Урок окружающего мира в 1 классе по теме:
«Что такое хвоинки?»
Цели задачи урока:
1. познакомить детей с хвойными деревьями, показать их красоту; учить распознавать сосну и ель по общему виду, веточкам, шишкам;
2. содействовать развитию навыков самостоятельного поиска информации, логического мышления, умения анализировать, делать выводы;
3. содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений, чувства прекрасного; способствовать расширению и углублению экологических знаний.
Планируемые достижения учащихся: усвоить, что хвоинки – это листья хвойных деревьев; научиться различать сосну и ель.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок весёлый
Вы начать урок готовы?
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать
Начинаем наш урок, который называется…? (окружающий мир)
С каким настроением вы пришли на урок?
Тогда улыбнитесь своему соседу по парте. Подарите, пожалуйста, мне свои замечательные улыбки. Теперь добрыми улыбками поприветствуйте наших дорогих гостей. Спасибо. Присаживайтесь.
Я желаю вам, чтобы доброе солнечное настроение сопровождало вас в течение всего урока, даже, несмотря на то, что за окном…..
А какое время года за окном? (Осень)
Об этом времени года нам расскажет Лера
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льётся,
Это время года осенью зовётся.
II Актуализация прежних знаний
Скажите же, какие изменения произошли в природе с наступлением осени? (ответы детей)
Идя в школу и возвращаясь, домой, вы, наверное, замечаете, как падают листочки. Но никто не задумывался, что листочки о чём-то шепчутся. Хотите послушать разговор опавших листьев?
Опавшей листвы разговор еле слышен:
-Мы с клёнов…
-Мы с ябнонь….
-Мы с вишен….
-С осинки…
- С черёмухи…
-С дуба….
-С берёзы….
Везде листопад:
На пороге – морозы!
-О чём шепчутся листочки? (Ответы детей)
- Как называется явление природы, когда осыпаются с деревьев листья?
(листопад) слайд 2
Посмотрите, как красива природа в период листопада! Все дорожки, тропинки укрыты золотым ковром из жёлтых листьев.
-На уроке сегодня с нами наши верные помощники. Кто они?
(рисунки Муравьишки и Черепахи)
-М. Черепаха предлагает вам поиграть в игру. Согласны?
-Игра называется »Угадай лист»
-Я вам буду показывать лист, упавший с какого-то дерева, вы должны у себя на парте найти такой же, показать, назвать его и назвать дерево, с которого он упал.
Готовы?
Слайды (найдите на парте такой же)
-К какой группе относятся все перечисленные вами деревья? (лиственные) слайд
-Почему их так назвали? ( Ответы детей) У них есть листья, которые осенью опадают.
-А у меня есть волшебная палочка, она умеет творить чудеса.
-Хотите превратиться в осенние листочки?
- Возьмите в левую руку кленовый листочек, в правую – лист дуба.
- Встали, подняли ручки вверх.
- Ой, какие красивые листочки залетели в наш класс!
III Физкультминутка
Мы листики осенние
На ветках мы сидим
Дунул ветер – полетели
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
IV Постановка проблемы
Хотели бы вы сегодня на уроке продолжить разговор о деревьях?
Муравьишка Вопросик приготовил для вас загадки. Отгадав их, вы узнаете, о каких деревьях пойдёт речь на уроке.
Её всегда в лесу найдёшь. Слайд
Пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (Ель) Слайд
У меня длинней иголки, чем у ёлки, Слайд
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви, только на макушке. (Сосна) Слайд
-О каких же деревьях пойдёт речь на уроке? (ответы детей) Слайд
- Посмотрите на доску.
Это Мудрая Черепаха постаралась и нарисовала такие красивые деревья.
-К какой группе мы отнесём деревья, изображённые на первом плакате? (лиственные)
- А как называются эти деревья? Почему они изображены на другом плакате? (Ответы детей)
- Имеют ли эти деревья листья?
- А что же тогда растёт на их ветках? (ответы детей)
- Верны ли ваши предположения, правильно это или нет, мы узнаем дальше в процессе нашего урока.
V. Открытие новых знаний
1. Сравнение ели и сосны по внешнему виду
- Рассмотрите ель и сосну.
- На что похожа ель?
( Она похожа на треугольник, на крышу.)
А сосна? (Ответы детей)
- Как расположены веточки у ели и как у сосны? - Что заметили? (У ели веточки расположены по всему стволу, вверху они маленькие, а к низу увеличиваются.)
-А у сосны? (Ответы детей)
Обобщение: сосны больше других деревьев любят свет, поэтому их ветви подняты высоко от земли они тянутся к свету; ели же стоят, опустив свои колючие ветви почти до земли.
2.Знакомство детей с ельником и сосновым бором
-Посмотрите на картинку. Каких деревьев здесь много? Слайд
- Кто знает, как называется лес, в котором растут почти одни ели? (Ответы детей)
- Это еловый лес. Его называют ельник. В еловом лесу деревья стоят близко друг к другу, поэтому он густой и мрачный. Лучики солнца не могут пробраться сквозь густые ветви елей. В таком лесу даже в жаркий солнечный день прохладно и темно.
- А кто из сказочных героев мог жить в этом тёмном ельнике?
