8
«Что в имени тебе моём?»
Литературно-музыкальная гостиная по творчеству М.И. Цветаевой
Цель: дать представление об истоках формирования личности и характера М.И.Цветаевой,
раскрыть своеобразие поэзии, совершенствовать навыки выразительного чтения
наизусть, пробудить интерес к творчеству М.И.Цветаевой, расширить кругозор
учащихся.
Оборудование: 1. портрет Цветаевой,
2. рисунки учащихся, выполненные как иллюстрации к
стихотворениям
3. репродукция картины С.Ботичелли «Рождение Венеры»
4. запись песни на стихи Цветаевой «Уж сколько их упало в эту
бездну» в исполнении А. Пугачевой
5. романс «Мне нравится, что вы больны не мной»
6. запись звона колоколов
На экране с помощью мультимедийного проектора выведен портрет М.И.Цветаевой, справа под ним на журнальном столике пустая портретная рама, слегка задрапированная легкой прозрачной тканью, перед рамой лежат кисти рябины и канделябр с зажженной свечой.
Звучат колокола.
Чтец. …Меня звали – Марина, морская…Я входила в эту жизнь дерзко, как Кармен, как красные гроздья рябины – под снег. Я – любила жизнь, любила смех: «Уже не смеётся» - такую надпись придумала я для своего могильного креста… Но некому было вырезать её. Я любила жизнь – и отказалась от неё, потому что всему есть предел, и нельзя привыкнуть к тому, что всё, любимое и близкое, падает в землю – люди, города…
Звучит песня «Уж сколько их упало в эту бездну»
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы вновь встречаемся в литературной гостиной, где прозвучат стихи Марины Ивановны Цветаевой, человека необычной судьбы и необыкновенного таланта. Что же способствовало формированию её личности и характера? Почему мы вновь и вновь обращаемся к истокам её творческого пути? В чём своеобразие её поэзии? Вот те вопросы, которые волнуют нас и по сей день.
Владимир Николаевич Орлов, один из прекрасных знатоков творчества М.И. Цветаевой, говорил: «Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. И пусть в дальнейшем он сложится трудно, а порой трагично, первой ноте, взятой голосом точно и полновесно, не изменяют уже до самого конца».
Такой была и судьба М.И. Цветаевой – яркого, значительного поэта первой половины ХХ века. Её принцип – быть только самой собой, ни в чём не зависеть от времени, ни от среды – обернулся в дальнейшем неразрешимыми противоречиями трагической личной судьбы.
Противопоставляя себя обычным смертным людям, созданным из камня (подобно Галатее) и из глины (как Адама и Еву создал Господь), Марина – «бренная пена морская» – отождествляет себя с Венерой, богиней любви, воплощением любви.
Чтец. Стихотворение «Кто создан из камня…»
Кто создан из камня, кто создан из глины, –
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты…
– В купели морской крещена – и в полете
Своем – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – веселая пена –
Высокая пена морская!
Ведущий. Как созвучно это стихотворение с картиной С.Ботичелли «Рождение Венеры». Прекрасная богиня, рожденная из пены морской.
Звучат колокола.
Ведущий. Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября 1892 года в Москве.
Чтец. Стихотворение «Красною кистью…»
Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.
Ведущий. Мать её принадлежала обрусевшему польско-немецкому роду, была натурой художественно одаренной, талантливой пианисткой, ученицей Рубинштейна. Отец – сын бедного сельского попа, своим трудом пробил себе дорогу в жизни, стал известным филологом, профессором Московского университета и основателем Музея изящных искусств (ныне музей имени А.С.Пушкина в Москве). В одном из своих стихотворений М.Цветаева вспоминает о двух своих бабках – простой сельской попадье и гордой польской панне.
Чтец. Стихотворение «У первой бабки – четыре сына…»
У первой бабки – четыре сына,
Четыре сына – одна лучина,
Кожух овчинный, мешок пеньки, –
Четыре сына – да две руки!
Как ни навалишь им чашку – чисто!
Чай, не барчата! – Семинаристы!
А у другой – по иному трахту! –
У той тоскует в ногах вся шляхта.
И вот – смеётся у камелька:
«Сто богомольцев – одна рука!»
