«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». Л. Н. Толстой
В наше сложное время общество испытывает острую потребность в таких общечеловеческих ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность. В последние годы усилилось внимание к проблеме духовно-нравственного развития подрастающего поколения. Об этом свидетельствует ряд положений Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования, предусматривающего приобщение школьников к «базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования гражданской идентичности…». Поэтому нравственное воспитание младших школьников – едва ли не главная задача учителя начальных классов.
« Добро и зло» - главные моральные понятия в жизни. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки. С точки зрения добра и зла человек оценивает как свои, так и чужие поступки. От понимания добра и зла зависит то, как люди могут поддерживать добрые отношения друг с другом, предотвращать ссоры, насилие, проявления жестокости.
В. А. Сухомлинский указывал, что младший школьный возраст является благодатным периодом для пробуждения у детей добрых чувств к людям. К этому периоду ребенок начинает понимать, что думают и чувствуют другие люди и что в их чувствах является следствием именно его поведения. Как следствие своих новых возможностей ребенок получает способность не только пожалеть другого, но и принять ответственность за свои поступки. Кроме этого, в младшем школьном возрасте происходит еще одно качественное изменение в развитии заботы, помощи окружающим – развивается осознание себя, в том числе формируется представление о своих достоинствах и недостатках. При правильном родительском воспитании доброта становится для ребенка одним из достоинств, т.е. основанием того, считать себя хорошим или плохим. Соответственно, помогая кому-то, ребенок называет себя добрым, а значит, может считаться хорошим. Таким образом, эталоны доброты становятся регуляторами поведения ребенка. Он начинает поступать так, чтобы иметь возможность считать себя добрым и хорошим, а моральные ценности начинают регулировать его поведение. Однако это происходит не всегда. Если ребенок не понимает, что доброта является важной ценностью для родителей, а напротив, видит, что для них наиболее значимы его учебные успехи, то вряд ли он будет стремиться проявлять доброту и, обидев кого-то или ударив, будет продолжать считать себя хорошим.
Современный ребенок находится в беспредельно огромном информационном и социальном пространстве. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению. компьютерным играм. Воспитательное и социализирующее воздействие этих и других источников информации не всегда позитивное и нередко является доминирующим в процессе воспитания и развития.
Цель исследования: понятие «доброта» у младших школьников
Объект: учащиеся 4 «А» и 4 «Б» ГБОУ СОШ № 236
Задачи исследования:
- углубить знания о понятии «доброта» как ценности и качестве человека;
- выявить отношение детей к данной проблеме
В рамках этого исследование было проведено:
Работа по следующим вопросам:
а) Что такое «доброта»?
б) Какого человека можно назвать добрым?
В анкетировании участвовали ученики двух классов в количестве
58 человек.
Что такое «доброта»?
56 чел - ответили- 96, 5 %
2 чел. – не ответили на вопрос – 3, 5 %
![]()
Из большинства ответов следует, что доброта – это
- добрые поступки и желание помочь другим в трудную минуту – 64, 3% (36 чел.)
- доброта - это хорошее отношение к людям -21, 4%
(12 чел.)
- если человек не балуется и не дерется- 5,4% (3 чел.)
– доброта – это любовь - 4, 3% (2 чел.)
-это характер человека. – 5,4% (3 чел)
![]()
При ответе на второй вопрос, были получены следующие результаты:
– добрый человек не всегда встречается в жизни- 3, 4 %(2 чел)
– простой и легкий – 1, 7 % (1 чел)
– не курит и не дерется – 3, 4 %(2 чел)
– честный, справедливый, который всем помогает-84, 7 %
(48 чел)
– не говорит плохие слова. – 8,5%(5 чел)
![]()
Таким образом, понятие « доброта» знакома 99 %опрошенных мною детей. Самый распространенный ответ « доброта» - это желание совершать добрые поступки, хорошее отношение к людям, некоторые отнесли доброту к черте характера самого человека. Также нужно отметить , что были ответы, что « Добрый человек» – это тот человек, который не курит и не ругается.
Из этих ответов можно сделать вывод, что опрошенные представители возрастной группы от 10до 11 лет, имеют сформированное представление о доброте.
Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто « Разговор с дочкой».
Ученикам были заданы вопросы по теме этого стихотворения.
Из 58 учеников на вопросы:
« Что имела в виду мама, « говоря, что ей не хватает теплоты»,
–мама себя плохо чувствует -1, 8% (1чел)
-маме на хватает теплоты и заботы-98, 2 % (57 чел)
« Как поняла мамины слова дочка?
- ответили, что дочка поняла мамины слова в прямом смысле, т.е , что мама замерзла 25,8 % (15 чел )
- ответили, что маме не хватает теплоты и заботы-74, 2%( 43 чел)
![]()
«В чём смысл стихотворения?
– мама нуждается в любви , надо дарить своим близким тепло и заботу – 93, 1 % (54 чел)
– маме холодно- 1, 72%(1 чел)
– не ответили-3,44 % (2 чел)
– мама устала – 1, 72 %(1 чел)

Выводы :
В нашем исследовании участвовали учащиеся 4- х классов и отвечали на исследуемые вопросы « Что такое доброта?», « Кто он – положительный человек».
Из полученных данных можно сделать следующие выводы:
- у большинства детей четко сформировано понятие о доброте -95%
- однако есть учащиеся (5%) у которых представление о доброте несколько размыто, однако это не говорит о том, что это чувство у них отсутствует, это свидетельствует о проблемах с осмыслением.
. Наша цель: стремиться к воспитанию в каждом учащемся, именно, «активной доброты», которая дает понять ребенку, что конкретно от него самого много зависит. Только прочувствовав на своем примере, можно ожидать от ребенка нужного результата.
1. нравственное просвещение учащихся в системе внеклассной и внешкольной работы (проведение классных часов, бесед и встречи с интересными людьми, просмотры и обсуждения кино- и телефильмов, чтение книг, организация тематических викторин
2. участие учащихся начальных классов в общественно-трудовой и духовно-культурной жизни.
Т.е. процесс воспитания добра у учащихся в начальной школе предполагает овладение личностью ребенка необходимой суммой знаний, их осмысление и практическое опробование норм морального поведения. В процессе воспитания доброты и милосердия в начальной школе важен, системный подход, ведущий к целостному позитивному развитию младших школьников, воспитанию нравственной устойчивости личности, стабильности её ценностных ориентиров.
Путь к Доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла.
У каждого человека, большого и маленького свой путь к Доброте.
Проявляйте свою любовь к людям везде, где это возможно.
Идите по жизни смело, с улыбкой и открытым сердцем.
Корень доброты - внутри человека. И поступки его - это результат мыслей, которые он выбирает каждый день.
Добрые сердца - это сады.
Добрые слова - корни.
Добрые мысли - цветы.
Добрые дела - плоды.