СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Что такое ударение"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Очень хороший, интересный урок доступный для детей

Просмотр содержимого документа
«"Что такое ударение"»

Конспект урока по теме "Ударение". 1-й класс

Цели:

Познавательные:

Организовать деятельность детей по:

  • умению ставить ударение в словах, учить доказывать правильность своего выбора; применять на практике  полученные на уроке знания;

  • по открытию случаев, когда ударение не ставится;

  • «открытию»  понятий «ударный» и « безударный» слог,  

  • постановке и формулированию проблемы,

  • осознанному и произвольному построению речевого высказывания,

  • поиску и выделению необходимой информации.

Личностные:

  • способствовать развитию речи учащихся: обогащение и усложнение словарного запаса;

  • способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся ( учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и  систематизировать, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы;

  • развивать навыки самооценки и самоконтроля через различные способы оценивания своих работ;

  • навыки самостоятельной деятельности.

Регулятивные:

  • выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения,

  • волевая саморегуляция в ситуации затруднения,

  • познавательная инициатива, контроль, коррекция и самооценка.

Коммуникативные:

  • аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для аргументации своего суждения,

  • учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего вывода.

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся:

  • узнают что такое «ударение», «ударный и безударный слоги»,

  • узнают случаи, когда ударение не ставится,

  • ставить ударение в словах,

  • выполнять задания творческого и поискового характера;

  • контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Оборудование: 

  • для учителя: конспект урока, мультимедийная презентация, бубен, ложки.

  • для детей: тетрадь, учебник, толковый словарик, сигнальные карточки, полоска самооценки.

Ход урока

   

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

1

Организационно-мотивационный момент

1. Прозвенел звонок –
Начинается урок.

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Дорогие ребята! Я очень рада видеть ваши любознательные  глазки.

У меня сегодня таинственное и радостное настроение, как вы думаете, почему?

Сегодня нас с вами ждут интересные открытия.

В ходе урока, как обычно, вам нужно оценивать свои знания и умения, фиксировать свои достижения и совершенствовать свою деятельность.

Если вы готовы, сигнализируйте мне.

2. Игра-соревнование «Услышал – повтори!»

*Я хлопаю 1–11–1–11, теперь вы …

– Что мы делали рукамиУДАРЯЛИ

– КАК? 1 РАЗ ТИХО, 2 – ГРОМКО.

*А ТЕПЕРЬ ТАК 11–111–11–111, ПОВТОРИТЕ …

– Какие были удары? (тихие, громкие)

2

 

 

 

Самоопределение в учебной деятельности (актуализация знаний).

 

1. Приготовьтесь к письму.

«Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас ничуть не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».

Запишите с доски дату.  4 апреля.

2. Минутка чистописания.

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда мы отправимся, вы узнаете расшифровав задание по чистописанию.

Ж-И     -Б    О-Р  *  Н-П    Б-Г    Д-Ё  *  Г-Е    М-О    З-Й    Й-Л             по рядам

Кто догадался, какие буквы нужно вставить? Что нам поможет вставить пропущенные буквы? (алфавит)

З         А        П         О       В       Е        Д       Н         И        К

– Кто из вас знает что такое заповедник?  Ребята, а когда мы не знаем, что обозначает слова, но хотим узнать, что нужно сделать? (обратиться к словарю)

– Какому? (толковый словарь русского языка). Откройте словарик, узнайте, что обозначает слово заповедник.

(с.21 – место, где охраняют растения и животных.

– Как вы думаете в Кировской области есть заповедники?

Оказывается заповедник есть в Котельническом районе и называется он Государственный природный заповедник "Нургуш".

Он очень большой. На территории заповедника расположено 50 озер, протекает 5 рек. Там водятся лоси, кабаны, волки, барсуки, лисицы, ондатры, бобры, выдры, и очень редкое животное – русская выхухоль.

И сегодня мы с вами отправимся в заочное путешествие по заповеднику. А чтобы наше путешествие было приятным – как вы должны учиться?

(Работать старательно, слушать внимательно)

– Какие сегодня дежурные буквы? 

– Кто догадался что будем писать вместо знака вопроса?

Повторим правила при письме.

«Я тетрадочку открою и как надо положу. Я от вас ничуть не скрою, ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь».

ПИСЬМО В ТЕТРАДЯХ

3. Словарная работа.

– Кто хочет узнать кого первого мы встретим в заповеднике?

Тогда отгадайте РЕБУС.

Заяц – Небольшой пугливый зверёк семейства грызунов, с длинными задними ногами и длинными ушами.

Пассажир, не имеющий билета, или зритель, проникший без билета куда-либо (перен.).

**Фразеологизмы: (устойчивое сочетание слов для названия отдельных предметов, признаков, действий)

Заячья душа – О трусливом, робком человеке.

– Какие пословицы и поговорки знаете о зайцах?

(За двумя зайцами погонишься – Ни одного не поймаешь.)

Как понимаете смысл пословиц?

запомни! Слово ЗАЯЦ пишется с буквой Я.

Придумайте предложение с новым словарным словом.

Запишите в тетрадь.

Вывод: – Какая буква пишется в слове заяц после буквы Я?

3

Постановка учебной задачи (проблемы)

1. У: – Внимание! (учитель ударяет в бубен)

– Что вы услышали?

Д: – Звук.

У: – Почему бубен зазвучал?

Д: – Был удар по нему.

У: – Послушайте, одинаковый ли звук  от удара ложек? (учитель ударяет деревянными ложками сильнее – слабее)

Д: – Нет. Сначала громко. Потом  тихо.

У: – А почему? От чего зависит сила звука?

Д: – От силы удара.

У: – Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (об ударении)

2. Работать будем как обычно по плану. – По какому?

