Тема урока: Что создавалось трудом ремесленника. Что такое ремесло
воспитывать старательность, аккуратность, чувство ответственности за работу, выполняемую в группе;
учить детей делать покупку, умению соотносить свои желания и возможности в условиях игровой ситуации;
формировать умение пользоваться деньгами при покупке товара.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности. | Прозвенел звонок весёлый Все готовы? Всё готово? Мы, сейчас, не отдыхаем, Мы, работать начинаем -Посмотрели друг на друга, улыбнулись. Пожелайте удачи на уроке друг другу. -Сегодня мы отправляемся в путешествие и познакомимся с вами, а вот с чем. Вы узнаете, выполнив задание. - Перед Вами набор букв, попробуйте, найти слово, которое повторяется несколько раз. Прочитайте слово. | ОАРНМДВРЕМЕСЛОКЛОВРСТМНРЕМЕСЛОЛВЛОАРРКПИИМРЕМЕСЛОПАР |
Введение в тему урока. Актуализация знаний, постановка проблемы. | - О чем мы будем говорить на уроке? - Мы с вами уже знаем, в каких домах жили славяне, что находилось в этих домах, как велось хозяйство. Продолжаем знакомиться с жизнью людей того времени. - Давайте выясним значение слова «ремесло». -К чему мы можем обратиться? (толковый словарь, Интернет, энциклопедии, спросить у взрослых). Работа в группах. - Первая и вторая группа - найдет значение слова «ремесло» в толковом словаре; - Третья группа - найдет значение этого слова в Интернете; - Четвертая группа - спросить значение этого слова у взрослых - Итак, ремесло – изготовление изделий ручным способом. - Ребята посмотрите на слайд, где расположены изделия. - Как вы думаете, какими качествами должен был обладать человек, который изготавливал эти изделия? | Находят значение слова Ответы детей. Делают вывод. Умелый, талантливый, творческий человек. |
Знакомство с новым материалом. | Люди, которые всё своё время посвящают изготовлению нужных в хозяйстве вещей ручным способом, которые занимаются профессиональным ремеслом – называют ремесленником. - Сначала ремесленник работал один, но это было не очень выгодно, потому что одному трудно добиться больших результатов. Тогда мастера стали объединяться в бригады – артели. -Теперь они могли принимать от населения заказы. Одни артели ходили по сёлам, городам в поисках заказов. Таких работников называли странствующими. Другие оставались на одном месте, жили в одном селе или городе. | Дети внимательно слушают, запоминают понятия: ремесленник, артели |
Первичное закрепление знаний. | - Я сейчас проверю, кто внимательно меня слушал. Перед вами рабочий лист. Найдите понятия, над которыми мы работали («Филворд») (Приложение 1) -Давайте проверим Ваши ответы. | Профессиональное занятие – изготовление изделий ручным способом – называется… | Одному было не выгодно работать, тогда мастера стали объединяться в … | Человек, который занимается профессиональным ремеслом, называется…. | Артели, которые ходили по сёлам, городам в поисках заказов, называются… | | | | | | | | | |
Работа в группах. | - В старину всякую вещь – и ту, что кормит, и ту, что забавляет, мастерили своими руками: избу, телегу, лапти, конскую упряжь, чашку, ложку, свирель, рожок, печь. Люди создавали красоту вокруг себя очень давно. -И сегодня Вы познакомитесь с некоторыми видами ремёсел, благодаря которым трудовая деятельность преображалась. -Я предлагаю вам побыть ремесленниками и отправиться в путешествие в ремесленную мастерскую. Мастерские будут следующими: гончарное ремесло, ткацкое ремесло, ювелирное ремесло, строительное ремесло Прием «Углы» -Перед каждым из вас лежит пазл картинки. Переверните. Ваша задача: собрать вывеску для каждой мастерской. - В четырех углах класса прикреплены названия мастерских. Внимательно посмотрите на часть картинки и подумайте, к какой мастерской можно отнести данный фрагмент. (учащиеся подходят к выбранному углу, находят партнера не из своей группы, собирают картинку из пазлов, исправляют ошибки, если есть). - Итак, получилось 4 ремесленных мастерских. Назовите. - У каждой группы тексты о данном виде ремесла, план. Ваша задача прочитать текст, обсудить в группе и ответить на вопросы по плану, подготовить презентацию вашего ремесла. - Затем на формате А3. Выбрать нужные иллюстрацию из конверта, вписать название ремесла, указать материал, из которого изготавливается изделие, название изделий, приклеить иллюстрацию с изображением ремесленника и его изделия, изготовленного в мастерской. -Защита проектов. А все остальные, когда отвечает группа, вы должны внимательно слушать и заполнить таблицу по каждому ремеслу. Указать материал и названия изделий. Ремесло | Материал | Изделие | гончарное | | | ткацкое | | | ювелирное | | | строительное | | | | Дети собирают из пазлов картинку. Вспоминают правила работы в группе Гончарное ремесло Ткацкое ремесло Ювелирное ремесло Строительное ремесло На данную работу Вам дается 10 минут (таймер). В конце данной работы защитить проект. |
