Начало
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет-сыплет снег - снежок!
Начинается урок!
Мы начинаем урок русского языка.
-Постараемся, чтобы наше отличное настроение сохранилось на весь урок.
-Мне очень хочется, чтобы этот урок русского языка был для вас интересным и познавательным.
- На нашем уроке присутствуют гости, давайте поприветствуем их.
Присаживайтесь.
-Мне очень хочется, чтобы этот урок русского языка был для вас интересным и познавательным. Сегодня у нас не обычный урок русского языка , а урок, на котором вы будете художниками, волшебниками, фантазерами..
- Итак, в путь!
2. Чистописание
Начинаем наш урок с чистописания.
Я тетрадь свою открою Под наклоном положу
Я от вас друзья не скрою Ручку я вот так держу
Сяду ровно, не согнусь, За работу я возьмусь
-Откроем тетради. Запишем число, классная работа.
-Ребята посмотрите на узоры, на какую букву они похожи?
Да, ребята, на красивую росписную букву м.
Такую росписную старинную букву называли буквица.
Вот такую буквицу учились долгие годы рисовать, вырисовывать, чтобы она была красивая, аккуратная. А где мы встречали старинные буквы?( в старинных книгах)
- И мы сейчас тоже поучимся писать красиво эту букву.
Запишите в тетрадях заглавную и строчную букву Мм. Подружите их. Пропишите соединения два раза.
Мм
А теперь представим, что мы с вами как художники, и украсим нашу букву м росчерком. Посмотрите пожалуйста ( показываю на доске
-Пропишите росчерк у себя на линейке два раза.
-Молодцы! Спинки держим ровно. Сидим красиво.
- Чьи рисунки на окне
Как узор на хрустале
Щиплет каждого за нос
Зимний дедушка …(мороз)
- Молодцы, мороз. Поработаем с этим словом. У доски будет работать….
(у доски один уч-ся) Ударение, безударная гласная, орфограммы.
-Подберите проверочное слово, можно проверить?
-Какое это слово?
-Совпадает произношение с написанием?
-Запишите его транскрипцию.
-Дайте устно характеристику звукам.
Подберите синоним к этому слову – холод Антоним -жара
-Молодцы.
-А какие вы знаете пословицы со словом МОРОЗ?
Береги нос в большой мороз.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
- Как вы понимаете смысл пословиц?
-Запишите одну на выбор пословицу.
-Подберите однокоренные слова к слову мороз?
Мороз, морозный, морозить;
-Посмотрите, все слова являются однокоренными?.
-Запишите слова первой строчки, выделите корень.
-Оцените свою работу, покажите, как вы справились с этим заданием. 1снеж
-Вы уже знаете много о словах, их лексическом значении, составе слова.
- Все слова можно разделить на группы. Какие группы слов мы с вами сейчас выделили? Слайд
- Ребята. Как вы думаете, что означает ? (существует ещё какая-то группа слов)
- Посмотрите на группы слов. Для чего нам нужны все слова? Слова мы используем в нашей речи. Все они являются частью нашей речи. Кто догадался, как будет называться тема урока? Части речи.
- Что вы знаете о частях речи? Это слова.
- Что вы хотите ещё узнать? Узнать какие бывают части речи, как они называются, их признаки,…
- у вас на партах лежат листочки с текстом. Прочтите его.
Давным-давно в одном городе жили-были слова: снег, морозы, снегири, сильные
пушистый, красногрудые, ударили, прилетел, выпал.
Жили они все дружно в одном домике. Слов становилось всё больше и больше, что им стало тесно, да и домик был очень старый и маленький. И вот однажды зимой выпало много снега, подули холодные ветры. Домик занесло снегом, и….он просто развалился. Но слова не растерялись. Они дружно выстроили себе новое жильё, да не один домик, а несколько домов и с радостью расселились в них.
Посмотрите, какие слова поселились в 1 домик? Во 2? В 3?
снег морозы снегири | сильные пушистый красногрудые | ударили прилетели выпал |
А почему они так расселились?
- Как будем решать проблему? (ответы детей)
- Мы уже не раз были исследователями, а сегодня новое задание. Я предлагаю поработать в группах и исследовать слова, сделать выводы. ( раздаю детям таблицы, работают)
Выберите в группе ответственного. Читайте внимательно задания и выполните их.
- Кто готов? Выходим к доске.
- У нас получилась схема. Давайте сделаем общий вывод.
