклассника читать или писать, если иное не прописано в Уставе учебного заведения. Все же большинство детских психологов и педагогов сходятся во мнении, что ребенок эффективнее усваивает школьную программу и чувствует себя увереннее, если умеет читать и писать. Однако это далеко не единственное требование, предъявляемое к будущему первокласснику.
7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:
свое имя, фамилию и отчество;
свой возраст и дату рождения;
фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
страну, в которой живет, и ее столицу;
основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
основные цвета и их оттенки;
части тела человека;
предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
профессии, виды спорта;
виды наземного, водного, воздушного транспорта;
известные русские народные сказки;
великих русских поэтов и писателей (Барто А. Л., Маршак С. Я., Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.
Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.
Необходимые математические представления к началу школьного обучения:
знать цифры от 0 до 9;
уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним (соседи числа);
понимать смысл знаков «+», «–», «=», «», «3);
уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
уметь сравнить количество предметов в двух группах;
решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.
Также будущий первоклассник должен уметь:
правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
рисовать геометрические фигуры;
закрашивать карандашом и штриховать фигуры в разном направлении, не выходя за контуры;
проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
писать по образцу печатные буквы;
аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, вырезать по контуру не только прямоугольники и квадраты, но круги, овалы);
лепить из пластилина и глины;
клеить и делать аппликации из цветной бумаги.
В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту, умение задавать вопросы по существу. Также будущий первоклассник должен:
Последовательно излагает свои мысли, умеет составлять рассказ по картинке;
Использует в своей речи не только существительные и глаголы, но и достаточно прилагательных, есть местоимения, числительные и т.д.;
Правильно строит предложение, слова ставит по порядку, согласовывая между собой;
Различает звуки в слове.
Что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо:
различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;
знать диких и домашних животных;
называть несколько (2-3) зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, синица, ласточка, голубь, ворона и т.д.);
знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);
знать названия 2-3 комнатных растений;
знать названия овощей, фруктов, ягод;
иметь представление о различных природных явлениях;
называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), уметь назвать весенние месяцы, зимние, летние и осенние. Рассказывать стишки и уметь загадать загадки о временах года.
Следует помнить, что готовность ребенка к школе, залог успешности, спокойной быстрой и положительной адаптации к школе и учителю. Поэтому, главное – психологическая готовность ребенка к началу школьного обучения и стремление к получению новых знаний. Спокойное восприятие всех изменений в жизни ребенка в первую очередь взрослыми, без волнения и запугивания ребенка школой, учителем. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма. С любовью верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!
«Самые, по видимому, простые и обыкновенные предметы часто бывают, в своей сущности самыми важными и великими…» (В.Г.Белинский)
Советы психолога:

1. Сформируйте у дочки или сына реалистичное представление о школьной жизни. Расскажите ребенку о том, что его ждет: будут разные интересные задания, появятся новые друзья, а еще школьная форма и портфель (как у взрослых). Пусть будущий первоклассник узнает также, что ему предстоит делать уроки, придется раньше вставать и времени для игр будет меньше.
2. Переход из беззаботного дошкольного детства к регламентированной жизни ученика - процесс небыстрый и может занять несколько месяцев. Поэтому первые полгода не требуйте от малыша слишком много, помните о том, что сохранить положительное отношение первоклассника к школе и учебе, пожалуй, важнее, чем отличная успеваемость по всем предметам
2. Школа - стресс даже для ребенка, который готов к обучению физически, интеллектуально и психологически. Определить актуальный уровень готовности ребенка к школе Вам поможет детский психолог. В процессе консультации и тестирования Вы сможете принять взвешенное решение: стоит ли отдавать сына или дочь в школу в этом году, или лучше продлить дошкольное детство еще на один год.
3. Если в семье есть первоклассник, позаботьтесь о том, чтобы домашняя жизнь была стабильной: постарайтесь соблюдать режим дня, не затевайте ремонт в квартире, избегайте ссор.
4.. Пусть приоритетом в учебе будет активное исследование окружающего мира. Стимулируйте интерес первоклассника к процессу получения знаний, делайте вместе с ним маленькие открытия, читайте и обсуждайте книги, собирайте гербарий.
5. У 6-7-летних детей навыки самоконтроля еще не сформированы, поэтому поначалу им нужна Ваша помощь при выполнении домашних заданий. Прежде чем маленький ученик начнет писать или решать, спросите его, что он будет делать сначала, что потом? Когда задание будет сделано, обязательно задайте вопрос, правильно ли он решил или написал, нравится ли ему то, что получилось. Так Вы научите малыша контролировать свои действия. Не забывайте похвалить его за самостоятельность, упорство и правильное решение.
6. Обращайте внимание, в каком настроении Ваш маленький ученик возвращается из школы, спрашивайте о том, как он провел день и слушайте, что он рассказывает, наблюдайте, во что играет. Первоклашки еще не утратили детскую непосредственность, поэтому игры могут рассказать Вам об отношении ребенка к учительнице, одноклассникам и самой учебе гораздо больше, чем слова
Необходимо помнить о том, что в процессе взросления ваш ребенок проходит через кризис семи лет.
Помощь для родителей первоклассников:
Существует несколько советов способных существенно облегчить жизнь первоклассника и его родителей:
1) Режим дня. Соблюдение режима дня поможет избежать переутомления, психологического выгорания ребенка. При этом в режиме нужно прописать не только время подъема и отбоя, но и время, отведенное на выполнение домашних заданий, посещение кружков, и не забыть о прогулках и играх на свежем воздухе.
2) Преодоление страхов. Важно помнить о том, что большинство людей испытывает страх перед неизвестностью. Ребенка может тревожить новая обстановка, незнакомые люди. В этом случае поможет разговор по душам. Поддержите ребенка, признав и поняв его опасения, и попробуйте вместе их преодолеть.
Не лишним будет провести экскурсию по школе, показать, где находится туалет, столовая, запасные выходы, чтобы первоклассник уверенно чувствовал себя в стенах школы.
3) Канцтовары. Тетради, карандаши и ручки – это рабочие инструменты школьника, и от того, насколько ему удобно и комфортно с ними работать, во многом зависит качество учебы
4) Учеба. Первоклассник может сосредоточенно выполнять домашнее задание не более 30 минут. Поэтому стоит позаботиться о динамических паузах во время выполнения уроков. На первых порах необходимо помогать ребенку. Оказывая помощь, предоставьте возможность школьнику самостоятельно справиться с домашним заданием, направляя и подталкивая к правильному решению. Так родители сохранят свои нервные клетки, а первоклассник почувствует себя более уверенным и самостоятельным.

,
Желаю вашим детям, чтобы День знаний 1 сентября стал для них началом новой, необыкновенно интересной жизни, полной множества открытий! А для вас родители поступление в школу их любимого чада пусть станет возможностью еще раз пережить приятные моменты учебной жизни!+