| Итак, справились с заданием, и мы отправляемся дальше в путешествие. -Ребята посмотрите, вы узнали о каждом ремесле: как делают, какие изделия изготавливают. - А что потом люди делали с этими изделиями? Как вы думаете? (продавали на ярмарках) - А вот что люди получали взамен? Попробуйте, отгадать ребус. -Для чего нужны деньги? -Какие бывают деньги? - А для чего необходимы деньги? - Сегодня на уроке представим себя на ярмарке. И тогда, и сейчас можно было купить на ярмарке всё, что душа пожелает - от сладостей до ювелирных изделий. -Ярмарка - это место, где что-нибудь продают или покупают. – - Ярмарки проводились в определенных местах на больших площадях в разные времена года. - А как вы думаете, деньги были тогда таким же, как сейчас? - Итак, в каждой группе, посовещайтесь и выберите, продавца в вашей группе - Кто такой продавец? - Задача продавца: ему необходимо продать свой товар, завлечь покупателей. Покупая товар, вы должны перевести старинные деньги в современные, пользуя таблицу. У каждой группы конверт. Посмотрите и посчитайте сколько у вас денег в конверте. -Товары все имеют с условным обозначением цены «Таблички-ценники» Прием «Круг» - Начинаем нашу ярмарку! Продавец остается в группе, а остальные участники двигаются по часовой стрелке, заходят в каждую группу/палатку, переводят старинные деньги в современные, выбирают и покупают нужный товар для своей группы. Все купленные товары складывайте в корзину. Не забываем про количество денег в конверте. Игра «Блокнот» Записываем в свои блокноты «Доходы» и «Расходы» (Приложение 1) - Товары проданы. Молодцы! -Продавцы посчитайте, пожалуйста, свои «Доходы». Сколько денег вы заработали для своей группы на ярмарке. -Ребята, а вы посчитайте сколько сегодня денег вы потратили на ярмарке и сколько осталось. | Приложение 1 Алтын - 3 коп Гривенник - 10 коп Пятиалтынный - 15 коп Полтина - 50 коп 2 полтины - 1 рубль Гончарное ремесло | КУВШИН | 2 пятиалтынных и 4 алтына | | МИСКА | 1 полтина без 5 алтынов | | Ткацкое ремесло | ПЛАТОК | 4 пятиалтынных с 2 гривенниками | | ПОЛОТЕНЦЕ | 2 полтины без 2 алтынов | | Ювелирное ремесло | БУСЫ | 2 полтины и 5 гривенников | | ПЕРСТЕНЬ | 8 алтынов | | Строительное ремесло | СТУЛ | 1 полтина и 2 пятиалтынных | | СКАМЕЙКА | 5 гривенников, 1 полтина без 1 алтына | | |
Обобщение и итог. | - Мне было приятно наблюдать, как вы работали в группах: по-деловому, мастерски, как настоящие ремесленники. Мы побывали на ярмарке, были в роле продавца и покупателя. - Итак, что нового узнали на уроке? -Что такое ремесло? - Какие виды ремесел существуют? (обратиться к схеме) -Как вы думаете, все ли ремёсла мы назвали? -Историки насчитывают более 200 видов ремёсел. | Ответы учащихся |
Рефлексия. | -Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… | |
Домашнее задание | - Найти и подготовить сообщение о видах ремесел, которые еще существовали. | |
В ходе урока была использована дидактическая презентация, которая позволила более эффективно осуществить принцип наглядности с учетом возрастных особенностей детей, коллективные формы работы, использовать такие методы, как метод контроля (фронтальная проверка знаний), личностно-ориентированный метод (работа в группах), информационно-рецептивный метод, словесный метод, здоровьесберегающие технологии.
Доступность и наглядность учебного материала была достигнута посредством рабочего листа, большого количества иллюстративного материала. Использование информационно-коммуникационных технологий помогло развивать у учащихся навыки контроля и самоконтроля.
На уроке окружающего мира были включены дидактические элементы по финансовой грамотности. Уже в начальных классах учащиеся начинают освоение основных терминов, составляющих суть экономики: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена, доходы, расходы.