ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС?
Чтобы выявить характерные черты классного часа, особенности его подготовки и проведения, следует сначала выяснить, что в современной педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной работы, как классный час. Вот что по этому поводу в своих публикациях пишут известные ученые.
Классный час - это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы. (Н.И. Болдырев)
Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентированной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру. (Н.Е. Щуркова)
Классный час - это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия. (Е.В.Титова)
Классный час в нашем понимании это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая “клеточка” воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время для общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить отношение к определенным ценностям... (Л.И.Маленкова)
Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками. (В.П.Сазонов)
Час классного руководителя - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру. (Л.В. Байбородова)
Практикум№1
Проранжировать ключевые понятия в определении классного часа.
Форма
Время
Общение
Деятельность
Как отмечает Н.Е. Щуркова, «классный час есть дискурсивная деятельность» (рассудочная, понятийная, логически-опосредованная, противоположная интуитивной, чувственной), так как он направлен на развитие оценочных характеристик жизни и человека.
По дискурсивной деятельности обучающихся выделяют следующие виды классного часа:
Просветительский классный час - в центре внимания некая информация о разнообразных явлениях жизни человека во всех ее проявлениях. К таким классным часам относятся уроки, посвященные великим людям истории и современности.
Аналитический классный час - в основе такого классного часа лежит организация и проведение осмысления и (или) анализа какого-то понятия, явления, категории, принципа, факта, правила жизни и др.
Диалогический классный час - обмен мнениями, дискуссия на заданную тему.
Тренинговый классный час, посвященный овладению умений (чаще всего, поведенческим), помогающим обучающимся реализовывать идею достойной жизни.
Диагностический классный час - проведение социально-психологических диагностик, содействующих самооценке, саморегуляции и самовоспитанию у обучающихся как субъектов собственной жизни..
Консультативный классный час - урок, ориентированный на помощь ученику в его самостоятельной деятельности. Консультацию может проводить классный руководитель, приглашенное лицо или ученики.
Знаковый классный час - в центре внимания такого урока обстоятельства знакового характера (юбилейные даты).
Событийный классный час - отклик на происходящее «здесь и сейчас», обсуждение и осмысление причинно-следственных связей.
Структура современного классного часа призвана инициировать свободное мышление ученика, свободное проявление его индивидуальности и развитие творческого потенциала
Первый этап «Пролог» - этап психологического настроя и готовности к духовной работе.
Второй этап «Этюд» - наглядная демонстрация объекта осмысления.
Следующий этап «Экспликация» - разворачивание мыслей о предмете обсуждения на уровне понятия.
«Практикум» - упражнения для формирования соответствующих умений, которые позволяют ученику, приняв ценность, внедрить ее в практическую жизнь (организация ролевой игры, тренинга и др.)
Финал «Рефлексия» - обсуждение результатов и итогов работы на классном часе, обмен мнениями.
Воспитательные функции классного часа
Просветительная функция заключается в том, что классный час расширяет круг знаний воспитанников по этике, эстетике, психологии, физике, математике, литературоведению и другим наукам. Предметом классного часа могут быть и знания из области техники, народного хозяйства, а также сведения о событиях, происходящих в деревне, городе, стране, мире, т. е. объектом рассмотрения может стать любое явление социальной жизни.
Ориентирующая функция состоит в формировании у школьников определенного отношения, оценки к объектам окружающей действительности, в выработке у них иерархии материальных и духовных ценностей. Если просветительная функция предполагает знакомство с миром, то ориентирующая - его оценку. Названные функции неразрывно связаны между собой. Так, трудно или даже невозможно привить детям любовь к классической музыке, которую они ни разу не слышали.
Часто классные часы помогают ученикам ориентироваться в общественных ценностях.
