СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что такое "современный классный час?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час - время общения классного руководителя с обучающмися класса. Как сделать, чтобы это общение стало эффективным?

Просмотр содержимого документа
«Что такое "современный классный час?"»

ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС?


Чтобы выявить характерные черты классного часа, особенности его подготовки и проведения, следует сначала выяснить, что в современной педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час. Вот что по этому поводу в своих публикациях пишут известные ученые.


  1. Классный час - это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы. (Н.И. Болдырев)


  1. Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова)


  1. Классный час - это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)


  1. Классный час в нашем понимании это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая “клеточка” воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время для общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить отношение к определенным ценностям... (Л.И.Маленкова)


  1. Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. (В.П.Сазонов)


  1. Час классного руководителя - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру. (Л.В. Байбородова)

Практикум№1


Проранжировать ключевые понятия в определении классного часа.

Форма

Время

Общение

Деятельность





Как отмечает Н.Е. Щуркова, «классный час есть дискурсивная деятельность» (рассудочная, понятийная, логически-опосредованная, противоположная интуитивной, чувственной), так как он направлен на развитие оценочных характеристик жизни и человека.

По дискурсивной деятельности обучающихся выделяют следующие виды классного часа:

Просветительский классный час - в центре внимания некая информация о разнообразных явлениях жизни человека во всех ее проявлениях. К таким классным часам относятся уроки, посвященные великим людям истории и современности.

Аналитический классный час - в основе такого классного часа лежит организация и проведение осмысления и (или) анализа какого-то понятия, явления, категории, принципа, факта, правила жизни и др.

Диалогический классный час - обмен мнениями, дискуссия на заданную тему.

Тренинговый классный час, посвященный овладению умений (чаще всего, поведенческим), помогающим обучающимся реализовывать идею достойной жизни.

Диагностический классный час - проведение социально-психологических диагностик, содействующих самооценке, саморегуляции и самовоспитанию у обучающихся как субъектов собственной жизни..

Консультативный классный час - урок, ориентированный на помощь ученику в его самостоятельной деятельности. Консультацию может проводить классный руководитель, приглашенное лицо или ученики.

Знаковый классный час - в центре внимания такого урока обстоятельства знакового характера (юбилейные даты).

Событийный классный час - отклик на происходящее «здесь и сейчас», обсуждение и осмысление причинно-следственных связей.


Структура современного классного часа призвана инициировать свободное мышление ученика, свободное проявление его индивидуальности и развитие творческого потенциала

  1. Первый этап «Пролог» - этап психологического настроя и готовности к духовной работе.

  2. Второй этап «Этюд» - наглядная демонстрация объекта осмысления.

  3. Следующий этап «Экспликация» - разворачивание мыслей о предмете обсуждения на уровне понятия.

  4. «Практикум» - упражнения для формирования соответствующих умений, которые позволяют ученику, приняв ценность, внедрить ее в практическую жизнь (организация ролевой игры, тренинга и др.)

  5. Финал «Рефлексия» - обсуждение результатов и итогов работы на классном часе, обмен мнениями.

Воспитательные функции классного часа

Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Пред­метом классного часа могут быть и знания из области техники, народ­ного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в дерев­не, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать лю­бое явление социальной жизни.

Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения, оценки к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Ес­ли просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая - его оценку. Названные функции неразрывно связа­ны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.

Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в обще­ственных ценностях.

Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Ес­ли в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения.























СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО КЛАССНОГО ЧАСА


Основные компоненты классного часа

Личностно-ориентированный классный час

Целевой

Целевые установки связаны с раскрытием личностного потенциала учащихся, процессом их самоактуализации, становление уникального образа жизнедеятельности каждого ребенка.

Содержательный

Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для саморазвития, самовоспитания и самоутверждения личности. Классный руководитель совместно с учащимися и (если это необходимо) родителями определяют тему и содержание классного часа.

Организационно-деятельностный

Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Педагог совместно с учащимися создает ситуацию выбора и успеха, как для детей, так и для взрослых. Преобладают диалоговые, дискуссионные, исследовательские, проблемные формы взаимодействия.

Оценочно-аналитический

В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают личностное значение усваиваемой информации; влияние на реализацию личностного потенциала ребенка, на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся; влияние на развитие коллектива; комфортность и активность участников.








Практикум №2


Раскрыть критерии классного часа посредством пословиц


Раскрытие критериев классного часа посредством пословиц, афоризмов и поэтических мыслей.


Критерии

классного часа


Пословицы и поговорки

Личностная значимость для учащихся

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся

Комфортность, благоприятный психологический климат

Тот дом богат, в котором лад.

Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников

Живет лишь тот, кто творит.

Обогащенность жизненного опыта учащихся

Не тот много знает, кто много живет, а тот, кто много видит.

Духовно-нравственная ценность

Где свято не пето, там и хоровода нету.

Вовлеченность учащихся в подготовку к проведению классного часа

В хорошей артели всяк при деле.







Практикум №3


Заполнение схемы анализа классного часа.
















СХЕМА ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА КЛАССНОГО ЧАСА


Дата посещения _______________________________________________________________

Ф.И.О. классного руководителя, класс____________________________________________

Цель анализа __________________________________________________________________

Предметная область анализа классного часа

Исследуемые характеристики

предмета анализа

Краткие оценочно-аналитические суждения эксперта

1. Цели и задачи

Ясность, чёткость и корректность формулировок целевых ориентиров; их соответствие возрастным особенностям учащихся, социально-педагогической ситуации в классе


2. Комфортность, благоприятный психологический климат

Продуманность, современность и оригинальность оформления и оборудования; обеспечение благоприятного эмоционально-психологического климата и санитарно-гигиенических условий работы участников мероприятия


3. Личностная значимость для учащихся

Интеллектуальная и духовно-нравственная ценность избранного содержания; личностная значимость его для учащихся; новизна, научность и доступность информации


4. Обогащение

жизненного опыта учащихся

Информационная насыщенность, доступность подачи содержания


5. Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников

Соответствие приёмов и методов целевым ориентирам и содержанию классного часа; использование современных технологий, в т.ч. компьютерных, здоровьесберегающих, личностно-ориентированных; применение диалоговых и полилоговых приёмов общения; логичность организационной структуры


6. Вовлеченность учащихся в подготовку к проведению классного часа

Групповая сплочённость, общность (единение всего коллектива в деятельности), дисциплинированность и активность учащихся, сосредоточенность и устойчивость внимания школьников в ходе классного часа


7.Педагогическое обеспечение классного часа

Эрудированность педагога в обсуждаемой на классном часе проблеме, соблюдение им педагогического такта и культуры речи, компетентность классного руководителя в использовании избранных форм и способов организации совместной деятельности и общения, гуманистическая направленность в построении отношений с учащимися


8. Полученные результаты

Адекватность полученных результатов целям и задачам классного часа; рациональность использования временных и других ресурсов; удовлетворённость педагога и учащихся ходом подготовки и проведения классного часа, его итогами


Подпись эксперта ________________________________

Подпись классного руководителя ___________________