Что уже знаем? – Что хотим узнать? – Зачем? – Удалось ли?

– Итак, что мы уже знаем об ударении?

– Что хотим узнать?          

  • что такое ударение и его значение?

  • как называется слог на который падает ударение?

  • как называются слоги, на которые не ставится ударение?

  • в каких словах ударение не ставится?

– Зачем мы хотим это узнать? (чтобы наша речь была правильной)

4

«Открытие» нового знания.

1. Работа с учебником.

– Что поможет нам что же такое ударение? (Учебник)

Открываем учебник на странице 39  (тридцать девятой)

Найдите первое упражнение. Прочитайте задание.

Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы подумайте: о каком невидимке-молотке говорится в стихотворении?

(чтение учителем) + карандаш

– О каком невидимке-молотке говорится в стихотворении?

– Почему один из слогов в слове назван ударным?

– Как на письме обозначается ударение? (наклонная палочка)

Прочитай те стихотворение, выделяя в каждом слове ударный слог. Возьмите в руки карандаш и тихонечко ударяйте о парту при чтении ударного слога. (1 вслух)

– Что мы сейчас делали карандашиком? (ударяли)

– А голосом? (выделяли силой голоса…)

Вывод:

– Что такое ударение? (Это выделение в слове голосом одного из слогов)

– Если слог произносится с большей силой голоса, чем другие, мы ударяли карандашиком, то как вы думаете он называется?

– А другие слоги?

Молодцы, какое открытие мы сегодня сделали? (…)

Вывод: прочитайте в учебнике, совпадает ли наше открытие с правилом в учебнике? (1 вслух)

2. – А вы заметили, что в стихотворении, ударение стоит не над каждым словом? Как вы думаете, почему?

– Как называются слова, состоящие из 1 слога? (односложные), из 2? (двухсложные), из 3?

Сделайте вывод, в каких словах не надо ставить ударение?

– В учебнике на с 40 есть подсказка. Найдите.

– Прочитайте.

– В каких словах ударение не ставится?

(слова состоят из 1 слога и в словах с буквой Ё)

3. Физкультурная минутка.

5

Первичное закрепление.

1. Работа в тетрадях.

– Ребята, а вы умеете правильно ставить ударение в словах? Сигнализируйте.

Не все ребята умеют ставить ударение.  Кто догадался, чему мы сейчас будем учиться?

(учиться правильно ставить ударение)

Послушайте стихотворение про ударение:

Ударный слог, ударный слог!
Он назван так недаром.
Эй, невидимка – молоток –
Отметь его ударом.

Приготовьтесь к письму.

Чтение загадок по презентации и запись отгадок в тетрадь. (1 у доски)

ВОЛК, МЕДВЕДЬ, СЛОН, ЛИСА, БЕЛКА, ЁЖИК, ЗАЯЦ.

Выработка алгоритма:

  1. Подчёркиваем гласные.

  2. Делим на слоги.

  3. Произносим слово целиком, выделяя голосом ударный слог.

  4. Ставим ударение.

(ударение падает на буку О, знак ударения не ставится, т.к. слово односложное, …)

– Какое из данных слов лишнее? Почему?

ВЫВОД:

– Зачитайте слова, в которых мы ударение не ставили?

– Почему? …

2. Прочитайте слова на слайде.  

(ЗАМОК, КРУЖКИ)

Поставьте ударение.  Можно ли по-другому? Какие слова получились? Что изменилось? (СМЫСЛ)

Найдите в словарике объяснение значения слов ЗАМОК И ЗАМОК.

Послушайте стихотворение

Купив жене кольцо в подарок, Сэр Генри возвращался в замок.

Ворота он открыть не смог: Дворецкий поменял замок.

– Почему стучат молоточки? (надо выделить голосом ударный слог?)

– Какой слог ударный в 1 слове?  Во 2 слове?

– Изменилось ли написание слова?  А значение слов? Почему? (по-разному стоят ударение).

– Ребята, а какие слова вы знаете, одинаковые по написанию, но разные по звучанию?

ИРИС, БЕЛКИ. Оказывается в заповеднике тоже есть такое слово.

Вывод: Для чего нужно ударение?  (определяет смысл слов)

6

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

1. Из заповедника лисичка  принесла задание для самостоятельной работы. Прочитайте задание: Вставьте слова: УХУ, ВОРОТ.          

Мы сегодня ели…

Комар подлетел к …

Собака сидит у …

У рубахи был вышит …

2. Проверка: чтение предложений учащимися.

3. Вывод:

– Чем похожи предложения у лисички?

– Чем отличаются?

– Для чего нужно ударение? (ударение помогает различать одинаковые по написанию, но разные по смыслу слова)

4. Запишите слова по рисункам. Поставьте в них знак ударение.

БЕЛКА, ДЕРЕВО, МЕДВЕДЬ.

Проверка. (чтение детьми по 1 слову, с указанием куда падает ударение)

7

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

БЕЛОЧКА  предлагает вам самостоятельное задание. Прочитайте. 

  1. Расположи предложения так, чтобы получился рассказ.

  2. Запиши 1предложение в тетрадь.

  3. Поставь над словами ударение.

Самостоятельная работа.

(Летом мы жили в деревне. За деревней речка и еловый лес. Мы любили ходить в лес за ягодами.)

Проверка. (чтение предложения учащимися, озвучивание расставленных ударений)

8

Рефлексия деятельности.

– Какие открытия вы сделали сегодня на уроке?

– Что такое ударение?

– Какой слог называется ударным?

– Какой слог называется безударным?

– Когда в словах не ставится знак ударения?

– Оцените свою работу на уроке?  Просигнализируйте:

Молодцы!  Спасибо за урок!

Все встали. Урок окончен!