Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО
наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность».
Изучаю материалы по Функциональной грамотности и не покидает ощущение дежавю. Где-то я уже с этим встречалась.
Что же такое «функциональная грамотность»?
Функциональная грамотность – «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.
Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.
Содержание функциональной грамотности:
• языковая грамотность;
• компьютерная и информационная грамотность,
• правовая грамотность,
• гражданская грамотность,
• финансовая грамотность,
• экологическая грамотность,
• профессиональные и специальные аспекты функциональной грамотности (менеджмент, PR, бизнес-планирование, новые технологии и т.д.).
Наверное, мне повезло. Жизнь предоставила мне возможность наблюдать и участвовать в развитии системы образования, как в Советском Союзе, так и сейчас, в Российской Федерации. До 8 класса я училась в Эстонской ССР в школах небольшого эстонского городка Нарва с большинством русскоязычного населения (примерно 98%). Учителя учили нас отдавая душу и знания. А в рамках системы, принятой Министерством Просвещения ЭССР (да-да! Министерство каждой республики имело право принимать свои законы по правилам обучения!) , экзамены у нас проводились с 4 класса. Видимо это и начало вырабатывать первую функциональную грамотность – не боятся отвечать за свои (!) результаты и понимать зачем (!) мы учимся в школе.
Я опять вспомнила себя, начало 70-х. Мы шли в школу, понимая, зачем нам надо учиться уже с 1 класса. Мы понимали, что учимся, чтобы найти и выбрать то, чем захотим заниматься в будущем, мы понимали, что, благодаря полученному в школе образованию, мы сможем поступить в ВУЗ и учиться дальше тому, что нравится и зависеть это будет только от нас, школьников. И можно сколько угодно говорить, что раньше было сложно или невозможно поступить в столичные вузы, но пример маленького нарвского городка с высокой «поступаемостью» в ленинградские вузы говорит об обратном. Можно привести еще много примеров, подтверждающих, что в первую очередь все зависит конкретно от человека, от его функциональной грамотности, но сейчас не эти примеры являются сутью статьи.
Откуда же возникала эта функциональная грамотность? Из семьи, в первую очередь! Родители рассказывали и объясняли, что и как будет. А школа помогала. (Вам не напоминает это ст.44 Закона об образовании? Опять дежавю.). На днях (в рамках организуемой инновационной деятельности в школе) я провела эксперимент в начальной, средней и старшей школах, задавая школьникам один вопрос: «Зачем, с какой целью вы ходите в школу?» И…не получила ни одного (!) ответа. Ладно, малышей можно оправдать возрастом, но когда 10-классники не понимают, зачем они пошли учиться в 10 класс, это настораживает. Не поздновато ли вспоминать о воспитании функциональной грамотности? Хотя, лучше поздно, чем никогда.
Но опять вернусь к себе. 10 и 11 класс я заканчивала в Ленинграде. Сразу почувствовала разницу в преподавании. Оно было не хуже и не лучше, оно было другое. Иная «среда обитания», иное обучение. Но оно тоже было нацелено на будущую жизнь. И никому (!) из преподавателей не приходило в голову пугать школьников экзаменами. В то время для меня экзамены были как нечто проходящее. Их надо сдать, чтобы понять уровень своих знаний и решить, что делать дальше и куда поступать. И ты сам в ответе за то, что получил! (Почти как у Сент-Экзюпери в «Маленькой принце»)
А сейчас слова типа «кошмар ЕГЭ и ОГЭ» окружают нас постоянно. В общем, «дежавю» определилось и приняло четкие формы, которые мы знали как «народную мудрость»: 1) Новое – это хорошо забытое старое. Это по поводу Функциональной грамотности. И мое (- автор ЕЕД): 2) Семья – это откуда берет начало функциональная грамотность! Не из школы, а из семьи!
Но это не значит, что школа должна устраниться. Да, она должна развивать ФГ у детей как школьный помощник, которому должны быть для этого созданы необходимые условия.
Если система учебы создана ДЛЯ СДАЧИ ЭКЗАМЕНОВ, то она не способствует выбору ребенком своего пути. Если учебники выбираются НЕ СПРАШИВАЯ МНЕНИЯ работающих педагогов, то они (учебники) не будут работать ни на желание учиться, ни на ФГ. Повышая заполняемость классов, чиновники совершенно явно показали, что плохо учились в школе и не помнят детскую классику - басню С.Михалкова «Жадный богач»! Ну нельзя научить свободно говорить на иностранном языке, нельзя научить коммуникации класс, в котором 24 ребенка! Это я говорю, как учитель английского языка! Решать задачи можно, а говорить – нельзя! И не надо заниматься самообманом!
Поэтому, чтобы не выглядеть, как желающие покритиковать, но ничего не предложить, хотелось бы сказать:
Необходимо четко донести до общества, что такое функциональная грамотность (ФГ), зачем она нужна и сделать это надо в рамках президентской программы помощи семьи и обществу.
Мониторинг ФГ надо начинать не со школьников 5 и 7 классов, а с семьи.
Необходимо не только «мониторить» школьников, но и собирать информацию, куда школьник поступил после школы, чтобы сравнивать затем результаты предыдущего мониторинга и реальности. На основании собранного и обработанного материала можно принимать решения по развитию ФГ, а не по «абстрактным придуманным и желаемым» результатам.
Изложив желаемые цели, провести опрос учителей по поводу учебников (изложение материала, удобство работы и пр.) и только после этого принимать решение по утверждению перечня списка учебника.
Нормой количества человек в группе при изучении иностранного языка должно стать не «24 не делится, а 25 делится», а максимальное число учеников в группе. Их должно быть не более 10-12. При большем количестве учеников, организуются дополнительные группы с меньшим количеством школьников в группах.
Можно еще подумать по поводу создания условий для развития ФГ. ))
Закончить хотелось бы на мажорной ноте – замечательно, когда хорошо забытое все-таки вспоминают)). Но желательно, чтобы это развивали люди с практическим, а не теоретическим опытом, ибо «Теория без практики – это рюкзак с учебниками по плаванию за спиной тонущего».