И зацелованными руками
Чудит над клавишами, шелками…
Обеим бабкам я вышла – внучка:
Чернорабочий – и белоручка!
Чтец. Из воспоминаний сестры, Анастасии Цветаевой: «Наша семья жила в уютном особняке одного из старинных московских переулков; лето проводили в живописных местах Подмосковья, в калужском городе Таруса, а иногда и в заграничных поездках. Всё это и было той духовной атмосферой, которой дышало детство и годы юности моей сестры Марины. Отец старался дать нам основательное образование, знание европейских языков, поощрял чтение отечественной и зарубежной литературы»… «Марина уже с раннего возраста отличалась самостоятельностью во вкусах и привычках, крепко отстаивала это свойство своей натуры и в дальнейшем: «быть только самой собой».
Ведущий. Она рано начала писать. В 1910 году ей было всего восемнадцать, когда была издана первая её книжка «Вечерний альбом». Несмотря на маленький тираж, сборник выделили, оценили известные поэты того времени Валерий Брюсов, Николай Гумилев, Максимилиан Волошин. Герои её ранних стихотворений, кроме самой юной поэтессы, - мама, сестра Ася, любимые подруги, герои любимых книг.
Чтец. Стихотворение «Книги в красном переплёте…»
Чтец. Стихотворение «Молитва»
Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.
Ты мудрый, ты не скажешь строго:
– «Терпи, ещё не кончен срок».
Ты сам мне подал – слишком много!
Я жажду сразу – всех дорог!
Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
И амазонкой мчаться в бой;
Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед, сквозь тень…
Чтоб был легендой – день вчерашний,
Чтоб был безумьем – каждый день!
Люблю и крест, и шелк, и краски,
Моя душа мгновений след…
Ты дал мне детство – лучше сказки
И дай мне смерть – в семнадцать лет!
Ведущий. В вышедших вслед за «Вечерним альбомом» следующих сборниках «Волшебный фонарь» (1912) и «Из двух книг» (1913) стих Цветаевой стремительно взрослеет, предвещая настоящего Поэта.
Чтец. Стихотворение «Старуха»
Ведущий. «В этом слове дышит время…» Человек прожил немалую жизнь, он мудр, у него большой жизненный опыт, но понимаем ли мы этого человека? Ведь даже «звук угрюм»?
Многие стихотворения этого цикла отличаются глубокой искренностью, проникнуты глубоким чувством любви, порой неразделенной.
Звучит романс «Мне нравится, что вы больны не мной…»
в исполнении А. Пугачевой
(если в классе есть ребята, играющие на гитаре, лучше организовать их выступление)
Ведущий. Сборники «Волшебный фонарь» и «Из двух книг» были изданы при содействии друга юности Цветаевой Сергея Эфрона.
Чтец (на фоне слайдов с изображением моря, морского берега)
Они встретились – 17-летний и 18-летняя – 5 мая 1911 года на пустынном берегу, усеянном мелкой галькой, в Коктебеле. Она собирала камешки, он стал помогать ей – красивый грустной и кроткой красотой юноша с поразительными, огромными глазами; заглянув в них и всё прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж. Конечно, сердолик он нашел тотчас же, наощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных – и вложил ей его в ладонь, розовый, изнутри освещенный, крупный камень, который она хранила всю жизнь, который чудом уцелел и по сей день. Их свадьба состоялась в январе 1912 года.
Звучит романс о любви.
На фоне музыки стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо»
Ведущий. Обычно процесс становления молодого поэта проходит неизбежную полосу подражания модным для того времени течениям. С первых же самостоятельных шагов М.Цветаевой ясно проявились черты творческой самобытности, её стихи заставляли задуматься о человеке, испытывающем глубокое чувство одиночества в этом огромном мире, о смысле прожитой жизни, о любви и разочаровании.
Чтец. Стихотворение «Вот опять окно…»
Вот опять окно,
Где опять не спят.
Может – пьют вино,
Может – так сидят.
Или просто – рук
Не разнимут двое.
В каждом доме, друг,
Есть окно такое.
Крик разлук и встреч –
Ты, окно в ночи!
Может – сотни свеч,
Может – три свечи…
Нет и нет уму
Моему – покоя.
