СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"205 лет Лермонтову". Литературная гостиная.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"205 лет Лермонтову". Литературная гостиная.»

«…Но ты мечтал об ангельски прекрасном,



«…Но ты мечтал об ангельски прекрасном,



Ты демонски-мятежное любил…»







Литературная гостиная





Учитель русского языка и литературы

МКОУ «Лицей Мюрего»

Исаева М.М.



19 сентября 2019 г.



Тема: «М.Ю. Лермонтов. Судьба и творчество».

Форма проведения: литературная гостиная

Цели:

  • прививать детям любовь к литературе, приобщать к богатству русской литературы, к

искусству слова;

  • воспитывать тактичность, чувство взаимопомощи, солидарность в принятии решений, ответственность;

  • развивать творческие способности учащихся, мышление, навыки работы в коллективе (группе);

  • помочь учащимся уловить неповторимые черты личности писателя: любящее сердце, способность увлекаться;

  • постараться воспринять идею дружбы народов, которую утверждал в своих произведениях М.Ю. Лермонтов.

Задачи: 

  • Систематизация и обобщение знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова;

  • Обучение выразительному чтению лирических произведений.

  • Развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через интеграцию материала уроков литературы, истории; через использование формы – литературная гостиная;

  • Развитие эстетического вкуса.

  • Формирование дружеских отношений между учащимися;

  • Формирование умения быстро принимать решения;

  • Формирование навыков публичного выступления.

Форма проведения: литературная гостиная.

Место проведения: кабинет русского языка и литературы.

Оформление класса:  портреты М.Ю. Лермонтова, репродукции картин. 

Оборудование:  мультимедийный проектор, экран, компьютер, тематические слайды, выставка книг, портрет писателя.



Вступление

Звучат аккорды "Вальса" из балета Хачатуряна к драме М.Лермонтова "Маскарад. Под эту мелодию выходят чтецы.

1-й чтец: Господа, великое горе! Сегодня, холодным январским днем 1837 года, скончался раненный на дуэли Пушкин.

2-й чтец: Вы обратили уже внимание на эти стихи?! Говорят, они были написаны сегодня, этой вьюжной зимней ночью.

Погиб поэт! - невольник чести -
Пал, оклеветанный молвой, 
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!
Не вынесла душа Поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде: и убит!

3-й чтец: Вы знаете автора этих стихов?

4-й чтец: А как же! Это поручик лейб-гвардии - Лермонтов.

5-й чтец: О, я думаю, мы еще услышим о нем.

Ведущий: Лермонтову тогда было только 23 года! У поэта есть стихотворения, через которые проходит тема одиночества. Он часто испытывал это мучительное чувство среди окружающего его бездушного светского общества. Далёк Лермонтов от интересов и стремлений этого общества и на светском маскараде, уносясь в мечтах к прошлому, стараясь оживить в памяти картины детства, родные места.

Из-за стола выходит ученик и читает стихотворение "Как часто, пёстрою толпою окружён".

Вызовом этому обществу "бездушных" масок звучат последние строки стихотворения.

Ведущий: Тема одиночества в лирике Лермонтова дополняется темой узничества, в ней усиливается стремление к свободе, к борьбе.

Читают стихотворение "Желание" ("Отворите мне темницу, дайте мне сиянье дня").

Ведущий: Замечательны стихи Лермонтова о природе, но затаённая боль поэта чувствуется и в пейзажных зарисовках. В его стихах возникают образы сосны, тоскующей о пальме, о несбыточном счастье; одинокого утеса, от которого утром умчалась "тучка золотая", оторвавшегося дубового листка.

Читают стихотворение "На севере диком стоит одиноко".

Ведущий: Но не всегда под влиянием картин природы у поэта "смиряется души тревога", не всегда "расходятся морщины на челе", не всегда сулят отдых "тихие долины". Вспомните стихотворение "Выхожу один я на дорогу": спокойно спит земля, торжественно небо, тихо беседуют звёзды, а поэту больно и трудно. Это одно из последних стихотворений поэта: оно написано в 1841 году.



Читают стихотворения "Выхожу один я на дорогу", «Парус».

Ведущий: Чем больше презрения и ненависти вызывала у Лермонтова светская среда, тем с большей любовью и вниманием поэт обращается мыслью к народу, к родине. Героем стихотворения "Бородино" является рядовой солдат. В этом стихотворении Лермонтов воплотил своё представление о лучших чертах человека из народа.

Читают стихотворение "Бородино".

Ведущий: Любовь к Родине поэт называл странной. Он сам не в состоянии объяснить причины своей любви к родной природе с её скромной красотой, но поэту дорога картина этой природы, и прежде всего ему дорог сам русский народ.

Читают стихотворение «Люблю отчизну я, но странною любовью!»

Чтец: Одной из ведущих тем в лирике Лермонтова является тема поэта и поэзии. Кто такой поэт, в чём его назначение? Поэт Лермонтова – это человек с твёрдой и страстной волей, это связующее звено между Богом и народом. И миссию поэта Лермонтов видит в донесении гласа Божьего людям. Лермонтов обвиняет поэтов-современников, променявших высокое назначение поэта на обеспеченное, сытое существование. Образ осмеянного и презираемого пророка появляется и в стихотворении «Пророк». Поэт, наделённый божественным даром, осознаёт всю тяжесть своего предназначения.

Чтец: Кавказскому городу Пятигорску было суждено сыграть роковую роль в его жизни. Здесь, кроме прочих старых знакомых, Лермонтов находит своего товарища по Школе юнкеров Николая Мартынова. На одном из светских вечеров в пятигорском семействе шутки Лермонтова задели Мартынова. Увы, понятие чести в XIX веке имело и свои отрицательные стороны. Невинная шутка могла стоить жизни. Ссора повлекла за собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не намериваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. 

