СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Что такое хвоинки?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

.

Просмотр содержимого документа
««Что такое хвоинки?»»

Урок окружающего мира в 1 классе по теме:

«Что такое хвоинки?»


Цели задачи урока:

1. познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, шишкам;

2. содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы;

3. содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и углублению экологических знаний.

Планируемые достижения учащихся: усвоить, что хвоинки – это листья хвойных деревьев; научиться различать сосну и ель.

Ход урока

I. Организационный момент


Прозвенел звонок весёлый

Вы начать урок готовы?

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать

Начинаем наш урок, который называется…? (окружающий мир)

С каким настроением вы пришли на урок?

Тогда улыбнитесь своему соседу по парте. Подарите, пожалуйста, мне свои замечательные улыбки. Теперь добрыми улыбками поприветствуйте наших дорогих гостей. Спасибо. Присаживайтесь.

Я желаю вам, чтобы доброе солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока, даже, несмотря на то, что за окном…..

А какое время года за окном? (Осень)

Об этом времени года нам расскажет Лера


Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льётся,

Это время года осенью зовётся.


II Актуализация прежних знаний

Скажите же, какие изменения произошли в природе с наступлением осени? (ответы детей)

Идя в школу и возвращаясь, домой, вы, наверное, замечаете, как падают листочки. Но никто не задумывался, что листочки о чём-то шепчутся. Хотите послушать разговор опавших листьев?

Опавшей листвы разговор еле слышен:

-Мы с клёнов…

-Мы с ябнонь….

-Мы с вишен….

-С осинки…

- С черёмухи…

-С дуба….

-С берёзы….

Везде листопад:

На пороге – морозы!

-О чём шепчутся листочки? (Ответы детей)

- Как называется явление природы, когда осыпаются с деревьев листья?

(листопад) слайд 2

Посмотрите, как красива природа в период листопада! Все дорожки, тропинки укрыты золотым ковром из жёлтых листьев.

-На уроке сегодня с нами наши верные помощники. Кто они?

(рисунки Муравьишки и Черепахи)

-М. Черепаха предлагает вам поиграть в игру. Согласны?

-Игра называется »Угадай лист»

-Я вам буду показывать лист, упавший с какого-то дерева, вы должны у себя на парте найти такой же, показать, назвать его и назвать дерево, с которого он упал.

Готовы?

Слайды (найдите на парте такой же)

-К какой группе относятся все перечисленные вами деревья? (лиственные) слайд

-Почему их так назвали? ( Ответы детей) У них есть листья, которые осенью опадают.

-А у меня есть волшебная палочка, она умеет творить чудеса.

-Хотите превратиться в осенние листочки?

- Возьмите в левую руку кленовый листочек, в правую – лист дуба.

- Встали, подняли ручки вверх.

- Ой, какие красивые листочки залетели в наш класс!


III Физкультминутка

Мы листики осенние

На ветках мы сидим

Дунул ветер – полетели

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

IV Постановка проблемы

Хотели бы вы сегодня на уроке продолжить разговор о деревьях?

Муравьишка Вопросик приготовил для вас загадки. Отгадав их, вы узнаете, о каких деревьях пойдёт речь на уроке.

Её всегда в лесу найдёшь. Слайд

Пойдём гулять и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем. (Ель) Слайд

У меня длинней иголки, чем у ёлки, Слайд

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви, только на макушке. (Сосна) Слайд


-О каких же деревьях пойдёт речь на уроке? (ответы детей) Слайд

- Посмотрите на доску.

Это Мудрая Черепаха постаралась и нарисовала такие красивые деревья.

-К какой группе мы отнесём деревья, изображённые на первом плакате? (лиственные)

- А как называются эти деревья? Почему они изображены на другом плакате? (Ответы детей)

- Имеют ли эти деревья листья?

- А что же тогда растёт на их ветках? (ответы детей)

- Верны ли ваши предположения, правильно это или нет, мы узнаем дальше в процессе нашего урока.


V. Открытие новых знаний

1. Сравнение ели и сосны по внешнему виду

- Рассмотрите ель и сосну.

- На что похожа ель?

( Она похожа на треугольник, на крышу.)

А сосна? (Ответы детей)

- Как расположены веточки у ели и как у сосны? - Что заметили? (У ели веточки расположены по всему стволу, вверху они маленькие, а к низу увеличиваются.)

-А у сосны? (Ответы детей)

Обобщение: сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли они тянутся к свету; ели же стоят, опустив свои колючие ветви почти до земли.

2.Знакомство детей с ельником и сосновым бором

-Посмотрите на картинку. Каких деревьев здесь много? Слайд

- Кто знает, как называется лес, в котором растут почти одни ели? (Ответы детей)

- Это еловый лес. Его называют ельник. В еловом лесу деревья стоят близко друг к другу, поэтому он густой и мрачный. Лучики солнца не могут пробраться сквозь густые ветви елей. В таком лесу даже в жаркий солнечный день прохладно и темно.

- А кто из сказочных героев мог жить в этом тёмном ельнике?

( Баба-Яга, Леший)

- А на этой картинке много….. Сосен Слайд

- Как называется такой лес? (Сосновый)

- Это сосновый лес. Его ещё называют сосновый бор.

