1. | 5мин | Организационный момент.  | «Писать прекрасно — значит одновременно прекрасно мыслить, прекрасно чувствовать и прекрасно выражать, то есть обладать в равной мере умом, душою и вкусом» Этими словами французского натуралиста, биолога, математика, естествоиспытателя и писателя XVIII века Жоржа-Луи Лекле́рка, графа де Бюффо́на я бы хотела начать наш обобщающий урок по теме «Чудесный мир классики», который мы проведём в виде конкурсов. А победители в конце урока будут награждены Грамотами. Но перед тем, как начать нашу работу и отправиться в увлекательный мир классики, я хочу поставить перед вами вопрос, на который вы ответите в конце урока. Действительно ли мир классики чудесный? Почему? | Читают афоризм. | Личностные: - самоопределение Регулятивные: -целеполагание Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества |
2. | 3 мин | Подготовка к восприятию нового. Обеспечение мотивации обобщения изученного материала.  | Перед началом урока давайте вспомним, что такое «классика»? - Где более точное определение этому слову мы можем найти? Правильно, в словаре. Классика- образцовые, выдающиеся, общепризнанные произведения литературы и искусства, имеющие непреходящую ценность для национальной и мировой культуры. | Высказывание учащихся. Дают ответ на поставленный вопрос. Читают данные из словаря. | Регулятивные: - целеполагание Познавательные: - постановка проблемы |
3. | 20мин | Обобщение изученного материала. Обеспечение восприятия, осмысления и воспроизведения изученного материала. Слайд 1  Слайд 2  Слайд 3  Слайд 4 Слайд 5  Слайд 6  Слайд 1-2  Слайд 3  Слайд 4  | Действительно все прочитанные произведения в этой теме являются общепризнанными и имеют непреходящую ценность для национальной культуры, а авторы, с которыми мы познакомились являются выдающимися. Но кто же эти авторы? - И начнем мы наш урок-конкурс вот с конкурса «Биография». Ваше задание: прочитать отрывок из биографии поэта или писателя и узнать о ком идёт речь. 1.Именно в детские годы возник у него замысел сказки: лет с 11 или 12, а может даже “на руках няни”. “Конёк – горбунок” был сказкой, не только рассказанной, прежде всего для детей, но и задуманной ещё ребёнком, записанной юношей. Сказка ребёнка для ребят: таких сказок в жизни очень мало. Пётр Павлович Ершов 2. Он сам не помнил, когда начал сочинять, как не помнил когда научился грамоте. И сочинял он, конечно по-французски, как отец. Одним из близких ему людей была его няня Арина Родионовна, которая долгими зимними вечерами рассказывала ему сказки, которые легли в основу его собственных. Александр Сергеевич Пушкин 3. Родился он в знатной дворянской семье. Имел титул графа. В три года остался сиротой и воспитывался у своей тети в Казани. Первые произведения для детей опубликовал в журнале «Ясная поляна». А в 1872 году создал «Азбуку» для обучения крестьянских детей в своей школе, которая была открыта в его родовом имении.Лев Николаевич Толстой 4. Этот человек сыграл большую роль в развитии детской литературы, хотя считал, что « …писать для детей вообще не умею….». Он стал рано увлекаться театром и литературой: учась в гимназии, участвовал в издании рукописного журнала. Будучи уже студентом начал сотрудничать с юмористическим журналом , публикуясь под псевдонимом Антоша Чехонте. Антон Павлович Чехов 5. В дни трагической гибели А.С. Пушкина, Россия услышала голос молодого поэта, которому суждено было стать преемником А.С. Пушкина в русской литературе. Это был двадцатидвухлетний офицер, принимавший участие в войне на Кавказе и написавший стихотворение «Смерть поэта». Впервые поэт решил вынести свое творчество на суд публики, когда ему было 20 лет. Михаил Юрьевич Лермонтов -Мы вспомнили имена классиков русской литературы и теперь должны вспомнить их замечательные произведения, с которыми мы познакомились на уроках чтения. И так, следующий конкурс «Разминка».Вам нужно соединить имя автора и название произведения, которое он написал. М. Ю. Лермонтов «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. П. Чехов «Ашик-Кериб» П. П. Ершов«Детство» А.С.Пушкин«Мальчики» Л.Н.Толстой«Конек-горбунок»
Чтобы поглубже окунуться в мир произведений, предлагаю провести следующий конкурс «Продолжи». На слайдах вы увидите отрывки из произведений. Ваша задача продолжить его предложением. А кто назовёт произведение и автора этого отрывка, получит дополнительные +. (Проверка: ребята доказывают правильность выбора предложения чтением отрывков из произведений. Проверяется выразительное чтение.)