Ведущий: Только четыре года прожил поэт с того дня, как написал "Смерть поэта", но за эти годы он создал замечательные поэмы "Песня про царя Ивана Васильевича", "Мцыри", "Демон", роман "Герой нашего времени", напечатал сборник стихов - двадцать шесть гениальных творений. А ведь у Лермонтова совсем не было времени для спокойной работы, и почти всё, что написано, сочинялось в почтовых кибитках, на постоялых дворах, в полку на дежурстве, в тюремной камере, в перерывах между боями. Лермонтов погиб, когда ему не исполнилось и 27 лет. Его произведения волнуют и всегда будут волновать читателей благородством чувств, высокой гражданственностью, мужественной искренностью.

Ведущий: Мы начинаем викторину, посвящённую жизни и творчеству великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова.

  1. В каком году родился М.Ю. Лермонтов? В 1814 г.

  2. Где прошло детство и отрочество поэта? В Тарханах.

  3. Как звали мать М.Ю. Лермонтова? Мария Михайловна.

  4. В каком году М.Ю. Лермонтов поступил в Благородный пансион? В 1828 г.

  5. На каких музыкальных инструментах играл М.Ю. Лермонтов в детстве? Скрипка и фортепиано.

  6. Сколько романов написал М.Ю. Лермонтов? один «Герой нашего времени».

  7. Назовите девичью фамилию матери М.Ю. Лермонтова? М.М. Арсеньева.

  8. Известно, что М.Ю. Лермонтов провёл детство в Тарханах. Назовите, в какой губернии оно находилось? Село Тарханы, Пензенской губернии.

  9. Где родился великий поэт? В Москве.

  10. Вспомните, как звали няньку М.Ю. Лермонтова? Дворовая женщина Марфа Максимовна Коновалова.





  1. Назовите точную дату 1-й дуэли Лермонтова с Барантом? 18 февраля 1840 года.

  2. Кто был секундантом Лермонтова в его дуэли с Мартыновым? Васильчиков.

  3. Вспомните, как звали бабушку М.Ю. Лермонтова, у которой воспитывался маленький Миша? Елизавета Алексеевна Арсеньева.

  4. За что М.Ю.Лермонтов был отправлен царём Николаем I в первую ссылку?

В 1837 году за сочинение «Непозволительных стихов» на смерть А. С. Пушкина.

  1. Во время учёбы в Московском университете поэт работал над второй редакцией поэмы «Демон». Кому он её посвятил? В.А. Лопухиной (подруге юных лет).



  1. Кто считается родоначальником русской ветви Лермонтовых? Георг Лермонт, выходец из Шотландии, с 1613 года служивший в рядах московского войска.

  2. В творчестве А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н. Толстого есть одноимённое произведение. Назовите его. «Кавказский пленник».

  3. Встречались ли А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, где и когда? Нет, встречи не произошло, но у Лермонтова были такие намерения.

  4. Кто автор памятника М.Ю. Лермонтова в Пятигорске? Скульптор А.М. Опекушин.

  5. Назовите год смерти М.Ю. Лермонтова. 1841 год.

  6. Назовите год, в котором М.Ю. Лермонтов начал писать стихи. 1828 год.

  7. Назовите год, в котором впервые были опубликованы стихотворения М.Ю. Лермонтова, т. е. год начала публикации. 1830 год.

  8. Назовите место гибели М.Ю. Лермонтова. Подножие горы Машук.

  9. Почему творчество М.Ю. Лермонтова считается незаконченным? Смерть на дуэли.

Звучат романсы на стихи поэта. Нужно назвать стихи.

Итоги.

Ведущий: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей и проницательным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого». И. Андронников.

15 июля 1841 года, около 5 часов вечера... разразилась ужасная буря с молниею и громом; в это самое время между горами Машуком и Бештау скончался... Лермонтов.

Да, ему было неполных 27 лет. И всё, что им было создано за 13 лет творчества, - это подвиг во имя свободы и родины.



Чтецы:

Казался ты и сумрачным и властным,

Безумной вспышкой непреклонных сил;

Но ты мечтал об ангельски прекрасном,

Ты демонски-мятежное любил.

Ты никогда не мог быть безучастным,

От гимнов ты к проклятиям спешил,

И в жизни верил всем мечтам напрасным:

Ответа ждал от женщин и могил!

Но не было ответа. И угрюмо

Ты затаил, о чём томилась дума,

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

Не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах!


Валерий Брюсов «К портрету М. Ю. Лермонтова» (1900)



«Афоризмы»

Знаете ли вы лермонтовские афоризмы? Слайды.

а) «Так храм оставленный - всё храм. Кумир поверженный - всё бог»; б) «Расстаться казалось нам трудно, Но встретиться было б трудней»; в) «Была без радости любовь, Разлука будет без печали»; г) «Всё это было бы смешно, Когда бы ни было так грустно»; д) «Понять невозможно её, Зато не любить невозможно»; е) «Так жизнь скучна, когда боренья нет»; ж) «А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, Такая пустая и глупая шутка»; з) «Странная вещь - сердце человеческое вообще, а женское в особенности».







Заключение.

Итак, наша встреча подошла к концу. Я рада, что вы так хорошо подготовились и знаете биографию и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова, нашего великого русского поэта, писателя, ЧЕЛОВЕКА! Я уверена, что каждый сегодня открыл для себя нового, своего Лермонтова.

«Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, М.Ю.Лермонтов исповедовался в своих произведениях, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю его души и понять его как поэта и как человека» (И. Андронников).