В хвойных лесах воздух свежий, чистый, поэтому санатории, детские лагеря

находятся вблизи этих лесов.

3. Практическая работа – знакомство с хвойными деревьями

- А сейчас откройте учебники на с.31, рассмотрите рисунки. Скажите, где изображена ель? Покажите. А где сосна? Как определили?

Обратите внимание на веточки. Где вы, считаете, ветка ели?

- Найдите у себя на парте такую же веточку.

- Покажите мне.

- А где ветка сосны?

- Покажите ветку сосны.

- Рассмотрите веточки ели и сосны. Что заметили? Чем они похожи?

(ответы детей: на веточках есть иголки)

-А как эти иголки называются? (Хвоинки)

-Сравните хвоинки

(У ёлочки они короткие, а у сосны длиннее; у сосны хвоинки прикрепляются к ветке по две в одно гнёздышко, а у ели - по одной.) Слайд


Сравнение шишек.

-Кроме веточек, листочков, на столах в вас лежат шишки.

- Как вы считаете, где еловая шишка? А где сосновая? - Сравните их. В чём различие?

Ответы детей:

- Шишки сосны меньше по размерам и круглее, а шишки ели длиннее и имеют вытянутую форму. Слайды

- А сейчас послушаем Женечку. Она нам что-то желает рассказать про ёль и сосну.

Даже ёлки мы вначале

От сосны не отличали:

Раз торчат иголочки-

Значит, это ёлочки.

А когда на ветку ели

мы получше посмотрели,

Оказалось, что она

Не такая как сосна.


VI. Физкультминутка

Ребята, а хотите прямо сейчас оказаться в осеннем лесу?

Тогда закройте глазки. Волшебная палочка, исполни желание ребят! Слайд

Мы зашли в осенний лес. Ходьба на месте

Сколько здесь вокруг чудес!

Справа елочки стоят, Повороты

Слева сосны шумят.

Вот и зайка прискакал. Прыжки

От лисы он убежал.

Ой, это серый волк рыщет.

Он себе добычу ищет.

Все мы спрячемся сейчас Приседание

Не найдёт тогда он нас.

В лесу такая красота! Потягивание

А нам за работу опять пора. Садятся за парты.


VII. Продолжение

С какими деревьями познакомились сегодня на уроке?

- Чем они похожи? (Ответы детей)

- Если у деревьев есть хвоинки, значит, эти деревья называются……

(Хвойные) слайд

- Что же такое хвоинки?- спрашивает Муравьишка Вопросик Слайд

- Кто может ответить?

- Хвоинки – это листья, только особой формы – длинные и узкие. Они достаточно прочные. Кожица не даёт хвоинкам пересохнуть. Эти листья, хвоинки, живут несколько лет, затем опадают. Но незаметно, не все сразу, так, что на дереве всегда сохраняется листва.

- Как вы думаете, меняется ли цвет хвоинок с приходом осени?

(Ответы детей)

- Ведь недаром придумали загадку: «Зимой и летом одним цветом». Эта загадка о наших красавицах. Их называют «вечнозелёными» деревьями.


VIII. Практическая работа – знакомство с лиственницей

- Мудрая Черепаха принесла с собой удивительные веточки.

-Рассмотрите их.

- Какому виду деревьев они принадлежат: лиственному или хвойному?

(Ответы детей)

Почему вы так решили?

- Как расположены хвоинки на ветке? (Группами, пучками)

-Отличаются ли хвоинки на этой веточке от хвои ели и сосны? Потрогайте.

(Ответы детей) Да, они мягкие, неколючие

-Кто-то знает название этого дерева? Слайд

- Откройте атлас – определитель, найдите такую же веточку. Внизу, под рисунком, написано название дерева. Вы ещё читать не умеете, прочту я. Это лиственница. (Произнести хором)

Посмотрите, как выглядит это дерево летом, а как осенью. Слайд

-Что заметили?

(Ответы детей) Хвоинки пожелтели

- Да, с приходом осени, листочки, то есть хвоинки на лиственнице желтеют и опадают, как и у многих других деревьев.

-Поэтому и назвали это дерево………(лиственница), но относится оно к хвойным деревьям.

- На каком плакате нужно изобразить лиственницу?

Почему вы так считаете?

-Но в чём особенность лиственницы? Слайд

Хвоинки лиственницы осенью опадают

IX. Итог урока

Ребята, Мудрая Черепаха сделала интересные кармашки и вот для чего. У вас у каждого есть кружки жёлтого и зелёного цвета.

Если лиственные деревья кажутся вам более интересными, красивыми, вы кладёте в этот кармашек жёлтый кружок. Если вас больше привлекли хвойные – кладёте вот в этот кармашек зелёный кружок.


Почему больше понравились лиственные? Почему хвойные?


- А с какими деревьями познакомились сегодня на уроке?

- Какую учебную задачу ставили перед собой в начале урока?

Что мы предполагали?

А сейчас вы тоже так считаете? (Нет)

- У хвойных деревьев тоже есть листочки. Они называются хвоинки.

Рефлексия

-Какое настроение было у вас в начале урока?

- Выберите солнышко, которое соответствует к вашему настроению сейчас.

Вы все сегодня молодцы! Слайд Картинки

Спасибо за урок