По одному от группы выступают ( на домик приклеивают слова, вопросы)
- Что же такое части речи? Слова.
- На какие группы делятся части речи? Как они называются?
- Прочитает о частях речи в учебнике. Стр. 41. Совпадают ли наши выводы с правилом учебника?
-Молодцы! Оцените свою работу на этом этапе урока. 2 снеж
Физминутка
Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)
Хорошо, продолжаем урок.
- Вернёмся к словам. Они хоть и расселились в разные домики, но всё же дружат друг с другом. Они часто выходят гулять и берутся за руки. Тогда получаются….. предложения. Составьте их. ( у доски)
- Запишите в тетрадь предложения.
Выпал пушистый снег. Ударили сильные морозы.
Прилетели красногрудые снегири.
- Давайте выделим части речи над словами. Подпишем сверху. В русском языке принято указывать и сокращать части речи так. (учитель показывает как это сделать) в 1 предложении, далее работу проводят дети.
- Ребята, так как же называются слова, живущие в 1 домике? Во 2? В 3? А как назовём всю улицу?
- Недалеко от домиков, где живут слова есть парк. Я предлагаю отправиться туда. Пока мы идём, давайте понаблюдаем за падающим снежком.
- Вот мы с вами и очутились в парке. (работа с рисунком в учебнике) стр. 40
- Кто ещё пришёл в парк?
- Рассмотрите рисунок.
- Кого вы видите на рисунке? (девочку, мальчика, ворону, белочек, синичку)
- Как называются слова, которые вы назвали? – существительные.
- Подберите к существительным подходящие по смыслу прилагательные. Девочка какая?... добрая, маленькая… Ворона какая? … важная, серая…., Белочки какие?...рыженькие, шустрые …
- Придумайте слова - действия этих предметов. Девочка что делает? кормит…..
- Какие части речи вы сейчас назвали?
- Придумайте устно предложения с данными словами.
- Ребята, посмотрите: снегом намело целый сугроб, а вместе с ним слова. Из этих слов нам нужно составить предложение, но чтобы оно соответствовало схеме.
прил. сущ. гл. сущ.
Маленькая синичка села ветку.
-Понравилось ли вам предложение? Чего в нём не хватает? Исправьте ошибку, запишем предложение.
Маленькая синичка села на ветку.
- Имена сущ. могут употребляться вместе с маленькими словами - предлогами. Они не имеют вопросов и ничего не обозначают. Зато они помогают делать смысл предложения понятным, изменяя формы слов.
- Найдём в предложении главные члены, подпишем части речи.
- Молодцы, оцените свою работу на этом этапе урока. Снежинка 3
- Вернёмся к началу урока. Наши слова нагулялись и расходятся по домам, каждое в свой домик.
- Что же будем делать с предлогами? Поселим их в пустой домик.
Частей речи гораздо больше, они живут на другой улице, мы познакомимся с ними позже.
7. Работа с индивидуальными листами.
-Давайте закрепим материал.
-Что я держу в руке? (снежинка)
-На какой вопрос отвечает это слово?
-Что обозначает?
-Как называется эта часть речи, которая обозначает предмет?
-Подберите к этому существительному прилагательное.
-На какой вопрос отвечает прилагательное?
-Теперь подберите к нему глагол?
- У вас на партах лежат листочки с заданием.
-В первом столбике записаны предметы. Подберите подходящие к нему по смыслу прилагательное и глагол
существительное | прилагательное | глагол |
снег | | падает |
зима | холодная | |
снеговик | | растаял |
санки | быстрые | |
- Проверим, что у нас получилось. ( читают по цепочке)
-Молодцы. Оцените свою работу. Снежинки 4
-А сейчас давайте обобщим наши знания и оценим нашу работу на всем занятии. Посмотрите на поля самооценивания. Каких снежинок у вас больше всего? Выберите соответствующую снежинку. И давайте украсим сказочное окно с помощью этих снежинок. ( дети выходят и прикрепляют свою снежинку)
-Посмотрите, какое прекрасное, интересное окно у вас получилось, и все это благодаря вашей работе.
-И мы с вами с помощью слов украшали нашу речь, делали ее более красивой, как и узоры на окне.
Очень хорошо работали на уроке…..
Молодцы!
Домашняя работа. Дома вы составите и запишите 5 предложений по картине в учебнике.
6. Рефлексия.
Продолжите фразы…
На уроке я узнал…
Теперь я умею…
3. Больше всего понравилось…
4. Было трудно…
5. За что можете себя похвалить?