И в моем дому
Завелось такое.
Помолись, дружок, за бессонный дом,
За окно с огнем!
Чтец. Стихотворение «Бабушке»
Продолговатый и твердый овал,
Черного платья раструбы…
Юная бабушка! Кто целовал
Ваши надменные губы!
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли…
По сторонам ледяного лица
Локоны, в виде спирали.
Темный, прямой и взыскательный взгляд.
Взгляд, к обороне готовый.
Юный женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей – сколько? –
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен, и ветер был свеж.
Темные звезды погасли.
– Бабушка! – Этот жестокий мятеж
В сердце моем – не от вас ли?..
Чтец. Стихотворение «Цыганская страсть разлуки…»
Цыганская страсть разлуки!
Чуть встретишь – уж рвешься прочь.
Я лоб уронила в руки
И думаю, глядя в ночь:
Никто, в наших письмах роясь,
Не понял до глубины,
Как мы вероломны, то есть –
Как сами себе верны.
Ведущий. Вспоминая об этом времени становления Цветаевой как поэта, закономерно задать вопрос: Как же она встретила время исторического перелома в судьбе горячо любимой ею Родины? Почему не последовала страстному порыву А.Блока «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте Революцию»?
Чтец. Марина Цветаева не приняла её. Она упорно держалась круга собственных представлений и даже с некоторым вызовом, свойственным её страстной и колючей натуре, противопоставляла себя – в стихах – революционной стихии.
Чтец. Стихотворение «Клонится, клонится лоб мой тяжелый…»
Ведущий. Первые годы после Октября для неё были сложными. Она чуждалась общества московских поэтов и не входила ни в одну из поэтических группировок и чрезвычайно редко выступала с чтением своих стихов. Сохранилась афиша одного из таких вечеров в Политехническом музее. В субботу 11 декабря 1920 года Всероссийский союз поэтов под председательством Валерия Брюсова устраивал «Вечер поэтесс», на котором среди участниц, не оставивших своего имени в поэзии, была и приглашенная Брюсовым Марина Цветаева.
Чтец. (девушка в темном платье с широким кожаным ремнем и военной сумкой через плечо). …Она была в темном мешковатом платье, похожем на монашеское одеяние, перепоясанном широким кожаным ремнем. Военная сумка через плечо, коротко остриженные разлетающиеся волосы. Вышла она на эстраду в валенках и всем своим видом и манерой держаться выказывала презрение и к поэтессам, и к заполнившей зал жаждущей литературных скандалов публике. А стихи читала такие, что первоначальные усмешки скоро перешли в шумную овацию. Звучал голос настоящего поэта. Ей аплодировали стоя…
Чтец. Стихотворение «Пригвождена»
Пригвождена к позорному столбу
Славянской совести старинной.
С змеею в сердце и с клеймом на лбу,
Я утверждаю, что – невинна.
Я утверждаю, что во мне покой
Причастницы перед причастьем,
Что не моя вина, что я с рукой
По площадям стою – за счастьем.
Пересмотрите все мое добро,
Скажите – или я ослепла?
Где золото мое? Где серебро?
В моей ладони – горстка пепла!
И это все, что лестью и мольбой
Я выпросила у счастливых.
И это все, что я возьму с собой
В край целований молчаливых.
Чтец. Стихотворение «Если душа родилась крылатой»
Если душа родилась крылатой –
Что ей хоромы и что ей хаты!
Что Чингисхан ей – и что – Орда!
Два на миру у меня врага,
Два близнеца – неразрывно-слитых:
Голод голодных – и сытость сытых!
Чтец. Стихотворение «Два солнца стынут»
Два солнца стынут – о господи, пощади! –
Одно – на небе, другое – в моей груди.
Как эти солнца, – прощу ли себе сама? –
Как эти солнца сводили меня с ума!
И оба стынут – не больно от их лучей!
И то остынет первым, что горячей!