Направляющая функция классного часа предусматривает перевод разговора о жизни в область реальной практики учащихся, направляет их деятельность. Эта функция выступает как реальное воздействие на практическую сторону жизни школьников, их поведение, выбор ими жизненного пути, постановку жизненных целей и их реализацию. Если в процессе проведения классного часа отсутствует определенная направленность, то эффективность его воздействия на воспитанников существенно снижается, а знания не переходят в убеждения.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО КЛАССНОГО ЧАСА
Основные компоненты классного часа | Личностно-ориентированный классный час |
Целевой | Целевые установки связаны с раскрытием личностного потенциала учащихся, процессом их самоактуализации, становление уникального образа жизнедеятельности каждого ребенка. |
Содержательный | Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для саморазвития, самовоспитания и самоутверждения личности. Классный руководитель совместно с учащимися и (если это необходимо) родителями определяют тему и содержание классного часа. |
Организационно-деятельностный | Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Педагог совместно с учащимися создает ситуацию выбора и успеха, как для детей, так и для взрослых. Преобладают диалоговые, дискуссионные, исследовательские, проблемные формы взаимодействия. |
Оценочно-аналитический | В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают личностное значение усваиваемой информации; влияние на реализацию личностного потенциала ребенка, на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся; влияние на развитие коллектива; комфортность и активность участников. |
Практикум №2
Раскрыть критерии классного часа посредством пословиц
Раскрытие критериев классного часа посредством пословиц, афоризмов и поэтических мыслей.
Критерии классного часа | Пословицы и поговорки |
Личностная значимость для учащихся | К чему душа лежит, к тому и руки приложатся |
Комфортность, благоприятный психологический климат | Тот дом богат, в котором лад. |
Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников | Живет лишь тот, кто творит. |
Обогащенность жизненного опыта учащихся | Не тот много знает, кто много живет, а тот, кто много видит. |
Духовно-нравственная ценность | Где свято не пето, там и хоровода нету. |
Вовлеченность учащихся в подготовку к проведению классного часа | В хорошей артели всяк при деле. |
Практикум №3
Заполнение схемы анализа классного часа.
СХЕМА ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗА КЛАССНОГО ЧАСА
Дата посещения _______________________________________________________________
Ф.И.О. классного руководителя, класс____________________________________________
Цель анализа __________________________________________________________________
Предметная область анализа классного часа | Исследуемые характеристики предмета анализа | Краткие оценочно-аналитические суждения эксперта |
1. Цели и задачи | Ясность, чёткость и корректность формулировок целевых ориентиров; их соответствие возрастным особенностям учащихся, социально-педагогической ситуации в классе | |
2. Комфортность, благоприятный психологический климат | Продуманность, современность и оригинальность оформления и оборудования; обеспечение благоприятного эмоционально-психологического климата и санитарно-гигиенических условий работы участников мероприятия | |
3. Личностная значимость для учащихся | Интеллектуальная и духовно-нравственная ценность избранного содержания; личностная значимость его для учащихся; новизна, научность и доступность информации | |
4. Обогащение жизненного опыта учащихся | Информационная насыщенность, доступность подачи содержания | |
5. Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников | Соответствие приёмов и методов целевым ориентирам и содержанию классного часа; использование современных технологий, в т.ч. компьютерных, здоровьесберегающих, личностно-ориентированных; применение диалоговых и полилоговых приёмов общения; логичность организационной структуры | |
6. Вовлеченность учащихся в подготовку к проведению классного часа | Групповая сплочённость, общность (единение всего коллектива в деятельности), дисциплинированность и активность учащихся, сосредоточенность и устойчивость внимания школьников в ходе классного часа | |
7.Педагогическое обеспечение классного часа | Эрудированность педагога в обсуждаемой на классном часе проблеме, соблюдение им педагогического такта и культуры речи, компетентность классного руководителя в использовании избранных форм и способов организации совместной деятельности и общения, гуманистическая направленность в построении отношений с учащимися | |
8. Полученные результаты | Адекватность полученных результатов целям и задачам классного часа; рациональность использования временных и других ресурсов; удовлетворённость педагога и учащихся ходом подготовки и проведения классного часа, его итогами | |
Подпись эксперта ________________________________
Подпись классного руководителя ___________________