1. В долгом времени аль вскоре Приключилося им горе: Кто-то в поле стал ходить …. И пшеницу шевелить.«Конёк-горбунок» П.П.Ершов
2. Подруга дней моих суровых Голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых … Давно, давно ты ждёшь меня.«Конёк-горбунок» П.П.Ершов 3. Но царевна молодая, Тихомолком расцветая, Между тем росла, росла … Поднялась и расцвела. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкин
4. Терек воет, дик и злобен, Меж утёсистых громад, Буре плач его подобен … Слёзы брызгами летят.«Дары Терека» М.Ю.Лермонтов | Ответы детей по текстам слайда. (вначале дети записывают ответы на листочках, затем озвучивают. У кого правильный ответ- ставят +. По количеству + определяется победитель каждого этапа и всего конкурса) Обсуждают и доказывают правильность ответов. Ответы детей по текстам слайда. Обсуждают и доказывают правильность ответов, используя учебник. Читают отрывки, пытаются воспроизвести его продолжение. Доказывают правильность ответов, используя учебник. Выразительно читают отрывки. Дают ответы. (По надобности, доказывают чтением отрывков из текстов.) Рассматривают картинки, дают ответы. Объясняют правильность своего выбора. | Познавательные: - структурирование знаний; - антиципация - умение создавать алгоритм деятельности при решении проблемы -выбор наиболее эффективных способов решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий Коммуникативные: - умение слушать и учитывать мнение собеседников - умение формулировать собственное мнение при работе в группе, аргументировано отстаивать свою точку зрения - умение объяснять свой выбор, строить фразы Регулятивные: - планирование, -прогнозирование результатов своей деятельности - корректировка деятельности, внесение изменений сучетом возникших трудностей и ошибок |
| | Камень: Зеркальце: Дарьял: Америка: Караульщик: Подруга: Николенька: Тифлиз: | Надеюсь, вы хорошо отдохнули и у вас поднялось настроение. Думаю, можно продолжать наш конкурс. Следующий конкурс «Узнай по слову». Ваше задание: по одному слову узнать название произведения и его автора. - Найдите в тексте и прочитайте, что решил сделать мужик, чтобы убрать камень? - Найдите в тексте как А.С.Пушкин описывает зеркальце. - Найдите и прочитайте четыре строки, в которых автор описывает Терек - Зачем мальчики решить уехать в Америку? - Кто такой караульщик? Каким синонимом можно заменить? – Почему А.Пушкин называл свою няню подругой? Разве это возможно? - Что такое Тифлиз? - Найдите и прочитайте описание мальчика? О чём хотел сказать автор?
Предлагаю следующий конкурс«Узнай по предмету» . Теперь вашей задачей будет узнать произведение и автора по рисунку.
Монета, лошадь, перо, мешок. «Конёк-горбунок» П.П.Ершов Месяц, пёс, яблоко, зеркальце.«Сказка о мёртвой царевне…» А.С.Пушкин Ножницы, чечевица, карта. «Мальчики» А.П.Чехов
Пришло время последнего конкурса «Блиц-вопрос». На экране будет выходить вопрос, а вы должны как можно быстрее дать на него ответ.
Какого цвета была кобылица, которую поймал Иван? (белого) Какой волшебный предмет был у царицыв «Сказке о мёртвой царевне…»? (зеркальце) Как звали собаку семи богатырей? (Соколко) Кто смог убрать камень с дороги в басне Л.Н.Толстого? (мужик) В какую страну собирались сбежать мальчики?( в Америку) На каком музыкальном инструменте играл Ашик – Кериб? (гусли) | Читают слова. Дают ответы. Выполняют задания учителя, используя полученные знания и учебник. | |
5. | 4 мин | Подведение итогов. Рефлексия. Обеспечение обобщения знаний и способов деятельности на уровне применения в измененной ситуации.  | И вот пришла пора ответить на вопрос, который я вам задавала в начале урока. Действительно ли мир классики чудесен? Чем? (разнообразием жанров произведений, много нового узнали о творчестве великих классиков, содержанием произведений, красочным, богатым языком написания произведений, интересным развитием сюжета и др.). Давайте вернёмся с вами к словам Жоржа-Луи Лекле́рка, графа де Бюффо́на, которыми мы начали наш урок. -Согласны ли вы с его высказыванием?
Замечательно! Предлагаю и вам на время стать писателем и написать синквейн на тему «Классика» первая строка – название темы (одно существительное); - вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных; - третья строка - описание действия в рамках этой темы тремя глаголами; - четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение); - последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
Пример: Классика Чудесная интересная Воспитывает, обучает, развивает Открывает мир русской литературы Восхищает | Высказывание детей. Перечитывают афоризм. Дают ответы. Составляют и зачитывают составленные синквейны. | Личностные: - смыслообразование Регулятивные: - самооценка Познавательные: -структурирование знаний Коммуникативные: - умение формулировать собственное мнение, точно отвечать на вопросы |