Ведущий. В мае 1922 года Цветаева, так и не принявшая революцию, с разрешения советского правительства выехала за границу к мужу, Сергею Эфрону, участнику белого движения, к тому времени находившемуся в эмиграции, учившемуся в университете в Праге. Воссоединившись, семья недолго жила в Берлине, затем поселилась в окрестностях Праги, а затем в 1925 году переехала в Париж. Белая эмиграция, поначалу принявшая Цветаеву с распростертыми объятьями, скоро отвернулась от неё, поняв, что это не её поэт. Последняя книга Цветаевой вышла в 1928 г. И это при том, что она много работала, писала вдохновенно. Её просто не печатали. Многие стихи этого периода отличаются трагедийной тональностью.
Чтец. Стихотворение «Родина»
О неподатливый язык!
Чего бы попросту – мужик,
Пойми, певал и до меня:
– Россия, родина моя!
Но и с калужского холма
Мне открывалася она –
Даль – тридевятая земля!
Чужбина, родина моя!
Даль, прирожденная, как боль,
Настолько родина и столь
Рок, что повсюду, через всю
Даль – всю её с собой несу!
Даль, отдалившая мне близь,
Даль, говорящая: «Вернись
Домой!» Со всех – до горних звезд –
Меня снимающая мест!
Недаром, голубей воды,
Я далью обдавала лбы.
Ты! Сей руки своей лишусь, –
Хоть двух! Губами подпишусь
На плахе: распрь моих земля –
Гордыня, родина моя!
Чтец. Через 12 лет полунищенского существования она скажет в одном из писем: «Надо мною здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моем бесправии. Защиты нет… Нищеты, в которой я живу, вы себе представить не можете, у меня – никаких средств к жизни, кроме писания. Муж болен и работать не может. Дочь вязкой шапочек зарабатывает 5 франков в день, голодаем. Не знаю, сколько мне ещё осталось жить, не знаю, буду ли я когда на родине, а я хочу туда попасть, я очень скучаю… Мой читатель остался в России, куда мои стихи не доходят…»
Ведущий. С большим трудом ей удалось вернуться на родину. Это был 1939 год. Она делает ещё один выбор, который привел её к новым трагедиям. Нелегко было привыкать к новым условиям жизни. Она уже чувствует недоверчивое внимание и отчуждение. Арестованы муж и дочь. Сама Марина работает в столовой, моет посуду.
Чтец. Стихотворение «Вскрыла жилы»
Вскрыла жилы – неостановимо,
Невосстановимо хлещет жизнь.
Подставляйте миски и тарелки!
Всякая тарелка будет – мелкой,
Миска – плоской.
Через край – и мимо –
В землю черную, питать тростник.
Невозвратно, неостановимо,
Невосстановимо хлещет стих.
Ведущий. А к тому же началась Великая Отечественная война. Цветаева в июле 1941 года вместе с сыном и тысячами других эвакуированных из столицы женщин и детей покидает Москву и попадает лесное Прикамье, сначала в Чистополь, а потом в Елабугу. Потерявшая близких, разлученная с друзьями, оторванная от литературной среды, находясь в состоянии депрессии, на этот раз утратила силу сопротивления ударам судьбы. 31 августа 1941 г. Марина покончила с собой.
Незадолго до смерти она написала стихотворение, которое так ясно передавало её душевное состояние.
Чтец. Стихотворение «О, слезы на глазах»
О, слезы на глазах!
Плач гнева и любви!
О Чехия в слезах!
Испания в крови!
О черная гора,
Затмившая – весь свет!
Пора – пора – пора
Творцу вернуть билет.
Отказываюсь – быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь – жить.
С волками площадей
Отказываюсь – выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть –
Вниз – по теченью спин.
Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один – отказ.
Ведущий. Человека не стало, но осталась его поэзия, проникнутая горячей, исповедальной искренностью. Марина Цветаева верила, что её стихам, «как драгоценным винам, настанет свой черед».
Чтец. Стихотворение «Моим стихам, написанным так рано…»
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я , что я – поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет,
Ворвавшимся, как маленькие черти,
В святилище, где сон и фимиам,
Моим стихам о юности и смерти,
– Нечитанным стихам! –
Разбросанным в пыли по магазинам
(Где их никто не брал и не берет!)
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
Ведущий. И пророчество это оправдалось. Мы восхищаемся ею, сборники её стихов редко остаются на книжных полках.