( Баба-Яга, Леший)
- А на этой картинке много….. Сосен Слайд
- Как называется такой лес? (Сосновый)
- Это сосновый лес. Его ещё называют сосновый бор.
В хвойных лесах воздух свежий, чистый, поэтому санатории, детские лагеря
находятся вблизи этих лесов.
3. Практическая работа – знакомство с хвойными деревьями
- А сейчас откройте учебники на с.31, рассмотрите рисунки. Скажите, где изображена ель? Покажите. А где сосна? Как определили?
Обратите внимание на веточки. Где вы, считаете, ветка ели?
- Найдите у себя на парте такую же веточку.
- Покажите мне.
- А где ветка сосны?
- Покажите ветку сосны.
- Рассмотрите веточки ели и сосны. Что заметили? Чем они похожи?
(ответы детей: на веточках есть иголки)
-А как эти иголки называются? (Хвоинки)
-Сравните хвоинки
(У ёлочки они короткие, а у сосны длиннее; у сосны хвоинки прикрепляются к ветке по две в одно гнёздышко, а у ели - по одной.) Слайд
Сравнение шишек.
-Кроме веточек, листочков, на столах в вас лежат шишки.
- Как вы считаете, где еловая шишка? А где сосновая? - Сравните их. В чём различие?
Ответы детей:
- Шишки сосны меньше по размерам и круглее, а шишки ели длиннее и имеют вытянутую форму. Слайды
- А сейчас послушаем Женечку. Она нам что-то желает рассказать про ёль и сосну.
Даже ёлки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз торчат иголочки-
Значит, это ёлочки.
А когда на ветку ели
мы получше посмотрели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна.
VI. Физкультминутка
Ребята, а хотите прямо сейчас оказаться в осеннем лесу?
Тогда закройте глазки. Волшебная палочка, исполни желание ребят! Слайд
Мы зашли в осенний лес. Ходьба на месте
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа елочки стоят, Повороты
Слева сосны шумят.
Вот и зайка прискакал. Прыжки
От лисы он убежал.
Ой, это серый волк рыщет.
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас Приседание
Не найдёт тогда он нас.
В лесу такая красота! Потягивание
А нам за работу опять пора. Садятся за парты.
VII. Продолжение
С какими деревьями познакомились сегодня на уроке?
- Чем они похожи? (Ответы детей)
- Если у деревьев есть хвоинки, значит, эти деревья называются……
(Хвойные) слайд
- Что же такое хвоинки?- спрашивает Муравьишка Вопросик Слайд
- Кто может ответить?
- Хвоинки – это листья, только особой формы – длинные и узкие. Они достаточно прочные. Кожица не даёт хвоинкам пересохнуть. Эти листья, хвоинки, живут несколько лет, затем опадают. Но незаметно, не все сразу, так, что на дереве всегда сохраняется листва.
- Как вы думаете, меняется ли цвет хвоинок с приходом осени?
(Ответы детей)
- Ведь недаром придумали загадку: «Зимой и летом одним цветом». Эта загадка о наших красавицах. Их называют «вечнозелёными» деревьями.
VIII. Практическая работа – знакомство с лиственницей
- Мудрая Черепаха принесла с собой удивительные веточки.
-Рассмотрите их.
- Какому виду деревьев они принадлежат: лиственному или хвойному?
(Ответы детей)
Почему вы так решили?
- Как расположены хвоинки на ветке? (Группами, пучками)
-Отличаются ли хвоинки на этой веточке от хвои ели и сосны? Потрогайте.
(Ответы детей) Да, они мягкие, неколючие
-Кто-то знает название этого дерева? Слайд
- Откройте атлас – определитель, найдите такую же веточку. Внизу, под рисунком, написано название дерева. Вы ещё читать не умеете, прочту я. Это лиственница. (Произнести хором)
Посмотрите, как выглядит это дерево летом, а как осенью. Слайд
-Что заметили?
(Ответы детей) Хвоинки пожелтели
- Да, с приходом осени, листочки, то есть хвоинки на лиственнице желтеют и опадают, как и у многих других деревьев.
-Поэтому и назвали это дерево………(лиственница), но относится оно к хвойным деревьям.
- На каком плакате нужно изобразить лиственницу?
Почему вы так считаете?
-Но в чём особенность лиственницы? Слайд
Хвоинки лиственницы осенью опадают
IX. Итог урока
Ребята, Мудрая Черепаха сделала интересные кармашки и вот для чего. У вас у каждого есть кружки жёлтого и зелёного цвета.
Если лиственные деревья кажутся вам более интересными, красивыми, вы кладёте в этот кармашек жёлтый кружок. Если вас больше привлекли хвойные – кладёте вот в этот кармашек зелёный кружок.
Почему больше понравились лиственные? Почему хвойные?
- А с какими деревьями познакомились сегодня на уроке?
- Какую учебную задачу ставили перед собой в начале урока?
Что мы предполагали?
А сейчас вы тоже так считаете? (Нет)
- У хвойных деревьев тоже есть листочки. Они называются хвоинки.
Рефлексия
-Какое настроение было у вас в начале урока?
- Выберите солнышко, которое соответствует к вашему настроению сейчас.
Вы все сегодня молодцы! Слайд Картинки
Спасибо за урок